НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА РЫНКЕ ИТ-УСЛУГ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА РЫНКЕ ИТ-УСЛУГ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение 2

1. Информационные технологии. Понятие, структура, основные черты 3

2. Российский рынок информационных технологий сегодня 4

3. Текущее состояние мирового рынка программного обеспечения 7

4. Информационные технологии на рынке услуг. Перспективы развития рынка информационных технологий 8

Заключение 10

Список литературы 11

Введение

Зарождение новых информационных систем и информационных технологий во второй половине 20-го века является информационной революцией в прямом смысле этого слова. По своей информационной насыщенности, по темпу развития, по масштабу распространения в истории человечества нет аналогов этому процессу. Последствия применения информационных технологий зависят от ценностных установок и политических решений. Дело заключается в том, что для развития материального производства необходимо применять новые информационные технологии, обеспечивающие прирост и эффективное использование знаний и распространяющие новые образцы научно-технической информации. До появления информационных систем все это достигалось с помощью речи, письма, прессы, телефонной связи, телевидения и т.д. Поэтому при построении информационного общества, прежде всего, должны быть учтены такие показатели, как социальная приемлемость и социальная поддержка, а также соответствие нуждам людей.

Информационные технологии распространяются от более развитых стран к менее развитым, охватывая все новые культуры, в большинстве своем отличающиеся от тех, в которых эти технологии зародились. Внутри этих культур "автоматизация" и "компьютеризация" воспринимаются по-разному, и часто с понятным опасением, так как они влияют на жизнь индивидуумов и общества в целом, а это влияние неизбежно и, даже, желательно. Появление новых информационных технологий приводит не только к тому, что человек начинает овладевать новыми огромными объемами информации, но и к тому, что новые информационные технологии меняют социальный, культурный порядок развития. Они порождают социальные и культурные формы. Они оказывают со временем возрастающее влияние на формирование личности, семьи, образа жизни общества. Другими словами, информационная революция невероятно быстрыми темпами изменяет мир. Эти изменения неизбежны и чрезвычайно масштабны, и скорость их распространения постоянно растет.

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что с начала XXI века происходит выдвижение информации на лидирующее место в жизни человека. Цель данной работы заключается в изучении новых информационных технологий и исследовании дальнейших путей их развития. Также поставлены следующие задачи: изучить литературу по данной теме, проанализировать найденную информацию.

1. Информационные технологии. Понятие, структура, основные черты

Информационные технологии (ИТ, информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [1];

Информационные технологии - приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных [2];

Информационные технологии - ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации [3];

Информационные технологии (ЮНЕСКО) — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; компьютерную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

В широком смысле ИТ включают в себя все области создания, хранения, передачи и восприятия информации, не только компьютерные технологии. При этом ИТ в большинстве своем ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень.

Согласно Википедии [12] информационные технологии могут быть сгруппированы следующим образом:

  • Сети - совокупности оконечных устройств (терминалов) связи, объединённых каналами передачи данных и коммутирующими устройствами (узлами сети), обеспечивающими обмен сообщениями между всеми оконечными устройствами. К ним относятся Телефонные сети и компьютерные сети.

  • Терминалы - точки доступа пользователей к информационному пространству, такие как персональный компьютер, сотовый телефон, телевизор, игровая приставка.

  • Услуги - это целый комплекс работ, направленный на поддержание работы компании в сфере информационных технологий, направленный на бесперебойную работу коммуникаций, как внутри компании, так и с внешним миром. К ИТ-услугам относят электронную почту и поисковые системы.

2. Российский рынок информационных технологий сегодня

Развитие рынка информационных технологий оказывает огромное влияние на экономику страны. Оно является одним из ключевых условий перехода к постиндустриальной экономике. Информационные технологии являются ключевым источником инноваций, которые способствуют развитию смежных отраслей и общей эффективности экономики страны. Согласно результатам различных исследований, одним из ключевых факторов, влияющих на конкурентоспособность страны, является уровень развития ИТ-индустрии [4].

Например, согласно рейтингу индекса глобальной конкуренции, Россия пока отстает от развитых стран и занимает 53-е, 40-е и 50-е места. Но произошли существенные положительные изменения по сравнению с 2008 годом. Тогда Россия занимала лишь 49-ю позицию в рейтинге ИКТ и 74-ю — в рейтинге сетевой готовности. Тем не менее, даже при положительной динамике в мировых рейтингах, российский рынок информационных технологий в денежном выражении находится в состоянии стагнации. На практике напротив, происходит активное замещение одних сегментов и технологий другими. Но согласно оценкам, говорить о существенном росте рынка не приходится в настоящий момент. По данным таких аналитических агентств, как IDC и Gartner, падение годовых объемов российского рынка ИТ-услуг в 2013 году составляет 1% и 0,6% соответственно. Объективно проследить динамику рынка невозможно.

Динамика общей выручки ТОП100 компаний отрасли подтверждает стагнацию рынка. Динамика представлена на рис.2. В 2013 году их общая выручка составила 918 млрд рублей. Это всего лишь меньше на 1 млрд по сравнению с 2012 годом. Кроме того, в два раза увеличилось количество компаний, участвовавших в рейтинге, которые зафиксировали падение своей выручки. Больше всего же влиянию стагнации ИТ-рынка подвержены те компании, клиентами которых являются крупные корпорации, то есть лидеры рейтинга ТОП10. Доля выручки этих компаний составила 51% от общего объема. А это на 4,3% ниже в сравнении с 2012 годом. Этот показатель является самым низким за последние 10 лет. Но так как менее крупные компании быстрее адаптируются к изменениям рынка, то совокупная выручка компаний, которые занимают с 11 по 100 место, выросла на 4,3%. Если в прошлом году список самых быстрорастущих возглавляли крупные федеральные компании, то в текущем году они уступили свои позиции более мелким региональным игрокам.

Сокращение расходов на ИТ со стороны как частного сектора, так и государства, и замедление темпа экономического роста страны вызвало стагнация рынка. Если проанализировать данные, которые представлены на сайте Минкомсвязи, можно заметить, что с 2012 года наблюдается постепенное снижение затрат ряда крупнейших ведомств на ИКТ, причем наиболее существенным оно стало в 2013 году. Как следствие, общая сумма расходов уменьшилась на 24%.

Итак, структура российского ИТ-рынка не сильно отличается от структуры мирового. Так, по данным Минэкономразвития, самым крупным является сегмент ИТ-оборудования, доля которого составляет 56,1% в России и 50% в мире, на ИТ-услуги приходится 24,4%, на рынок программного обеспечения (ПО) — 19,5%. У развитых рынков ИТ в Западной Европе и США несколько другая структура. Там доля ИТ-оборудования составляет всего около 30%. Наибольший рост в 2013 году в этом секторе пришелся на сегмент ИТ-аутсорсинга. Увеличивается число организаций, которые переходят к поддержке ИТ-инфраструктуры силами внешних профессиональных сервис-провайдеров. Рост этого направления позволил ему занять 17-ти процентную долю сегмента ИТ-услуг, но в России в абсолютных значениях объем рынка ИТ-аутсорсинга все еще существенно более низкий по сравнению с показателями ведущих зарубежных стран.

Согласно отчету компании, IDC “Russia IT Services 2014–2018 Forecast and 2013 Analysis”, объем российского рынка ИТ-услуг вырос на 8% в 2013 году и составляет 7,7 млрд долларов (см.рис.1). Сектор ИТ-услуг, пожалуй, единственный в России, в котором доминируют отечественные компании (им принадлежит более половины суммарного оборота). Такой вид услуг, как системная интеграция также, находится под контролем российских компаний.

Развитие облачных технологий является основным трендом в секторе, а конкретнее быстрый темп роста расходов на них и сопутствующие услуги, а также центры обработки данных. Спрос на облачные технологии растет в среднем на 50% ежегодно и это несмотря на то, что их доля в объеме российского рынка ИТ-услуг занимает всего лишь 2,5%. Этот сегмент включает в себя операционные услуги по подписке (примерно 67% рынка) и проектные услуги (33%). Ведущими поставщиками операционных облачных сервисов являются IBM, Salesforce и Microsoft. Количество отечественных разработчиков в данном секторе также продолжает активно расти, а российская ИТ-компания в 2013 году лидировала в категории оказания проектных услуг по созданию частных облаков, опережая крупных иностранных вендоров.

Согласно прогнозам аналитиков Forrester Research, к 2020 году объем мирового рынка облачных сервисов достигнет 191 млрд долларов. В России темп роста облачных технологий составит свыше 50%, при этом большая часть будет приходиться на сегмент

SaaS (программное обеспечение как услуга), а основным драйвером роста станет увеличение количества предприятий, которые внедряют облачные технологии. И уже к 2016 году, по прогнозам экспертов, на глобальном рынке затраты компаний на облачные сервисы увеличатся примерно в три раза.

Рис.1- Объем российского рынка ИТ, млрд долларов

Рис.2 - Динамика общей выручки 100 крупнейших российских ИТ-компаний, млрд рублей

3. Текущее состояние мирового рынка программного обеспечения

По данным Gartner , объем мирового рынка программного обеспечения в 2013 году составил 407,3 млрд долларов. В сравнении с 2012 годом это на 4,8%. Рост главным образом происходил за счет стран с развитой экономикой. С целью сохранения конкурентоспособности компании инвестировали в технологии для уже имеющейся инфраструктуры, а в облачные сервисы и ПО с оплатой по подписке вкладывались, только когда это сулило перспективы роста и развития бизнеса.

По информации IDC, в 2013 году рынок ПО вырос на 5,5% по сравнению с прошлым годом и достиг при этом отметки 369 млрд. долларов. Это выше, чем рост, который был отмечен в 2012 году. IDC ожидает, что это вполне положительное положение сохранится и в течение следующих нескольких лет. В развитии рынка ПО прослеживаются пять трендов: мобильность, «облака», социальные сети, обработка больших данных и быстрая адаптация решений. Совокупный оборот топ100 мировых ИТ-компаний снизился на 1% (по сравнению с 2012 годом) до 693 млрд. долларов в четвертом квартале 2013 года. Снижение оборота также составило 1%. Между тем, учитывая два последних года, по сравнению с 2011 г. объем продаж в 2013 г. был выше примерно на 3%.

IDC разделяет общий рынок программного обеспечения на три основных сегмента: 1) приложения; 2) инструментальное ПО; 3) системное и инфраструктурное ПО. Среди этих сегментов рынок инструментального ПО стал самым быстрорастущим и составил почти 23% от совокупной выручки в 2013 году, с 5,6% показателем роста по сравнению с 2012 годом. Такой рост этого сегмента во многом был обусловлен улучшениями показателей по таким направлениям, как «Управление структурированными данными» и «ПО для анализа и передачи данных». Кроме того, компании стали уделять все больше внимания аналитике и Big Data, поэтому одним из основных трендов рынка стала популяризация решений типа «Аналитические платформы» и «ПО для управления базами данных».

В сегменте приложений, составляющем около 50% от общей выручки, рост в 2013 году составил 5,5% по сравнению с предыдущим, а рост рынка корпоративных и контент-приложений в свою очередь составил 10%. Распространение корпоративных социальных сетей, а также приложений для работы в команде стало двигателем рынка корпоративных приложений, двигателем рынка контентных приложений - поисковая и контентная аналитика, рынок которой возрос на 13,2% в сравнении с прошлым годом. Тренд на аналитику больших данных также оказал значительное влияние на развитие рынка. Сегмент «Системное и инфраструктурное ПО», который в 2013 году составил 27% от общей выручки, вырос на 5,5% по сравнению с предыдущим годом, вторичный сегмент «Системное ПО» вырос на 8% в связи с выходом Windows 8 и распространением виртуализации и облачных технологий.

4. Информационные технологии на рынке услуг. Перспективы развития рынка информационных технологий

По прогнозам IDC, дальнейшее развитие рынка корпоративного оборудования в России будет во многом связано с продуктами, предназначенными для использования в среде ЦОД. Небольшие организации будут постепенно отказываться от собственных серверных комнат и пользоваться услугами коммерческих ЦОД. Крупные организации чаще используют собственные центры обработки данных.

Конвергентные платформы, в основе которых лежат совместимые и интегрированные аппаратные средства, и ПО, будут пользоваться большим спросом, чем разобщенные продукты от многочисленных производителей. Здесь есть потенциал для развития отечественной программной и аппаратной разработки, а также большего использования решений китайских поставщиков [7].

Рост использования мобильных телефонов и планшетов, а также наличие возможностей подключения к Интернету широкого спектра устройств, существенно увеличат интернет-траффик. В условиях стремительного роста траффика приоритетным направлением инвестиций для предприятий и операторов связи в ближайшие пять лет станет модернизация сетей и сетевой архитектуры.

Мобильные, облачные и социальные технологии будут способствовать изменениям в повседневной практике ведения бизнеса. Привычный офис перестанет быть необходимостью для осуществления все большего числа рабочих процессов. Это, в свою очередь, скажется и на структуре спроса на ИТ-оборудование.

Модель потребления ПО заказчикам кардинально изменится. Заказчики постепенно будут переходить от покупки лицензий к подписке на приложения. Механизм подписки со временем также претерпит изменения − заказчики смогут выбирать различные опции использования приложений (платить за однократное использование, за час, за определенный объем траффика и т.п.).

Процесс использования облачных технологий в России значительно отстает от мировых показателей. В общей структуре рынка ПО затраты на облачные решения не превышают нескольких процентов. Крупный российский бизнес пока с трудом отказывается от внутренних корпоративных решений. Наиболее вероятным является сценарий использования гибридных облаков, при котором отдельные подразделения в компании будут использовать облачные сервисы. Такая модель уже сегодня реализуется и будет продолжать развиваться. Приложения, не являющиеся критичными для бизнеса, такие как почта, управление кадрами, проведение электронных закупок и оптимизация цепочек поставок, переносятся в публичные облака. [8, 9]

Компании малого и среднего бизнеса будут более активно мигрировать на облачную модель поставки ПО, руководствуясь принципом минимизации расходов на ИТ и гибкостью потребляемых ресурсов. Это важно в период экономической неопределенности. В мобильных версиях основных приложений будет наблюдаться существенное расширение функционала и возможностей доступа.

Предоставление доступа к корпоративным ресурсам различным группам пользователей в компании, а не только топ-менеджерам определяет дальнейшее развитие рынка мобильных приложений. Основными задачами становятся использование мобильных приложений сотрудниками, предоставляющими услуги вне офиса. Использование корпоративных мобильных приложений этой группой сотрудников позволяет повысить эффективность их работы, минимизировать влияние человеческого фактора и ошибок, работать с актуальной информацией в режиме, приближенном к реальному времени.

Следующим этапом развития мобильности является передача данных в систему не только от мобильных пользователей, но и от устройств. Разработчики мобильных приложений должны учитывать и эту тенденцию.

Софтверные компании будут стараться максимально индивидуализировать отношения со своими клиентами. Все больше программного обеспечения будет продаваться непосредственно заказчикам через всевозможные магазины приложений. Это, в свою очередь, может качественно изменить роль партнеров в России. Одной из возможных моделей бизнеса для них станет оказание услуг консалтинга, другой − продажа дополнительных услуг, связанных с тем или иным решением, приобретаемым заказчиком.

В структуре российского рынка ИТ оборудование сохранит доминирующую роль, а развитие сегмента будет следовать общемировым тенденциям. Традиционные настольные компьютеры будут замещаться ноутбуками и ультрабуками, а распространению различных мобильных устройств будет способствовать выпуск низкобюджетных моделей азиатскими производителями. Необходимость хранения персональных данных граждан исключительно на территории РФ потребует открытия дополнительных центров обработки данных и обеспечит стабильный спрос на различные виды серверного и сетевого оборудования и системы хранения данных. Сохранится спрос на печатно-копировальную технику, в особенности МФУ.

В сегменте ПО, востребованными будут решения для обеспечения безопасности и управления гетерогенной инфраструктурой, включающей в себя рабочие станции, мобильные устройства, виртуальные и облачные среды. Высокий спрос сохранится на различные категории решений для работы с информацией, включая базы данных, аналитические приложения, системы отчетности. Традиционные офисные приложения (например, пакет MS Office) будут все больше распространяться по модели ПО как услуга. Спрос на решения для управления ресурсами предприятия и взаимоотношениями с клиентами будет обеспечиваться за счет вывода на рынок специализированных отраслевых решений и облачной модели доставки.

Повышающаяся сложность информационных систем и отсутствие в штате большинства компаний персонала с компетенциями, необходимыми для их эффективного внедрения и поддержки, обеспечит стабильно растущий спрос на рынке ИТ-услуг. Активно будет развиваться направление ИТ-аутсорсинга, в том числе в сфере обеспечения комплексной безопасности инфраструктуры [11].

Заключение

Цель создания и широкого распространения информационных технологий - решение проблемы интеллектуального развития информатизации общества и всей жизнедеятельности в стране.

Формирование и совершенствование информационных технологий является одним из главных факторов в обществе. Распространение ИТ преобразует жизнь людей, облегчает работу, дает больше свободного времени, приносит развитие в экономической, культурной, образовательной и других сферах.

Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в масштабах страны – это необходимое условие для того, чтобы предприятия могли выйти на зарубежные рынки, взять на вооружение передовые технологии электронного бизнеса, а создание общенациональных банков данных позволит сделать их привлекательнее для потенциальных клиентов, партнеров и инвесторов.

Информационная насыщенность не только изменила мир, но и создала новые проблемы, которые не были предусмотрены.

Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, так же, как и без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может [6].

Экономика XXI века носит инновационный характер, в связи с чем информационная составляющая жизни общества приобретает качественно новые характеристики, а современные информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни отдельных людей и общества в целом.

Список литературы
  1. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  2. ГОСТ 34.003-90 Автоматизированные системы. Термины и определения
  3. ISO/IEC 38500:2008, Corporate governance of information technology: resources required to acquire, process, store and disseminate information
  4. Ясенев В.Н. Информационные системы и технологии в экономике. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 283 с.
  5. Ансофф И. Стратегический менеджмент: Классическое издание/ Пер. с англ. А.Н.Петрова. - СПб.: Питер, 2009. - 344 с.
  6. Волынкина Е.: Информационное общество: пролёт неизбежен // Журнал «ИКС» № 09 (2011), стр. 17.
  7. Покровская Л.Л.: Информационные технологии на рынке услуг: оценка конкурентного потенциала // Журнал «Технико-технологические проблемы сервиса» № 15 том 1 (2011).
  8. Сайт Русской консалтинговой компании. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ruconcom.ru/it-uslugi/ Дата обращения: 22.11.2015.
  9. ERP «Монолит». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.itstan.ru/ Дата обращения: 7.11.2015.
  10. Современные технологии и их классификация. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://technologies.su/klassifikaciya_it Дата обращения: 7.11.2015.
  11. Цифровая трансмиссия в действии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://idcrussia.com/ru/ Дата обращения 27.11.2015.
  12. Электронная энциклопедия - Wikipedia [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационные_технологии Дата обращения: 7.11.2015.

11

Просмотров работы: 2722