АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Шейхмагомедов М.М. 1, Ибрагимова П.И. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье будут изложены проблемы, которые выступают препятствием реализации прав на образование в России. На сегодняшний день эта тема является актуальной. Образование занимает важное место в жизни человека и общества в целом.

Ведь известно, что современный мир, включая и нашу страну, уже давно вступили в новую эпоху, когда уже большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Во много раз увеличивается стоимость спрос и значимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.

Главным условием в этой ситуации является способность инновационного развития оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силами идей, культуры, обеспечивать надежную безопасность государства и граждан.

Это все вызывает большую значимость образования в современной России. К сожалению, по настоящее, время мы можем наблюдать многочисленные факты, того что конституционное право на образование гражданами реализовано не в полной мере. Это говорит, что в системе прав и обязанностей участников образовательной деятельности есть много расхождений, причем в свою очередь, являясь доказательством того, что законодательство в данной сфере обеспечивает реализацию гражданами права на образование не в полной мере. Поэтому оно требует дальнейшего совершенствования и развития. Для того чтобы работа по законодательному обеспечению права на образования носила целенаправленный и стойкий характер, необходимо выявить именно те элементы в системе образования, в которых нарушения носят наиболее существенный характер.

Одной из важнейших проблем образования в России, создающей большие преграды для полноценной реализации гражданами конституционного права на образование, является его постоянное недофинансирование. Появились проблемы дефицита педагогических кадров, особенно это в сельской местности.

Молодые специалисты не так охотно идут работать в учебные организации из-за очень низкой заработной платы. В вузах еще более сложная ситуация. Как отмечает Н. В. Васильева, структура профессорско-преподавательского состава значительно сдвинута в сторону старшего, а нередко и преклонного возраста. В ближайшее время необходимо не только воссоздать, но и нужно повысить престижность профессии педагога, изменить и повысить мотивацию преподавателей и учителей. Государство до сих пор не определилось в вопросе о степени своего участия в развитии системы образования. Ещё одной ведущей проблемой в РФ, которая создает определённые трудности, в реализации права на образование является коррупция. Злоупотребления и сборы упрочились уже на всех уровнях российской образовательной иерархии, являясь неправильной обратной стороной базового недофинансирования системы образования. Часто они носят скрытный характер. Родителей студентов и школьников упорно обязывают к оказанию посильной материальной помощи учебному заведению. Широко используются на практике также и переэкзаменовки на коммерческой основе. Этого рода практика не только расшатывает доверие к отечественному образовательному союзу, но и выступает непреодолимым препятствием для соглашения с ведущими европейскими странами о взаимном преобразовании дипломов государственного образца. За рубежом в настоящее время оцениваются дипломы возможно лишь только десяти российских высших учебных заведений.

На наш взгляд, для того чтобы изменить ситуацию в данной сфере, требуются последовательные жесткие твердые меры административного и дисциплинарного характера. Коррупционеры и взяточники должны быть уголовно наказуемы. Вся система образования должна быть перестроена таким образом, чтобы по возможности уменьшить или чтобы исключить условия для существования "теневого" рынка образовательных услуг. В связи с этим уничтожение коррупции в системе образования можно рассматривать как одну из задач ее усовершенствования. Только так мы можем реально способствовать реальной защите конституционное право граждан России на образование.

Важным принципом государственной политики в сфере образования, гарантирующим реализацию права на образование является принцип общедоступности и бесплатности образования в России. Нужно отметить, что данный принцип нарушается, и, к сожалению, уже на уровне дошкольного образования. Закон РФ «Об образовании», возлагает на учредителя обязанность устанавливать порядок приема в государственные и муниципальные образовательные организации на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающая прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Правила приема в общеобразовательные организации предусматривают общедоступность и бесплатность общего образования, что соответствует ч. 2. ст. 43 Конституции РФ. Сложившийся опыт приема в общеобразовательные организации на условиях конкурсного отбора, равно как и введение платы, это например, под видом «взносы производимые спонсорами », - это есть прямое нарушение норм российского законодательства.

Также нужно отметить прямо растущий и обостряющийся конфликт в последние годы противопоставление так называемых «элитных» общеобразовательных организаций «простым» школам. Известно, что качество образовательных услуг, которая, предоставляется «простыми» школами, в лучшем случае не повышается, а скорее незаметно снижается. Вместе с тем престиж таких школ падает гораздо быстрее, чем качество предоставляемых ими услуг. В то же самое время растет престиж, это, а значит, и востребованность «элитных» общеобразовательных организаций, - разного рода лицеев, гимназий при довольно сомнительном уровне обучения в них. В современных условиях, услуги "элитных" общеобразовательных организаций пиарят как товар, практически недоступный для ребенка из среднестатистической российской семьи, право граждан России на общедоступное и бесплатное основное общее образование существенно теряет цену. Можно сказать, что российская система образования на деле постепенно утрачивает свою первейшую конституционно закрепленную социальную функцию. Еще не менее важные проблемы в части законодательного обеспечения и практики реализации права на образование существуют также в сфере среднего и высшего профессионального образования. Так, Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43). А что касается высшего образования, то на фоне роста масштабов приема в вузы, и прежде всего на платной основе, происходит увеличение расходов населения на этапе подготовки к поступлению в вузы (оплата репетиторов и подготовительных занятий). Однако необходимо отметить, что с одной стороны, количественные данные развития профессионального образования в России говорят о повышении его доступности. Отмечаю еще одну важную проблемой, которая затрагивает реализацию права на высшее образование, это присоединение нашей страны к Болонской системе образования. Как всегда имеются положительные и отрицательные качества данной системы. Это с одной стороны, объединение России в европейское образовательное пространство, что несет в себе очевидные преимущества. Новая система создана предоставить студентам большую самостоятельность в выборе своего направления образования, дополнительные возможности изменять свое расписание и трудовые затраты. Признание отечественных дипломов о высшем образовании в европейских странах значительно облегчит молодым специалистам поиск работы за рубежом, и повысит их конкурентоспособность на международном рынке труда.

Это 6-летнее образование (четыре года бакалавриата и плюс еще два года магистратуры) еще не имеет соответствующего правового обеспечения в трудовом законодательстве. Так, как в настоящее время бакалавры ценится на рынке труда ниже дипломированных специалистов, получившего высшее образование по прежней пятилетней программе обучения. При приеме на работу, бакалавры не воспринимается как человек с законченным высшим образованием. Напротив, магистры, прошедший шестилетний курс обучения, воспринимается в качестве человека с законченным высшим образованием, но ценится опять же не выше дипломированных специалистов. Фактически, таким образом, «магистры» и «дипломированные специалисты» при приеме на работу ценятся одинаково, что, с точки зрения многих участников образовательного процесса, делает бессмысленным не только лишний год обучения, но и в целом введение всей двухступенчатой системы без соответствующих изменений в трудовом законодательстве.

Подводя итог, скажем, что, несмотря на значительное число характерных отечественной системе образования, но, к сожалению, на сегодняшний день есть множество серьезных проблем реализации конституционного права на образование в России. Эти проблемы требуют незамедлительного решения. На основании вышеизложенного мы считаем, что на сегодняшний день нужно и даже необходимо разработать новые правовые методы и средства, в области реализации гражданами своего права на образование.

Список используемой литературы:

1.Васильева Н.В. Образование сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. М.: ЗАО«Изд-во«Экономика»»,2011.–с.255

2.Иванов А.Е.. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. -М.:Статут,2011.–с.160

3.Петров A.H., Пошибякина E.H., Кураков А.Л. Региональная система образования: социально-экономическое управление. — M.: Вуз и школа.-2006.С.153. 4.Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993.5. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12г. №273-ФЗ.

6. См. Аналитический доклад «Высшее образование в России: состояние и направления развития» / Под ред. профессора В.Л. Глазычева. М., 2008.7. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования. - М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. – с. 127

Просмотров работы: 3570