ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Телекаев М.М. 1, Абдуразакова Д.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассматриваются различные классификации гарантий реализации конституционных прав и свобод, основные гарантии реализации конституционного права на образование, закрепленные в Конституция Российской Федерации, и в процессе их исследования, представлена классификация гарантий реализации конституционного права на профессиональное образование, которая включает две самостоятельные группы права ка професси­ональное образование и гарантии качества образования. Особое место в работе занимает важнейшая гарантия реализации права на профессиональное образова­ние - его доступность.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие, регулирует общественные отношения и оказывает непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Одним из принципов, на которые основывается провозглашенная Конституцией России прав и свобод является гарантированность, как общих начал, так и конкретных прав и свобод человека и гражданина в отдельности.

Гарантии являются одним из аспектов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности. Гарантии необходимы не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод человека. Назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав и свобод, Максимальная реализация гражданами прав и свобод зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий. Хотя эти факторы весьма разнообразны, по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного его осуществления, т.е. под гаран­тиями прав, свобод и обязанностей граждан понимаются условия и средс­тва, обеспечивающие их фактическую реализацию и всестороннюю охрану (защиту) прав и свобод всех и каждого Гарантированность того или иного пра­ва в Конституции Российской Федера­ции означает обязанность государства по созданию системы, обеспечивающей реализацию данного права носителями (обладателями) этого права

Механизм гарантий осуществле­ния прав и свобод сформулирован в конкретных конституционных нормах, Более того положения Конституции Российской Федерации, в которых креплятся и гарантируются права и свободы человека и гражданина полу­чают свое развитие в нормативных ак­тах, принимаемых государственными органами. Таким нормативно-право­вым актом выступает Закон Российс­кой Федерации «Об образовании». Сле­довательно, конституционные права в законе конкретизируются, развивают­ся, расширяют перечень прав и свобод, а главное, содержат механизм гарантий их выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом выполнения положений этих нормативных правовых актов.

Существует условная классифика­ция гарантий реализации прав и сво­бод. Так, Н.В. Витрук выделяет общие гарантии и специальные, к общим га­рантиям он относит экономические, политические, социальные, духовные (культурные) гарантии, а под специаль­ными - юридическими - гарантиями прав и свобод понимает «всю систему действующих в государстве правовых норм, предусмотренных ими юриди­ческих средств, направленных на кон­кретизацию прав и обязанностей, оп­ределения порядка их реализации и защиты».

Сравнительный анализ предложен­ных подходов к классификации гаран­тий реализации конституционных прав и свобод позволяет отметить опреде­ленную их схожесть. Так, цель и содер­жание «общих гарантий», предлагае­мых Н. В. Витруком, совпадают с целью и содержанием «условий реализации», выделяемых Л. Д. Воеводиным, а назна­чение «средств реализации», в принци­пе, соответствует предлагаемому пони­манию «юридических гарантий».

Основные гарантии реализации конституционных прав и свобод содер­жатся в самой Конституции Российской Федерации. Так, согласно ст. 43 Консти­туции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Этой же статьей гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, ос­новного общего и среднего профессио­нального образования в государствен­ных или муниципальных образователь­ных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муници­пальном образовательном учреждении и на предприятии. Однако, эффектив­ная реализация конституционных прав и свобод возможна только при условии конкретизации и развитии конститу­ционных норм в действующем законо­дательстве Российской Федерации.

Наряду с обязательностью полу­чения всеобщего основного среднего образования, Конституция Российс­кой Федерации предусматривает также широкое развитие профессионально-технического, среднего специального и общего образования. Система мероп­риятий, которые должны воспитать у обучающихся направленные професси­ональные интересы с учетом индивиду­альных способностей и наклонностей, составляет важное звено в системе вза­имоотношений личности и общества, так как, с одной стороны, способствует обеспечению подготовки необходимого числа специалистов для производства, а с другой стороны, создает предпосылки для стремления личности к творческой деятельности, духовному росту.

Международно-правовой стандарт права на профессиональное образова­ние не ограничивается провозглаше­нием права на определенную ступень образования, он стремится установить содержание данного права. Одним из первых элементов права на профессиональное образование и его важнейшей гарантией является доступность образования. В ст. 26 Всеобщей декларации"" прав человека она сформулирована та­ким образом: «Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для| всех на основе способностей каждого! Эти положения получили развитие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных пра­вах. Так, ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах устанавливает, что для полного осуществления права на про­фессиональное образование необходи­мы следующие условия:

1. Среднее профессиональное обра­зование должно быть открыто и сдела­но доступным для всех путем принятия всех необходимых меп и. в частности, постепенного введения бесплатного образования. О постепенном введе­нии бесплатного образования гово­рится не случайно, скорее объяснимо тем, что экономическое и финансовое положение бедных стран не позволяет обеспечить немедленную реализацию этого требования.

2. Высшее профессиональное об­разование должно быть сделано оди­наково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования. Положения Конвенции о правах ребенка в частя обеспечения доступности высшего профессиональ­ного образования не отличается особой оригинальностью и повторяют ука­занную выше норму Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах с незначитель­ными отклонениями. Согласно п. 1 ст. 28 Конвенции СНГ о правах и свобо­дах человека, в целях обеспечения эф­фективного осуществления права на профессиональное образование госу­дарства-участники приняли обязатель­ства обеспечивать или поощрять, по мере необходимости, техническое или профессиональное обучение всех лиц, включая инвалидов, по согласованию с профсоюзными объединениями и предоставлять возможность для полу­чения высшего профессионального образования, исходя, исключительно, и;, индивидуальных способностей.

Применение международного пра­вового стандарта на профессиональное образование к потребностям нацио­нального законодательства в области образования должно осуществляться в соответствии с положениями зако­нодательства Российской Федерации и международно-правовыми обязательс­твами страны.

Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации имеет на терри­тории России прямое действие и права, предоставленные человеку или закреп ленные и подтвержденные нормами Конституция Российской Федерации, не требуют дополнительного подтверж­дения, необходимость защиты конс­титуционных прав и в том числе кон­ституционного права на образование, обусловлена самой правовой природой социальных прав человека. Правам че­ловека корреспондирует обязанность государства обеспечить реализацию этих прав, а также обязанность третьих лиц не препятствовать к осуществле­нию и нести ответственность в случае допущения нарушений субъективного права.

Важнейшей гарантией права на профессиональное образование явля­ется его доступность. В то же время в современном мире отмечают несколько противоречий в развитии професси­онального образования. Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на профессиональное обра­зование, на финансирование образова­ния.

Провозглашенное формальное ра­венство доступности среднего и вы­сшего профессионального образования сопровождается таким противоречием - усилением неравенства в плане досту­па к этим ступеням образования.

Проблема равенства доступа к сред­нему и высшему профессиональному образованию имеет два основных аспекта:

1) обеспечение доступа каждого человека к среднему и высшему про­фессиональному образованию, необхо­димому ДЛЯ эффективного функционирования в современном обществе;

2) равенство при поступлении в средние и высшие профессиональные учебные заведения для всех социаль­ных групп и слоев независимо от мате­риального, положения людей, их наци­ональности, пола, места жительства и других особенностей.

О нерешенности проблемы доступа к высшему профессиональному образо­ванию в нашей стране свидетельствуют и данные о соотношении предъявлен­ного спроса на такую ступень образова­ния и степень его удовлетворения. Так. в последние годы в среднем на 100 мест приема в российские высшие профес­сиональные учебные заведения подается около 200 заявлений, т. е. было при­нято только около половины желающих обучаться. При этом не учитываются те люди, которые хотели бы продолжить обучение, повысить квалификацию или переквалифицироваться, но которые не «заявляют» об этом (подача заявления о приеме в учебное заведение рассмат­ривается нами как своеобразная заяв­ка о желании учиться), поскольку не могут этого себе позволить, например, из-за отсутствия денежных средств, по семейным обстоятельствам, в силу территориальной удаленности высших профессиональных учебных заведе­ний от места жительства или работы и по другим причинам. Иными словами, существующая система высшего про­фессионального образования в нашей стране, удовлетворяет потребности на­селения в обучении в настоящее время менее чем наполовину.

В соответствии со ст. 2 п. 3 Закона Российской Федерации «Об образова­нии» принцип общедоступности обра­зования был сформулирован и получил юридическое закрепление. В ст. 5 этого же Закона гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, от­ношения к Религии, убеждений, прина­длежности к общественным организа­циям (объединениям), возраста, состо­яния здоровья. социального, имущес­твенного к должностного положения, наличия судимости.

В то же время, ограничение прав граждан на профессиональное образо­вание возможно в интересах зашиты их здоровья, например, по признакам пола, возраста, состояния здоровья, в интересах защиты интересов общества, например, по признакам наличия суди-

Российской Федерации «Об образова­нии» данные ограничения могут быть установлены только законом.

Доступность профессионального образования определяется двумя фак­торами: политикой государства в этой сфере и уровнем материального бла­госостояния его граждан. Важно заме­тить, что при низком благосостоянии, отсутствует возможность большинства граждан оплачивать образовательные услуги.

Конституция Российской Федера­ции установила общедоступность и бесплатность среднего профессиональ­ного образования, Закон Российской Федерации «Об образовании» установленного образования лишь на конкур­сной основе и не подтвердил его обще­доступность. В соответствии с ч. 3 ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образова­ние в государственном или муници­пальном образовательном учреждении и на предприятии

Для наиболее полного обеспечения этого принципа законодатель устано­вил для некоторых групп абитуриентов льготные условия поступления в сред­ние и высшие профессиональные учеб­ные заведения. Согласно ст. 16 Закона

Российской Федерации «Об образовании», вне конкурса, при условии успеш­ной сдачи вступительных испытаний принимаются дети-сироты, оставши­еся без попечения родителей, инвали­ды по состоянию здоровья I и II групп, если им не противопоказано обучение в соответствующих образовательных уч­реждениях. Также в числе льготных ка­тегорий могут оказаться абитуриенты, имеющие исключительные ситуатив­ные основания.

Как видно в конкретных случаях законодатель существенно расширяет конституционные гарантии получения среднего и высшего профессионально­го образования по кругу лиц. Однако более детальный анализ данного при­нципа позволяет выявить некоторые противоречия его интерпретации в различных нормативных документах. Так, ст. 43 Конституции Российской Фе­дерации провозглашает право каждого человека на образование, включая сред­нее и высшее профессиональное. Это полностью соответствует международ­ным правовым нормам, закрепленным в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. Формулировки названных документов определяют круг субъектов права на получение профессионального образования через понятие гражданственности. Из этого следует, что действие данной нормы распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и на апатридов. В то же время, в Законе Российской Федерации «Об образовании», например, в ст. 5 говорится именно о гражданах Российской Федерации, как обладателях прав в сфере образования. В данном случае наблюдается противоречие по отношению к конституционным нормам. Но поскольку конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие, права, которыми Закон Российской Федерации «Об образовании» наделяет только граждан государства, распространяются, в свою очередь, и на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Принцип доступности профессио­нального образования представляется одним из важнейших, поскольку имеет прямую связь с целым комплексом прав и свобод человека. И, в первую очередь, это обеспечение равенства стартовых позиций для каждого человека. Одна ко в соответствии со ст. 5 Закона Рос­сийской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам на конкурсной основе бесплатность профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях про­фессионального образования. Россия вошла в рыночные отношения, а рынок по своей основе - это конкурсные от­ношения и неравенство - его механизм.

Подводя итог, необходимо отме­тить слова Б. А. Кистяковского о том, что основные права и свободы будут неизменно осуществляться только тогда, когда они будут гарантированы как субъективно-публичные права русских граждан [9, с. 571]. Именно по этой при­чине особая роль среди юридических гарантий реализации основных прав и свобод отводится «средствами превращения общих правовых возможностей в субъективные права и обязанности конкретных лиц». Другими словами, именно закрепленные в действующем законодательстве юридические гаран­тии реализации прав и свобод человека и гражданина, превращают основные конституционные права и свободы в ре­ально действующие субъективные пра­ва, лежащие в основе правоотношений, направленных на их реализацию.

Список использованной литературы:

1. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М.: Юридическая ли­тература, 1985

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конс­титуционное право Российской Федера­ции. Учебник. М.: Юристъ, 2003.

3.Воеводин Л.Д. Юридический ста­тус личности в России: Учеб. пособие.М.: Изд-во МГУ, Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997

4 .Всеобщая декларация прав чело­века, принятая 10 декабря 1948 года //Российская газета. 1995 5 апреля

5. Никитина И.Ф. Конституцион­но правовые основы высшего профес­сионального образования е Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид наук. Екатеринбург, 2005.

6. Комментарий к Федеральному за­кону Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном об­разовании» / Под общ. ред. В.М. Сырых, Е.В. Bycnoea. M.: Филипс, 199 в.

7. Определение Конституционно­го суда Российской Федерации от 22 мая 1996 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цицулина Алексея Юрьевича как не со­ответствующей требованиям Феде­рального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Фе­дерации». Официальный сервер Консти­туционного суда Российской Федерации: http:/7ks. rfnet. ru/opred/220596

8. Кузьминов Я. Образование и рефор­ма // Отечественные записки. 2002. № 2.

9.Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1998

10. Журнал «Право и образование» № 2. 2008, с. 58-71

Просмотров работы: 860