ЮТэйр (юридическое название ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»)- российская авиакомпания, образующая вместе со своими многочисленными дочерними структурами, такими как ЮТэйр-Украина, ЮТэйр-Вертолётные услуги, ЮТэйр Карго и другими, один из крупнейших в стране авиахолдингов - Группа «ЮТэйр», занимающимся выполнением пассажирских и грузовых авиарейсов по России и за рубежом, а также техническим обслуживанием воздушных судов (самолётов и вертолётов) и подготовкой персонала.
Спрос услуги авиационных перевозок среди населения и предприятий является основным внешним фактором развития инвестиционной деятельности. Предприятие успешно ведет конкурентную борьбу на рынке, используя широкий набор маркетинговых технологий. Составим матрицу SWOT-анализа для исследуемого предприятия.
Таблица 1 - Матрица SWOT-анализа.
Возможности (О) Возможность укрепиться на: Обслуживание дополнительных групп потребителей. Изучение торговых барьеров, ограждающих рынки. Увеличение темпов роста рынка. Увеличение нововведений. |
Угрозы (Т) 1. Вхождение на рынокмощного конкурента 2. Изменения во вкусах и предпочтениях потребителей. |
|
Сильные стороны (S) Наличие необходимых финансовых ресурсов. Наличие собственных технологий. |
Укрепление на рынке в новом регионе, при дополнительном инвестировании. Доля рыка позволяет обслуживать дополнительные |
Принять меры для ограниченного вхождения на рынок других предприятий. Введение инноваций |
Навыки осуществления продуктовых инноваций. |
группы потребителей. Увеличение нововведений за счет продуктовых инноваций. |
отвечающих вкусам потребителей. |
Слабые стороны Трудности в получении телекоммуникационных линий. Высокая себестоимость |
Выработать четкую стратегию для укрепления на новом рынке. Особое внимание уделять изучению торговых барьеров. Улучшение коммуникационных действий. |
Принять меры по скрытию от конкурентов стратегии. Высокая стоимость продукции может привести к потере части потребителей. |
К слабым сторонам можно отнести: высокую себестоимость продукции, которая приводит к высоким ценам при конечной реализации. Спрос на продукцию вполне можно назвать устойчивым. Проведем перекрестный SWOT-анализ предприятия.
Таблица 2 - Перекрестный SWOT-анализ предприятия.
Сильные стороны : |
Растет число потребителей |
Растет число точек продаж |
Растет спрос на новую продукцию |
Расширяется рынок сбыта (территория сбыта) продукции |
Растет популярность рекламы |
Устойчивые позиции на нескольких сегментах рынка |
Устойчивый спрос среди определенных групп потребителей |
Увеличение продаж популярных видов продукции |
Увеличение объемов продаж новых продуктов предприятия |
Захват новых и удержание старых сегментов рынка |
Увеличивается узнаваемость продукции предприятия |
Опытный персонал |
Персонал эффективно обслуживает растущее число покупателей |
Расширение кадров предприятия и повышение ее квалификации |
Персонал повышает качество обслуживания, способствую росту объемов продаж |
Персонал обеспечивает сбыт продукции на новых территориях сбыта |
Персонал умело рекламирует продукцию обеспечивая узнаваемость бренда |
Гибкие цены |
Рост спроса |
Захват рынка |
Увеличение объема продаж |
Захват рынка |
Рост популярности продукции |
Высокое качество продукции |
Рост спроса |
Захват рынка |
Увеличение объема продаж |
Захват рынка |
Рост популярности продукции |
Увеличение ассортимента продукции |
Рост спроса |
Захват новых сегментов рынка |
Увеличение объема продаж |
Захват новых сегментов рынка |
Рост популярности продукции |
Эффективная реклама |
Рост популярности продукции |
Рост популярности продукции |
Рост популярности продукции |
Рост популярности продукции |
Рост популярности продукции |
Широкий ассортимент |
Захват рынка |
Захват рынка |
Захват нового рынка |
Захват нового рынка |
Успешное продвижение |
К слабым сторонам в деятельности предприятия можно отнести высокую себестоимость продукции, которая приводит к сравнительно высоким ценам при конечной реализации. Спрос на продукцию можно назвать устойчивым, что положительно характеризует процесс сбыта продукции. В целом, предприятие занимает довольно устойчивую позицию на рынке и проводит активную инвестиционную политику.
Таблица 3.-Результаты инвестиционной деятельности в головном подразделении ПАО «ЮТэир» в 2012-2014 гг.
Показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Темп прироста, % 2013 год к 2012 году |
Темп прироста, % 2014 год к 2012 году |
Темп прироста, % 2014 год к 2013 году |
Инвестиции, тыс. руб. |
430610 |
535882 |
876411 |
24,447 |
103,528 |
63,546 |
В том числе за счет заемных источников, тыс. руб. |
364731 |
456178 |
748879 |
25,072 |
105,324 |
64,164 |
Прирост прибыли за счет реализации инвестиционных проектов, тыс. руб. |
65879 |
79704 |
127532 |
20,985 |
93,585 |
60,007 |
Прирост стоимости основных средств |
51439 |
92404 |
246732 |
79,63 |
379,6 |
167,01 |
Из таблицы следует, что в 2012-2014 годах показатели инвестиционных затрат значительно выросли, что свидетельствует о заметном улучшении финансового состояния предприятия.
Таблица 4.-Распределение инвестиций по объектам вложений в активы ПАО «ЮТэир» в 2012-2014 гг.
Показатели |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Инвестиции в текущие активы головной организации |
166597 |
186169 |
336791 |
Инвестиции в основные средства головной организации |
158229 |
174672 |
316179 |
Окончание таблицы 4.-Распределение инвестиций по объектам вложений в активы ПАО «ЮТэир» в 2012-2014 гг.
Инвестиции в активы дочерных предприятий |
172893 |
191316 |
342721 |
Как показывают данные таблицы, в 2012-2014 годах в структуре инвестиций преобладали инвестиции в финансовые активы. Значительной проблемой для предприятия в 2012-2014 годах являлось наличие значительного по объему заемного капитала, за счет которого проводились инвестиции. Значительный объем кредиторской задолженности создает угрозу утраты финансовой устойчивости. Уровень кредитоспособности предприятия необходимо оценить на сравнительно низком уровне. В целом, как показал проведенный анализ, уровень кредитоспособности предприятия является низким, что препятствует дальнейшему развитию инвестиционной деятельности.
Проведя анализ деятельности в ПАО «ЮТэйр», можно сделать вывод, что предприятие удерживает позиции в отрасли и пытается занять большую долю рынка, преодолевая многочисленные трудности во многом благодаря эффективному механизму принятия и реализации управленческих решений.
Наличие финансовых, технологических, организационных, управленческих и кадровых проблем в организации, выявленных по итогам анализа его деятельности требует реализации комплекса мер. В целом необходимо реализовать план мероприятий, состоящий из следующих этапов:
1) совершенствование финансового менеджмента;
2) экономия затрат;
3) получение дополнительных источников прибыли;
4) реализация специального инвестиционного проекта.
На основании выявленной проблемы несовершенства организации управленческой деятельности, на предприятии необходимо ввести управленческий аудит, как эффективную современную технологию мониторинга и контроля бизнес-процессов, широко внедряемую на передовых предприятиях различных отраслей отечественной экономики.
В рамках управленческого аудита осуществляются следующие меры:
Оценивается технология выполнения ключевых функций управления в целом, включая функции анализа рынка, стратегического и оперативного планирования, контроля и учета за реализацией планов, распределения финансов и учета движения денежных средств
Проводится оценка структуры управления.
В ходе оценки анализируется модель управления, четкость разделения на функциональные и профильные подразделения, структура административного подчинения и функционального взаимодействия, схема информационных потоков, а также их соответствие стратегии и модели управления. В результате оценки процедур (бизнес-процессов и ключевых функций), структуры управления, а также их соответствия стратегии и модели управления составляются рекомендации по изменениям в процедурах и структурах для повышения эффективности менеджмента организации. В организации необходимо внедрение контроллинга. Основная цель контроллинга – это ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед организацией.
Для этого контроллинг обеспечивает:
- Координацию управленческой деятельности по достижению целей организации;
- Информационную и консультационную поддержку принятия управленческих решений;
- Создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления;
- Обеспечение рациональности управленческого процесса.
Процесс оптимизации бизнес-процессов является существенным элементом совершенствования системы управления предприятием. С помощью оптимизации бизнес-процессов повышается экономическая эффективность предприятия. Для удобства всю деятельность предприятия рационально представить как сеть бизнес-процессов с определенными входами и выходами.
Для рационализации и оптимизации процессов контроля над деятельностью сотрудников экономических служб, руководителей разных уровней и большинства ведущих специалистов необходимо установить электронную корпоративную систему «Автоматизированная служба управления» с использованием новейшей технологии на 200 рабочих мест.
Реализация проекта автоматизации позволит сократить количество практических ошибок руководителей и специалистов, потерь от брака из-за несовершенства системы управления на предприятии.
В целом, на предприятии необходимо осуществить меры по совершенствованию следующих направлений деятельности : Оптимизация общей системы управления за счет внедрения управленческого аудита. Оптимизация бизнес-процессов за счет использования передовых методов и технологий планирования. Оптимизация электронной системы управления. Оптимизация процесса планирования в организации.
Реализация мероприятий по совершенствования процесса управления предприятием в целом и мероприятий по устранению имеющихся финансовых, маркетинговых и организационных проблем будет способствовать успешному развитию организацию и расширению бизнеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрютина М.С. Анализ деятельности авиапредприятия: Учебно-практическое пособие / М.С. Абрютина. – М.: Дело и сервис, 2015.-256 с.
Басовский Л.Е. Воздушные перевозки / Л.Е. Басовский. – М.: Инфра.- М., 2014.-522 с.
Виноградова С. Н. Организация и технология перевозок. -Мн.: Выш. школа, 2013. – 384 с.
Дойль П. Менеджмент на транспорте : стратегия и тактика.- Спб.: Питер, 2014.-590 с.
Жданов С.А. Механизмы экономического управления авиапредприятием. - М.: Юнити, 2014. - 224 с.
Интернет сайт авиакомпании «UTair» http://corp.utair.ru