ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Зайцева Т.Н. 1, Пехуров А.Д. 2
1Университет ИТМО
2Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Малое предпринимательство

Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта

Современное состояние и динамика развития малого предпринимательства не только является показателями уровня зрелости экономики; малый бизнес выполняет и важнейшие социальные функции: стабилизации и оптимизации социальной структуры, обеспечение непрерывной социальной динамики, предупреждения и, при возможности, снижения социальной напряженности. Малый бизнес, являясь наиболее мобильной частью экономической жизни общества, требует специальных усилий по улучшению его развития.

Малый бизнес является одним из самых важных элементов рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство в целом. Эффективное и непрерывное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Малый бизнес в экономике нашего государства может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы, связанные с регулированием деятельности малого бизнеса. Сюда относятся такие вопросы как помощь и поддержка малого бизнеса, так и стимулирование его развития.

Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике необходимую гибкость, мобилизует многие финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе огромный антимонопольный потенциал и др. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства, в единстве с крупным бизнесом, представляет собой стратегическую задачу экономической политики реформ.

Уровень развития предпринимательства является важным показателем эффективности проводимых реформ в экономике страны. Несмотря на то, что в РФ в настоящее время наблюдается экономический рост, и имеются значительные предпосылки (материальные, трудовые и другие виды ресурсов) для осуществления предпринимательской деятельности, страна развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами.

Динамика развития малого предпринимательства в регионах РФ

Малое предпринимательство в России растет – за последние пять лет число малых предприятий увеличилось более чем на 65%. Однако количественный рост не отражает качественных изменений в состоянии этого сектора бизнеса. Анализ статистических данных малого предпринимательства позволил оценить, как изменилось его состояние за несколько лет и выявить тенденции развития.

По состоянию на 1 апреля 2015 года в России было зарегистрировано более 320 тыс. малых предприятий.

Понятие, сущность и функции малого предпринимательства

Малое предпринимательство – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее оптимальной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, который работает в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится истинным хозяином. По определению академика Л.И. Абалкина предпринимательство – это особый вид деятельности, который имеет ряд особых признаков:

- свобода в выборе направлений и методов работы;

- самостоятельность принимаемых решений;

- ответственность за принимаемые решения, их последствия и риски;

- ориентация на достижение коммерческого успеха, то есть получение прибыли.

Малый бизнес определяется, как деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота.

Согласно вступившему в действие с 1 января 2008 года Федеральному Закону от 24 июля 2007 года N209-Ф3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», изменились и критерии отнесения предприятий к числу малых. Если раньше единственным критерием была средняя численность, дифференцированная по признаку отрасли (в промышленности, к примеру, малыми считались предприятия с численностью до 100 человек, в сельском хозяйстве - до 60 включительно, в розничной торговле - до 30 человек), то новый Закон вводит два критерия. Первый критерий - это средняя численность работников за предшествующий календарный год, причем независимо от их видов деятельности. Второй, дополнительный критерий, - это максимальный объем выручки от реализации товаров, работ, услуг. Что касается средней численности работников, то в соответствии с этим критерием теперь выделяются три вида субъектов: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек и средние предприятия - от 101 до 250 человек. Применение этого критерия позволяет обеспечить сопоставимость законодательства Российской Федерации и стран Европейского союза в области развития субъектов малого предпринимательства. В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и , соответственно, некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель – это получение прибыли, Некоммерческие предприятия напротив осуществляют деятельность, соответствующая целям, ради которых эта организация создана в принципе, и которая предусмотрена её учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой она создана. Занимаясь предпринимательской деятельностью, она не должна отклоняться от выполнения своей основной деятельности, и должна направлять возможную прибыль на выполнение уставных целей.

Предприятия различают: по организационно-правовой форме, по форме собственности, по отраслевой принадлежности, по территориальной принадлежности, по размерам, по характеру выполняемой деятельности, по структуре деятельности, по происхождению и составу капитала.

Особенностями малого предпринимательства являются, в частности: деятельность в хозяйственной сфере с целью извлечения прибыли; экономическая свобода; отсутствие жесткой производственной программы, рассчитанной на далекую перспективу; простота и прозрачность менеджмента; инновационный характер; реализация товаров и услуг на рынке; приспособляемость к конъюнктуре, то есть условиям рынка.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных характеристик, они приведены ниже:

– единство прав собственности и управления предприятием;

– обозримость, охватываемость предприятия, т.е. ограниченность его масштабов, которая вызывает особый характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала;

– относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие организации оказывать серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара;

– ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен и заинтересован в результатах управления, непосредственно включен в производственный процесс и во все, связанное с его организацией;

– часто семейное ведение дела;

– характер финансирования, если крупные предприятия черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги близких или друзей);

– высокая доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий соотношение основных фондов к оборотным составляет 80:20, то у малых оно наоборот составляет 20:80.

Предпринимательство часто характеризуется обязательным наличием инновационного момента — это может быть производство нового товара, смена вида или сферы деятельности, а может даже основание нового предприятия, новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства, новых технологий и другое.

Основными функциями малого предприятия, прежде всего, являются экономические, определяемые его деятельностью, как работодателя; как производителя продукции и услуг; как катализатора научно-технического прогресса; как налогоплательщика и, конечно, как агента рыночных отношений.

Также, не менее значимыми функциями, являются и социальные.

Помимо того, что малые предприятия просто дают дополнительные рабочие места, они позволяют многим людям через малые формы предпринимательской деятельности раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. В будущем, на наш взгляд, будет актуализироваться и экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения оценимых результатов, связи предпринимательской деятельности со стадиями производственного процесса, выделяют следующие основные виды частного предпринимательства:

– производственное, если сам предприниматель,используя орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации потребителям;

– коммерческо-торговое, если производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения, ведь произведённые товары надо продавать, коммерческо-торговое предпринимательство развивается очень высокими темпами;

– финансово-кредитное, если в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит;

– посредническое, если сам предприниматель не производит и не продает товар, а выступает лишь в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях;

– страховое, если предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования;

Сфера деятельности предприятий малого бизнеса весьма обширна. Основными отраслями экономики, где активно развивается малая предпринимательская деятельность, являются: торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность, строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 75%). Производством занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, а также занимаются переработкой сельхоз продукцией. На рынке информационных, медицинских, риэлтерских услуг занято совсем незначительное число малых предприятий.

Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

В процессе исследований были выявлены системные проблемы, тормозящие развитие малого предпринимательства. Основными из них являются:

 слабая теоретическая проработка экономических аспектов малого предпринимательства;

 недостаточный учет особенностей малого предпринимательства в действующем законодательстве, правовых и нормативных актах;

 наличие административных барьеров, тормозящих вхождение малых предприятий на существующие рынки;

 многочисленные проверки, особенно со стороны фискальных органов, затрудняющие работу малых предприятий;

 трудности финансирования проектов организации и развития малых предприятий, высокие процентные ставки по кредитам;

 имеющая место тенденция увеличения налоговых и других отчислений;

 негативный образ малых предприятий и их владельцев в средствах массовой информации и восприятии граждан нашей страны;

 слабая подготовка кадров, особенно работников специально подготовленных для работы в малых предприятиях;

 слабое развитие инфраструктуры, необходимой для эффективной деятельности малых предприятий;

 низкий уровень поддержки малых предприятий и защиты их интересов, особенно в муниципальных органах управления;

 отсутствие последовательной тарифной политики, особенно в сфере ЖКХ;

 слабое стимулирования передовых форм малого предпринимательства и небольшой объем его финансирования;

 слабая проработка вопросов институционального обеспечения деятельности малых предприятий;

 низкий уровень инвестиционной привлекательности малых предприятий;

 на большинстве малых предприятий производительность труда не соответствует сегодняшним реалиям.

Выводы

Таким образом, малое предпринимательство – с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных и других ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации, самоподдержания граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).

Малый бизнес играет в экономике любой, не только нашей с Вами страны огромную роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики Российской Федерации.

В России малое предпринимательство как сектор экономики существует около 25 лет и находится на стадии становления, можно сказать укрепления. Оно приобрело определенную устойчивость и достаточную широту распространения, превратилось в полной мере в самостоятельный сектор экономики страны, в котором четко обозначились стороны экономических противоречий. Уже создана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность малых предприятий, уточнены отдельные положения политики государства по их поддержке, разработаны механизмы государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, образованы структуры для ее реализации.

Список источников

1. Малое и среднее предпринимательство в России, 2013 : статистический сборник / Федер. служба гос. статистики (Росстат) . - М. : Статистика России , 2013. - 127 с.

2. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика : учебное пособие / ред. В.Я. Горфинкель . - М. : Вузовский учебник ; ИНФРА-М , 2011. - 348 с.

3. Об определении понятия "малое предпринимательство" [Электронный ресурс] / Ж.Б. Тумунбаярова / / Российское предпринимательство. - 2013. - N 5. - С. 18-24.

4. http://www.nisse.ru/- Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства

5. Тореев В.Б. Влияние малого бизнеса на развитие регионов России / В.Б. Тореев / / Вопросы статистики. - 2014. - N 3. - С. 30-34.

6. Сидорова Н.И. Малое предпринимательство: оценка состояния и тенденций, анализ факторов / Н.И. Сидорова / / Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - N 44. - С. 2-11

Просмотров работы: 5351