ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА НА ОСНОВЕ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА НА ОСНОВЕ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ

Руднева Е.В. 1, Швыденко Н.В. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рассматриваются подрядные торги как практически единственный способ выбора исполнителей строительных работ на конкурсной основе, который материально гарантирует точное выполнение своих обязательств участниками проекта. В результате исследования выявлены факторы, влияющие на эффективность проведения конкурсного отбора, типовые ошибки и основные проблемы развития подрядных торгов в строительстве.

We consider the contract as a trading virtually the only way to select the performers of construction work on a competitive basis, which ensures accurate material fulfillment of their obligations by the project participants. The study identified factors that influence the effectiveness of the competitive selection, standard errors, and the main problems of contractors in the construction trades.

В Российской Федерации с целью выбора подрядчиков и проектировщиков осуществляется проведение подрядных торгов на конкурсной основе. При проведении торгов заказчик выбирает лучшие из предлагаемых цен, сроки и качество строительной продукции.

Подрядные торги являются основным методом экономической оптимизации цены строительной продукции в рыночных условиях. Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд является обязательным и производится в порядке установленном Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13.04.93 № 660-р/18-7.

Подрядные торги – это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, при котором выбор подрядчика (поставщика) производится на конкурсной основе [1]. Объект торгов – производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет торгов. Предмет торгов - конкретные виды работ и услуг, на которые проводятся торги.

Основными участниками торгов являются:

- заказчик торгов (инвестор или заказчик будущего строительства);

- организатор торгов (лицо, которому заказчик торгов поручил их проведение), организатор торгов должен иметь лицензию на проведение торгов поручил;

- тендерный комитет (постоянный или временный орган, создаваемый организатором торгов для выбора победителя (контрактора) из числа претендентов);

- претендент (лицо, решившее принять участие в торгах и выкупившее тендерную документацию);

- оферент (лицо из числа претендентов, представившее в тендерный комитет оферту);

- контрактор (победитель из числа оферентов).

По-нашему мнению, эффективность проведения конкурсного отбора зависит от следующих факторов: процесс подготовки и проведения торгов, привлечение квалифицированного персонала, отраслевые особенности, электронная площадка, на которой размещаются тендеры. Чем лучше известна площадка в деловых кругах, чем выше посещаемость ее страниц на сайте, чем лучше «раскручена» площадка в сети, тем больше шансов у участников торгов найти друг друга. Примером может служить площадка rus-tenders.ru, на которой проводятся тендеры и аукционы по широкому кругу отраслей промышленности, включая строительство зданий и сооружений [2].

Подрядные торги могут проводиться при:

- строительстве зданий, сооружений, предприятий;

- выполнении проектно-изыскательских, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;

- выборе поставщика материалов, конструкций, оборудования;

- управлении проектом, инжиниринге, консультировании, контроле и надзоре;

- других технических и организационных работах и услугах или их обоснованных сочетаниях [3].

Выделяются следующие критерии определения победителя тендерных торгов: опыт работы данной организации по строительству аналогичных проектов; наличие материальной базы у генподрядчика; квалификация ответственных специалистов и количество рабочей силы; оснащенность стройорганизации техникой, оборудованием, инструментами; особенности технического и технологического решения; минимальная площадь застройки; возможность совместного финансирования объекта; снижение сроков строительства; минимальная цена строительства [4].

Согласно статистическим данным, более 35% претендентов на тендеры не получают допуска из-за несвоевременно или неграмотно оформленной документации, а еще более 25% отсеиваются уже в процессе проведения конкурса из-за юридической неосведомленности во многих важных аспектах. Следовательно, только оставшиеся 40% имеют реальные шансы на победу [5]. Однако, в условиях российской действительности, победителями некоторые претенденты становятся заранее, до начала проведения торгов.

Можно выделить следующие типовые ошибки при проведении тендерных торгов в строительстве [6]:

- отсутствуют обоснования начальной (максимальной) цены контракта;

- предмет, сроки проведения работ, условия оплаты в проекте контракта не совпадают с данными в запросе на заказ;

- в запросе не указаны место или объем выполнения заказа;

- электронная версия запроса, проекта контракта не совпадают с «бумажными»;

- неправильно сформулированное задание для участников;

- отсутствие четких критериев оценки предложений;

- слишком сжатые сроки для подготовки предложений.

Таким образом, к основным факторам, способствующих повышению эффективности проведения подрядных торгов в строительстве можно отнести:

1.Продолжительность инвестиционно-строительного периода, между торгами и завершением всех этапов работ.

2. Качество является одной из главных проблем в строительстве. При подаче заявок часто занижают цены, вследствие чего ухудшается качество выполнения работ.

3. Стоимость. Возможно возникновение убытков из-за невыполнения обязательств по контракту, так как строительство - капиталоемкая отрасль.

4. Большой объем технической части конкурсной документации.

В заключение следует отметить, что подрядные торги - единственный механизм согласования всех вопросов, касающихся строительного объекта, между заказчиком и потенциальными подрядчиками. Они позволяют прийти к самым приемлемым условиям по проведению работ и ценам на строительную продукцию для заказчика, поддерживая конкуренцию между подрядчиками и давая тем самым стимул для развития подрядным организациям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Фунтов В.Н. Основы управления проектами в компании.- Спб.: Питер,2011

2.Электронная торговая площадка «rustenders» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rustenders.ru/

3.Сибиряков Н. Подрядные торги (тендер) /Н. Сибиряков// Аудит и налогообложение. – 2009. - № 10. - Справочно-правовая система «Гарант».

4.Портал «Экономические вести» [Электронный ресурс]Режим доступа: http://www.economicwind.ru/ecowins-10-3.html

5.Тендеры Ростова-на-Дону и Ростовской области [Электронный ресурс] Режим доступа: //http://rostov.bt.su/articles/soprovozdenie-tenderov

6.Н.В.Денисова Автореферат диссертации на соискание степени кандидата экономических наук «Развитие строительного рынка на основе совершенствования конкурсных отношений участников строительного бизнеса», Волгоград, 2008 .

Просмотров работы: 876