Исследованием развития словообразования у детей без нарушений речи занимались такие исследователи как С.Н. Цейтлин., А.Н Гвоздев, Т.Н Ушакова, М. Кольцовой, В. Штерн и др.
Вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР занимались такие исследователи, как: Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская.
В нашем исследовании приняли участие 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня, которые составили экспериментальную группу, а также 10 детей с нормативным речевым развитием, которые составили контрольную группу. Средний возраст на момент исследования составил от 5 до 6 лет.
Экспериментальной базой исследования послужило МДОУ Детский сад № 16 комбинированного вида п.Тулома муниципального образования Кольский район Мурманской области.
Для отбора диагностических заданий мы воспользовались методикой Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой. В результате были отобраны и сформированы три серии заданий для исследования словообразования существительных, прилагательных и глаголов.
В Серию № 1 входили диагностические задания, направленные на изучение словообразования существительных, цели которых были: выявить уровень словообразования уменьшительно-ласкательных существительных; выявить уровень словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь; выявить уровень словообразования существительных со значением единичности.
Серия заданий № 2 направлена на исследование уровня словообразования качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
В Серии № 3 задания направлены на исследование словообразования глаголов. Цели заданий: выявить уровень словообразования глаголов со значением начала и кона действия; выявить уровень словообразования глаголов от имен существительных.
На первом этапе исследования проводилось изучение особенностей словообразования существительных. Средний уровень развития словообразования имён существительных, отмечен у 80% старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Низкий уровень характерен для 20% старших дошкольников с общим недоразвитием речи. У группы детей с нормативным речевым развитием результаты оказались лучше: 60% детей имело высокий уровень словообразования существительных, остальные 40 % - показали средний уровень.
Лучше всего дети с общим недоразвитием речи справились с заданием на образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Затруднения вызвали прилагательные «куколка», «одеяльце», «платьице», «креслице».
На втором этапе исследования проводилось изучение особенностей словообразования прилагательных. Контрольная группа детей с заданием справилась: 80% детей показали высокие результаты, 20 % - имеют средний уровень. У детей с нарушением речи задание вызывало небольшие трудности. Для 70% старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерен средний уровень сформированности умения образования относительных, качественных и притяжательных прилагательных. У 20% старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечен высокий уровень сформированности умения образования относительных прилагательных. И всего один обучающийся показал низкий уровень словообразования имен прилагательных.
Умение образовывать относительные и качественные прилагательные почти у всех детей с ОНР находится на среднем уровне. Что касается образования притяжательных прилагательных, то здесь были значительные трудности.
На третьем этапе исследования проводилось изучение особенностей образования глаголов. Дети контрольной группы с заданием справилась: 70% детей показали высокий уровень словообразования глаголов, остальные 30% - средний.
Проанализировав ответы детей экспериментальной группы, сделан вывод, что детям сложно образовывать глаголы. Первое слово дети образовывали с помощью взрослого, в ответах детей было допущено много ошибок.
Для 60% старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерен средний уровень сформированности умения словообразования глаголов. У 20% старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечен низкий уровень сформированности умения словообразования. Но 20% детей всё же показало высокий результат выполнения задания. При выполнении заданий на словообразование глаголов отмечалось значительно большее количество отказов от ответа. Дети образовывали неправильные формы приставочных глаголов. Почти в каждом задании требовалась помощь, чтобы направить детей на правильность выполнения задания.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования, нами были выявлены следующие недостатки словообразования: нарушено образование отглагольных основ глаголов с помощью приставок, образование глаголов от существительных, а так же образование существительных со значением единичности и нарушение словообразования притяжательных прилагательных. У детей с ОНР старшего дошкольного возраста имеются типичные ошибки, такие как: повторение заданного слово; образование сравнительной степени без изменения корневой согласной; образование сравнительной степени прилагательного, синонимичного заданному; неправильное использование суффиксов при образовании относительных прилагательных; пропуск суффикса; добавление окончания -ая при образовании относительных прилагательных; замена суффиксов; неправильная постановка ударения; пропуск слогов в образуемых словах; добавление окончания инфинитива -ть к заданному существительному при образовании глагола.
Дети с ОНР в основном пользуются суффиксальным способом словообразования, но и оно вызывало большие трудности, часто связанные с вариативностью суффиксов в языке, их многозначностью. У детей с ОНР выбор морфем очень ограничен. Для создания новых слов дети пользовались наиболее часто употребляемыми суффиксами.
Таким образом, нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого нарушения как, общее недоразвитие речи, анализ описанных ошибок позволяет сделать вывод о недостаточной сформированности функции словообразования у старших дошкольников с ОНР.
Список литературы:
Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня [Текст]// Логопед. - 2014. - №1. - С.34-41.
Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.[Текст] /СПб.: Союз, 2014. - 160с.
Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. / [Текст] СПб.: Союз, 2011. - 222с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf, свободный – (Дата обращения: 10. 12. 2015).