ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Серкина К.А. 1
1Мурманский Арктический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по завершении этапа дошкольного обучения ребенок должен хорошо овладеть развитой связной грамматически правильной устной речью, а также овладеть предпосылками обучения грамоте. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте, поэтому основная цель это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения родным литературным языком. В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, можно определить как основной путь и способ пополнения языка новыми словами, что предопределяет звучание, значение, грамматические свойства образуемых слов, правила их функционирования в речи (А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.). У большинства детей с общим недоразвитием речи имеются выраженные ошибки, которые затрагивают помимо прочего и функцию словообразования. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка. В то же время, овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы представляет собой необходимое условие пополнения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, создания предпосылок орфографически правильного письма (Вершинина О.М.).

Исследованием развития словообразования у детей без нарушений речи занимались такие исследователи как С.Н. Цейтлин., А.Н Гвоздев, Т.Н Ушакова, М. Кольцовой, В. Штерн и др.

Вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР занимались такие исследователи, как: Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская.

В нашем исследовании приняли участие 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня, которые составили экспериментальную группу, а также 10 детей с нормативным речевым развитием, которые составили контрольную группу. Средний возраст на момент исследования составил от 5 до 6 лет.

Экспериментальной базой исследования послужило МДОУ Детский сад № 16 комбинированного вида п.Тулома муниципального образования Кольский район Мурманской области.

Для отбора диагностических заданий мы воспользовались методикой Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой. В результате были отобраны и сформированы три серии заданий для исследования словообразования существительных, прилагательных и глаголов.

В Серию № 1 входили диагностические задания, направленные на изучение словообразования существительных, цели которых были: выявить уровень словообразования уменьшительно-ласкательных существительных; выявить уровень словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь; выявить уровень словообразования существительных со значением единичности.

Серия заданий № 2 направлена на исследование уровня словообразования качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

В Серии № 3 задания направлены на исследование словообразования глаголов. Цели заданий: выявить уровень словообразования глаголов со значением начала и кона действия; выявить уровень словообразования глаголов от имен существительных.

На первом этапе исследования проводилось изучение особенностей словообразования существительных. Средний уровень развития словообразования имён существительных, отмечен у 80% старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Низкий уровень характерен для 20% старших дошкольников с общим недоразвитием речи. У группы детей с нормативным речевым развитием результаты оказались лучше: 60% детей имело высокий уровень словообразования существительных, остальные 40 % - показали средний уровень.

Лучше всего дети с общим недоразвитием речи справились с заданием на образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Затруднения вызвали прилагательные «куколка», «одеяльце», «платьице», «креслице».

На втором этапе исследования проводилось изучение особенностей словообразования прилагательных. Контрольная группа детей с заданием справилась: 80% детей показали высокие результаты, 20 % - имеют средний уровень. У детей с нарушением речи задание вызывало небольшие трудности. Для 70% старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерен средний уровень сформированности умения образования относительных, качественных и притяжательных прилагательных. У 20% старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечен высокий уровень сформированности умения образования относительных прилагательных. И всего один обучающийся показал низкий уровень словообразования имен прилагательных.

Умение образовывать относительные и качественные прилагательные почти у всех детей с ОНР находится на среднем уровне. Что касается образования притяжательных прилагательных, то здесь были значительные трудности.

На третьем этапе исследования проводилось изучение особенностей образования глаголов. Дети контрольной группы с заданием справилась: 70% детей показали высокий уровень словообразования глаголов, остальные 30% - средний.

Проанализировав ответы детей экспериментальной группы, сделан вывод, что детям сложно образовывать глаголы. Первое слово дети образовывали с помощью взрослого, в ответах детей было допущено много ошибок.

Для 60% старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерен средний уровень сформированности умения словообразования глаголов. У 20% старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечен низкий уровень сформированности умения словообразования. Но 20% детей всё же показало высокий результат выполнения задания. При выполнении заданий на словообразование глаголов отмечалось значительно большее количество отказов от ответа. Дети образовывали неправильные формы приставочных глаголов. Почти в каждом задании требовалась помощь, чтобы направить детей на правильность выполнения задания.

Таким образом, в ходе эмпирического исследования, нами были выявлены следующие недостатки словообразования: нарушено образование отглагольных основ глаголов с помощью приставок, образование глаголов от существительных, а так же образование существительных со значением единичности и нарушение словообразования притяжательных прилагательных. У детей с ОНР старшего дошкольного возраста имеются типичные ошибки, такие как: повторение заданного слово; образование сравнительной степени без изменения корневой согласной; образование сравнительной степени прилагательного, синонимичного заданному; неправильное использование суффиксов при образовании относительных прилагательных; пропуск суффикса; добавление окончания -ая при образовании относительных прилагательных; замена суффиксов; неправильная постановка ударения; пропуск слогов в образуемых словах; добавление окончания инфинитива -ть к заданному существительному при образовании глагола.

Дети с ОНР в основном пользуются суффиксальным способом словообразования, но и оно вызывало большие трудности, часто связанные с вариативностью суффиксов в языке, их многозначностью. У детей с ОНР выбор морфем очень ограничен. Для создания новых слов дети пользовались наиболее часто употребляемыми суффиксами.

Таким образом, нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого нарушения как, общее недоразвитие речи, анализ описанных ошибок позволяет сделать вывод о недостаточной сформированности функции словообразования у старших дошкольников с ОНР.

Список литературы:

  1. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня [Текст]// Логопед. - 2014. - №1. - С.34-41.

  2. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.[Текст] /СПб.: Союз, 2014. - 160с.

  3. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. / [Текст] СПб.: Союз, 2011. - 222с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf, свободный – (Дата обращения: 10. 12. 2015).

Просмотров работы: 3015