МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В БИЗНЕСЕ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В БИЗНЕСЕ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Серова С.Ю. 1
1Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: В статье рассматривается применение математического моделирования к решению экономических задач, возникающих в процессе ведения бизнеса.

Ключевые слова: математическое моделирование, бизнес, управление, выбор альтернативы.

К сферам деятельности, которые заключают в себе значительную степень риска, можно отнести сферу бизнеса. Прежде чем начать вести бизнес, необходимо просчитать вероятность возникновения неблагоприятного исхода, выявить оптимальные стратегии поведения на рынке. Для этого можно прибегнуть к математическому моделированию, которое позволяет исследовать реальное событие до его наступления. Происходит это благодаря замене реального события упрощенной копией, облаченной в математический язык. При серьезном подходе к созданию модели ее результаты окажутся достаточно достоверными, и на их основании можно будет принимать управленческие решения.

Существуют определенные трудности при создании математической модели экономического процесса. Сложность заключается в том, что практически не существует таких экономических объектов, которые можно было бы рассматривать как отдельные элементы. При освещении в модели одних экономических процессов другие остаются неохваченными, то есть появляется риск искажения результатов моделирования. Чтобы не допустить этого, нужно включить в модель все необходимые данные, относящиеся к предмету обследования.

Бизнесмену крайне важно определиться со стратегией продвижения своих продуктов – будет ли она консервативной, умеренной или агрессивной. Для этого целесообразно обратиться к математическому моделированию, которое сможет указать наиболее оптимальное решение.

В качестве наглядного примера применения математического моделирования в бизнесе рассмотрим задачу:

Компания «Стальной корпус» по производству аксессуаров и гарнитуры изучает возможность производства и сбыта нового вида наушников к проигрывающим устройствам. Проект может основываться на большой или малой производственной базе. Рынок для реализации наушников может быть благоприятным или неблагоприятным.

Менеджер компании учитывает возможность вообще не производить данную продукцию. При благоприятной рыночной ситуации большое производство позволило бы предприятию получить чистую прибыль 300 тыс. руб. Если рынок окажется неблагоприятным, то при большом производстве предприятие понесет убытки в размере 250 тыс. руб. Малое производство дает 70 тыс. руб. прибыли при благоприятной рыночной ситуации и 10 тыс. руб. убытков при неблагоприятной.

Решение

Необходимо выбрать наилучшую альтернативу путем решения стратегической игры, также известной под названием «игры с природой» ().

– составили исходную матрицу

Выберем критерии, которые будем применять к данной задаче.

Виды критериев, которые будут использованы при решении:

  1. Максимаксный критерий, или критерий крайнего оптимизма:

  2. Максиминный критерий Вальда, или критерий крайнего пессимизма:

  3. Критерий минимаксного риска Сэвиджа:

  1. Критерий оптимизма - пессимизма Гурвица:

  2. Критерий безразличия:

Таблица 1 - Таблица решений.

   

Благо приятный рынок

Неблагоприят-ный рынок

Maximax

Maximin

Критерий Сэвиджа

Критерий Гурвица

Критерий безразли- чия

 

Создать большое производство

300

-250

300

-250

250

-30

25

 

Создать малое производство

70

-10

70

-10

230

22

30

 

Ничего не делать

0

0

0

0

300

0

0

Сделаем вывод: по критерию Maximax следует выбрать альтернативу , по критерию Сэвиджа, критерию Гурвица и критерию безразличия – альтернативу , по критерию Maximin – альтернативу .

Согласно результатам математического моделирования предприниматель примет решение о создании малого производства, которое несет в себе меньше риска, но и меньше прибыли. Данное решение будет проявлением консервативной политики, которая будет способствовать медленному, но стабильному развитию предприятия.

Математическое моделирование как метод принятия решений достаточно эффективен в условиях достаточного количества знаний о факторах, входящих в модель. В противном случае результаты исследования могут получиться искаженными и не соответствующими действительности. В этом и заключается сложность использования моделей как способа принятия решений.

Список использованной литературы:

  1. Бужинский В.А. Методы принятия управленческих решений. Москва, Издательство МИЭП, 2012.

  2. Соколов А.В., Токарев В.В. Методы оптимальных решений. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2011.

  3. Кремер Н.Ш. Исследование операций в экономике. Москва, Издательство Юрайт, 2013.

  4. Кривошеева В.С. Математические методы исследований в экономике. Москва, Издательство МИЭП, 2010.

  5. Орлова И.В. Экономико – математическое моделирование: практическое пособие по решению задач. М.: Издательство «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2012.

  6. Гармаш А.Н., Орлова И.В. Математические методы в управлении. М.: Издательство ИНФРА-М, 2012.

  7. Балдин К.В., Башлыков В.Н., Рукосуев А.В. Методы оптимальных решений. Москва, Издательство Флинта, 2015.

© С.Ю. Серова, 2015

Просмотров работы: 606