Ключевые слова: физическое воспитание в семье, мотивация к занятиям физической культурой.
Annotation. In article presents the result of research about family physical upbringing, the factors affecting it and the results of the study physical training motivation, as a prerequisite to the emergence of a tradition family physical upbringing.
Keywords: family physical upbringing, physical training motivation.
Здоровье человека, в особенности детей, является важнейшей проблемой при любых экономических, социальных и политических ситуациях. Неутешительные показатели общего уровня здоровья населения доказывают необходимость и целесообразность популяризации здорового образа жизни и вовлечения различных категорий населения к систематическим занятиям физической культурой. Сегодня, особое внимание стало уделяться вопросам физического воспитания детей в семье: статьи в газетах и журналах, кино, радио и телевидение, книги предлагают родителям различные советы, информируют о способах использования различных методик и технологий в воспитания ребенка.
Общая позиция современных научных исследований, посвящённых вопросу изучения процесса физического воспитания детей разного возраста, основана на утверждении, что семья является неотъемлемо важным, в высшей степени действенным компонентом физического воспитания детей. (Сидоров Л.К. Г.Н. Голубева, Н. И. Дворкина, А.К. Атаев, А.Ф. Головин, И.И. Портнягин, В.И. Прокопенко и др.).
Благодаря многолетним исследованиям в данной области, система физической культуры в детском возрасте была наполнена множеством методик, технологий, средств и методов, но на сегодняшний день, вопрос об управлении системой физкультурно-оздоровительных технологий в семье, стимулирования родителей и детей к систематическим занятиям физической культурой, остается открытым.
Согласно данным отчёта Правительства РФ Государственной Думе Федерального Собрания РФ о результатах его деятельности за 2014 год в сфере физической культуры и спорта, доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом составил 29,0%, и одной из задач Стратегии, требующих решения для достижения поставленной цели Стратегии, стоит: разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни и модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования.
Понятие «Физическое воспитание» является составной частью общего понятия «воспитание» в широком смысле и представляет собой процесс решения определенных воспитательных, образовательных задач, характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса. Направленность на формирование двигательных навыков, развитие физических качеств и укрепление здоровья, является принципиально отличительной особенностью физического воспитания.
Формированию интереса к физической активности и инициативности ребенка способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (помимо совместного занятия активным отдыхом, это могут быть и обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).
Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни — главные составляющие успеха физического воспитания в семье. Если сформированные потребности в систематических занятиях физической культурой у населения, потенциально или реально являющихся родителями и воспитателями ребенка являются предпосылкой к формированию интереса к активному образу жизни у ребенка, то важной задачей является выявление мотивов к занятиям у взрослого населения. Заинтересованность в собственном физическом развитии зависит от множества факторов, мотивирующих к занятиям физической культурой.
Зарубежные исследователи отмечают, что среди основных мотивирующих причин побуждающих людей к систематическим занятиям ФКиС являются: желание снизить избыточную массу тела, главным образом для избегания сердечно-сосудистых заболеваний; желание снизить риск развития гипертензии; желание снизить уровень стресса и депрессии; желание получить удовольствие от двигательной активности, атмосферы занятий ФКиС; желание повысить самооценку; желание расширить круг общения. По мнению ученых, данные мотивы характерны и для жителей нашей страны.
Нами было проведено исследование, которое позволило сделать актуальные выводы по вопросу о мотивации к занятиям физической культурой. Для выявления первостепенного мотива к занятиям физической культурой и осознанного понимания смысла в занятиях у взрослого населения, нами был проведен опрос, в котором участвовало 210 человек в возрасте от 18 до 40 лет.
Респондентам необходимо было выбрать из предоставленного перечня мотивов к занятиям физической культурой, наиболее близкий и понятный им.
Результаты исследования показали:
25% опрошенных заинтересованы в поддержании хорошей физической формы;
18,1 % процентов опрошенных заинтересованы в сохранении здоровья;
17, 6% респондентов занимаются физической культурой во время отдыха, который помогает бороться со стрессом;
11,9 % – преследуют спортивные результаты;
11 % опрошенных не смогли определить один первостепенный из предложенных мотивов к систематическим занятиям физической культурой.
12,9 % - не занимаются физической культурой.
Как показывают результаты опроса, основными мотивирующими факторами к занятиям физической культурой у жителей нашей страны, принявших участие в опросе, служат желание поддержать хорошую физическую форму и сохранить уровень здоровья, занятия в целях избегания стрессов тоже, в определенной степени можно отнести к желанию сохранить здоровье и работоспособность.
Таким образом, многолетний опыт исследований российских ученых, зарубежных исследователей, и актуальные данные проведенного опроса, доказывают, что для привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой, необходимо акцентировать внимание на сохранении и повышении уровня здоровья и физической формы.
Следовательно, опираясь на вышеописанное, можно сделать вывод: для того, чтобы в процессе воспитания родители уделяли большое внимание физическому воспитанию, для начала, необходимо убедить родителей в том, что систематические занятия физической культурой влияют на уровень здоровья ребенка, помогают детям приобрести двигательный опыт, развивают физические и психологические качества и в необходимости заботиться о правильном развитии у ребенка основных дыхательных навыков начиная с младенческого возраста, и развить у ребенка потребности в физической активности можно благодаря собственному примеру, самостоятельным совместным занятиям с ребенком и владению минимальной базой знаний в области физического развития детей, физкультурно-оздоровительных технологий в семье и т.д.