Обязательства, которые Россия соглашалась принять на себя изначально в сфере страховых услуг существенно отличались от принятых по итогам переговоров и зафиксированных в таблице обязательств. Так, например, в проекте 1999 года из-под обязательств России в системе ВТО были полностью исключены некоторые виды услуг, такие как страхование жизни, страхование государственного сектора, а также все виды обязательного страхования.
Для проектов прошлых лет характерным является гораздо более ограничительный характер обязательств по отношению к доступу иностранцев на внутренний рынок страховых услуг по сравнению с тем, что было зафиксировано в итоговом проекте обязательств. С каждым последующим проектом Россия соглашалась принять на себя все большее и большее количество обязательств по страховым услугам.
Обязательства России распространяются на все страховые услуги, включая страхование жизни, услуги по перестрахованию и ретроцессии, услуги страхового посредничества, а также вспомогательные страховые услуги, такие как консультационные и актуарные. Среди обязательств в сфере страхования, принятых РФ в ходе присоединения к ВТО, можно выделить такие как:
1. В течение 9 лет после вступления России в ВТО, иностранные компании по страхованию жизни и страхованию, иному чем страхование жизни, а также перестраховщики могут оказывать услуги на российском страховом рынке только через свои российские дочерние компании ;
2. Квота участия иностранцев в общем секторе страховых услуг российских компаний ограничена 50% ;
3. В случае увеличения уставного капитала российских страховых компаний за счет средств иностранного инвестора и/или его дочерней компании, а также в случае отчуждения долей/акций в российских страховых компаниях в пользу иностранного инвестора и/или его дочерней компании, необходимо предварительное разрешение;
4. В силе остаются права дочерних страховых компаний по отношению к иностранным компаниям и/или с долей иностранного участия свыше 49%, согласно действующим лицензиям, полученным на оказание услуг страхования/перестрахования жизни, государственных закупок, обязательного страхования/перестрахования.
5. После вступления в ВТО, Россия оставляет за собой право ограничивать лицензирование страховщиков, учрежденных на территории России, с долей иностранного участия более 51%, на оказание таких услуг как: обязательное страхования пассажиров, страхование жизни и гражданской ответственности в течение срока до 5 лет после вступления в ВТО;
6. Россия также оставляет за собой право ограничивать лицензирование по страхованию/перестрахованию государственных закупок страховщиков/перестраховщиков с долей иностранного участия более 49%, учрежденных после вступления России в ВТО. Помимо этого, Россия устанавливает следующее требование для иностранных инвесторов, являющихся материнскими компаниями российских дочерних компаний страховщиков/перестраховщиков: им необходимо иметь разрешение на предоставление соответствующего вида услуг страхования/перестрахования в стране, в которой они были зарегистрированы, не менее чем в течение 5 лет;
7.Спустя 9 лет после вступления России в ВТО иностранные компании смогут осуществлять страхование жизни и иное страхование, чем страхование жизни, (за исключением страхования/перестрахования рисков, связанных с государственными закупками, и обязательным страхованием, иным чем обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автомобилей) на территории России через свои филиалы при условии выполнения требований по лицензированию, обеспечению финансовой устойчивости и требований по гарантийному депозиту.
Таким образом, опасаясь захвата российского рынка зарубежными страховщиками, изначально Россия придерживалась строго протекционистских позиций. Однако, в результате переговоров эти позиции были изменены в пользу гораздо большей открытости рынка для иностранцев, исходя из чего российское рейтинговое агентство «Эксперт РА» выделило несколько сценариев развития событий на российском страховом рынка в результате его либерализации в рамках ВТО:
Сценарий 1. «Формирование сильного страхового рынка до прихода филиалов иностранных компаний и внешняя экспансия национальных страховщиков».
В этом случае после либерализации рынка доля иностранцев (филиалов и дочерних компаний) в совокупных взносах стабилизируется на уровне 50% , а в десятке лидеров рынка будут преобладать национальные компании.
На мой взгляд, наиболее вероятным является данный сценарий, так как у страховщиков есть достаточно много времени, которое они могут использовать для усовершенствования многих аспектов бизнеса: повышения качества сервиса, оптимизации бизнес-процессов, внедрения IT-систем, повышения рентабельности. Вероятность такого варианта развития событий обусловлена еще и тем, что на данный момент доля рынка страхования в ВВП России меньше, нежели у развитых стран. Реализация существующего потенциала может быть осуществлена как раз за счет зарубежных компаний.
Сценарий 2. «Постепенное выдавливание с рынка национальных игроков, не сумевших повысить собственную конкурентоспособность».
По данному сценарию доля иностранцев на российском рынке страхования будет колебаться от 60 до 70%, а в десятке лидеров страхового рынка будут преобладать зарубежные компании.
Стоит отметить, что вступление России в ВТО является дополнительным толчком к повышению консолидации рынка – конкуренцию с иностранными компаниями, вероятно, выдержат не все отечественные страховщики. Очевидно, что зарубежные компании имеют существенный международный опыт разработки страховых продуктов, особенно по страхованию жизни, поскольку в развитых странах этот рынок действует гораздо более продолжительное время, и тем самым иностранные страховщики имеют возможность проанализировать, какие опции страховых программ пользуются популярностью и какие являются работающими. Это, разумеется, существенное конкурентное преимущество. То же касается политики продвижения этих продуктов на рынке, ведь к нам придут зарубежные страховые брокеры, имеющие устоявшиеся связи с иностранными страховщиками. Этот факт также поможет укрепить позиции иностранцев в РФ. Исходя из чего, наступления данного варианта развития событий также не стоит исключать.
Сценарий 3. Переход страхового рынка под контроль иностранных структур.
Этот сценарий представляется наименее вероятным, так как за годы работы на рынке страхования России был сформирован целый ряд сильных национальных игроков. Сценарий возможен, если на законодательном уровне Россия создаст для иностранных компаний существенные преимущества. В этом случае доля зарубежных компаний на российском страховом рынке может достигнуть 80%, а в топ-10 смогут войти лишь 2-3 национальные страховые компании.
Стоит отметить, что данный вариант является маловероятным еще и в силу того, что такие «стратегические» области, как пенсионное страхование, вряд ли отдадут на освоение иностранным компаниям. Отечественные страховые компании, занимающиеся страхованием жизни, также могут рассчитывать на некоторую поддержку государства. Здоровая конкуренция, безусловно, не повредит, но 100-процентного захвата отечественного рынка никто не допустит.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в целом суммарный эффект от вступления России в ВТО зависит от действий национальных страховщиков по повышению своей конкурентоспособности. Приход филиалов компаний-нерезидентов будет способствовать развитию конкуренции, внедрению новых технологий, снижению стоимости страхования для рисков, ранее в значительной мере перестраховывающихся за рубежом. Неконкурентоспособные страховые компании, а также компании, занимающиеся передачей рисков за рубеж, со временем будут вынуждены покинуть рынок. При этом нужно понимать, что иностранные компании будут работать в тех же условиях, что и российские, а потому опрометчиво полагать, что их предложения будут намного выгоднее предложений отечественных компаний.
Также можно предположить, что доля зарубежных страховщиков на рынке страхования России, безусловно, будет расти, но не за счет ухода с рынка отечественных компаний, а ввиду развития страхования жизни и сделок по слиянию и поглощению. Как известно, в качестве переходного периода отечественным страховым компаниям был дан максимально возможный срок - девять лет, исходя из чего у российских компаний есть еще достаточно много времени для того чтобы подготовиться и максимально укрепить свои позиции.
5