АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КПФ «ПРОМСЕРВИС» ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КПФ «ПРОМСЕРВИС» ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятно, что обострение глобальных проблем связано с объективными процессами усиления социально - экономических связей между странами мира и формированием единого мирового экономического пространства. История исследования глобальных проблем имеет определенные этапы. Так осознание самого факта существования проблем, присущих обществу в целом, стимулировало поиск путей отделения глобальных проблем от локальных, местных проблем отдельных стран мира. Это логично требовало определения роли человечества и доминирующего типа экономического развития в образовании глобальных проблем. Впоследствии учеными были разработана система критериев отнесения проблем к глобальным.

 

Omsk, Russia

Кроме этого, образовательная деятельность в современном обществе является одним из видов экономической деятельности в сфере предоставления услуг, т.е. образование должно также и прямое влияние на экономическое развитие - через коммерциализацию процессов передачи знаний. Итак, подытоживая вышесказанное, можно отметить: Во-первых, социально - экономическое развитие по совокупности его показателей выступает центральной интегральной характеристикой национальной экономики. Во-вторых, важным аспектом процессов трансфера знаний и навыков в социуме выступает образование. При этом высшее образование выполняет функции локомотива социально -экономического развития. В-третьих, существуют три основных механизма, через которые высшее образование влияет на социально - экономическое развитие : образование позволяет увеличить человеческий капитал, образовательная система увеличивает способность экономики к инновационному развитию, образование позволяет активизировать процессы передачи и диффузии знаний и навыков.

SupervisorGaponMarinaNikolaevna, associateProfessor, DepartmentofEconomics, accountingandfinancialcontrolВыв‎дып‎ перв‎й главе на ‎сн‎вете‎рет‎к‎-мет‎д‎л‎г‎ческ‎г‎ анал‎за ‎бъектанашег‎ ‎сслед‎ван‎ям‎жн‎ сф‎рмул‎р‎вать ряд выв‎д‎в: ‎браз‎вательныйпр‎цесс в Р‎сс‎‎ п‎ступательн‎ разв‎вается ‎ с‎временные ‎браз‎вательныепр‎екты в т‎й ‎л‎ ‎н‎й мере ‎сп‎льзуют ‎р‎ент‎р‎ванныйп‎дх‎д, пр‎являющ‎йся в разл‎чныхп‎дх‎дах, к‎нцепц‎ях ‎ м‎деляхл‎чн‎стн‎-‎р‎ент‎р‎ванн‎г‎ ‎браз‎ван‎я.с‎ц‎альн‎-гуман‎ст‎ческую, ‎де‎л‎г‎ческую, ‎р‎ент‎рующую, ‎нтерпретац‎‎нную, с‎нтез‎рующую, пр‎свет‎тельную, в‎сп‎тательную, рефлекс‎вную (разв‎вающую), ‎рган‎зац‎‎нную, пр‎гн‎ст‎ческую, ‎нт‎л‎г‎ческуюП‎пытк‎ т‎п‎з‎р‎вать ‎ класс‎ф‎ц‎р‎ватьпр‎фесс‎‎нальныем‎т‎вы ‎ м‎т‎вы в данн‎й сфере предпр‎н‎мал‎сьне‎дн‎кратн‎ ‎ с разных п‎з‎ц‎й.П‎ мнен‎ю ‎сслед‎ван‎япр‎фесс‎‎нальн‎йдеятельн‎ст‎.Пр‎ ϶т‎мп‎дх‎ды к ‎б‎сн‎ван‎юмн‎г‎‎браз‎яв‎д‎впр‎фесс‎‎нальныхм‎т‎в‎в, т‎п‎вм‎т‎вац‎‎ ‎ ‎х класс‎ф‎кац‎‎ зав‎сят ‎т т‎г‎, как т‎т ‎л‎ ‎н‎йавт‎рп‎н‎маетсущн‎стьм‎т‎вапр‎фесс‎‎нальн‎йдеятельн‎ст‎, как‎е ‎сслед‎вательск‎е цел‎ ‎н преследует. Так, самая упр‎щеннаякласс‎ф‎кац‎яп‎дразделяетпр‎фесс‎‎нальнуюм‎т‎вац‎ю на п‎л‎ж‎тельную ‎ ‎тр‎цательную.Д‎стат‎чн‎ распр‎страненным в педаг‎г‎ке ‎ пс‎х‎л‎г‎‎ п‎дх‎д‎м к класс‎ф‎кац‎‎ м‎т‎в‎в является д‎фференц‎ац‎я ‎х п‎ кр‎тер‎юпр‎тяженн‎ст‎ в‎ времен‎. Так (1991) п‎ временн‎йпр‎тяженн‎ст‎ деятельн‎ст‎ д‎фференц‎руетм‎т‎вац‎ю на «далекую» ‎ «к‎р‎ткую» [136]. Пр‎чемуст‎йч‎выем‎т‎вы ‎н называет м‎т‎вац‎‎нным‎ устан‎вкам‎, к‎т‎рые, в св‎ю ‎чередь, п‎дразделяет на: ‎перат‎вные –для ‎сп‎лнен‎я; перманентные – д‎лг‎временные, характер‎зующ‎енаправленн‎стьл‎чн‎ст‎. Д‎фференц‎ац‎ям‎т‎в‎в п‎ кр‎тер‎юнаправленн‎ст‎ задана.Онап‎дразделяетм‎т‎вы на л‎чн‎стные ‎ ‎бщественные, ϶г‎‎ст‎ческ‎е ‎ ‎бщественн‎ знач‎мые, к‎т‎рые, п‎ её мнен‎ю, связаны с устан‎вкам‎ л‎чн‎ст‎ [29]. Бл‎зк‎й к класс‎ф‎кац‎‎, заданн‎йп‎ параметру направленн‎ст‎ л‎чн‎ст‎ (её устан‎вкам), является т‎п‎л‎г‎я, предл‎женная, ‎сн‎ванная на кр‎тер‎‎ .

 

 

Однако в мировом масштабе происходит непрерывное положительное инновационное развитие экономики. Мировой опыт свидетельствует, что баланс, равновесие в государстве, его целостность и стабильное развитие могут быть обеспечены лишь при условии активизации участия регионов в проведении экономической политики. Поэтому в последние годы чрезвычайно актуальным является исследование места экономики региона в экономике страны, определение уровня ее развития, оценка тесноты межрегиональных связей и уровня интеграции региона с мировой экономикой.

 

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность своевременно погашать свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами.

Главная цель анализа платежеспособности – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения платежеспособности и кредитоспособности.

Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность.

Ликвидность баланса – возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее – это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.

Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса и предприятия зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но при этом иметь неблагоприятные возможности в будущем, и наоборот.

По стандартам развитых стран население России всегда было бедным, но разрыв между жизненными стандартами и реальным уровнем жизни не был таким огромным, как сейчас. Исходя из самого содержания, отраженного в термине « социально - экономическое развитие», можно выделить два его основных компонента - экономический и социальный [ 1, с. 96 ]. Экономический компонент содержит соответствующие показатели, отражающие состояние и изменения экономических параметров системы ( на уровне государства отраженных в таких показателях, как валовой национальный продукт, объемы промышленного производства, объемы прямых иностранных инвестиций и т.п.), социальный - состояние и изменения социальных параметров (уровень занятости и безработицы, средний уровень оплаты труда, уровень потребления etc. ). Во многих исследованиях ученые вообще не приводят определение социально - экономического развития через его интуитивную доступность пониманию большинства читателей.

 

Для проведения анализа ликвидности актив и пассив баланса группируются по следующим признакам:

Характерной особенностью развития социально -экономической политики России начиная с 2000 г. было стабильный рост доходов граждан, в частности располагаемого дохода, номинальной заработной платы, с синхронным ускорением роста основных социальных гарантий - минимальной заработной платы, прожиточного минимума и минимальной пенсии по возрасту. Однако кризис, начавшийся в конце 2008 г., усилила действие старых социальных проблем, а также породила множество новых : сокращение и задержка выплаты заработной платы, отправление работников в неоплачиваемые отпуска, сокращение рабочих мест и увольнения работников, возобновился рост задолженности по выплате заработной платы. Социально - экономическая ситуация в России кардинально изменила жизнь населения, ухудшение экономической ситуации привело к углублению расслоения общества по уровню дохода и, как результат, к дифференциации жизненного уровня населения.

 

  • по степени убывания ликвидности (актив);

    С течением времени значение этой возможности не только не снижалось, но и наоборот - росла пропорционально увеличению количества применяемых социумом технологий и их сложности. Процессы трансфера знаний и навыков систематизированы и реализуются в системе образования. Важным свойством образования является ее квалификационная структура, которая позволяет выделить основные элементы образовательной системы в их соответствии с потребностями воспроизводства общества. Так, начальное образование отвечает за базисную социализацию человека, а среднее образование - за приобретение совокупности знаний и навыков, необходимых для образования трудовых ресурсов. Функции локомотива социально - экономического развития в этой структуре выполняет высшее образование. Теоретические разработки западных экономистов позволяют подчеркнуть минимум три основные механизмы, через которые высшее образование влияет на социально - экономическое развитие.

     

  • по степени срочности оплаты (погашения) (пассив).

    В условиях глобализации кардинально усложняется структура мирового развития, трансформируются ценности и нормы жизнедеятельности людей, видоизменяется система взаимодействия между ними (глобальные отношения), утверждается новая модель отношений между обществами, устанавливаются новые приоритеты в решении глобальных системных проблем. В результате этого формируется такая форма социальной организации, как глобальное общество. Структурными элементами (основными институциональными субъектами) функционирования такого общества выступают транснациональные структуры и международные правительственные и неправительственные организации, которые формируют свою собственную систему отношений. Такая форма социальной организации характеризует создание постмодернистской ситуации, мобильной и открытой для внедрения социальных инновационных проектов, необходимых для обеспечения эффективности экономического, политического и социального развития современных обществ. Такая проблема в контексте современной науки представляет значительный теоретико - методологический интерес, однако большинство ученых сущность и функциональное содержание глобального общества рассматривали односторонне, отождествляя его с информационным обществом ( И.Валерстайн, Р.Коехен, Н.Килюен, Х.Булл, Б.Смарт и др.).. Однако, по нашему мнению, содержание глобального общества значительно шире и его целесообразно рассматривать исходя из многих ракурсов, а именно - социальной, политической и культурной.

     

Активы в зависимости от скорости превращения в денежные средства (ликвидности) разделяют на следующие группы:

Трансформация экономики при переходе от индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной сопровождается экспансией услуг. Сфера услуг становится важнейшим источником роста ВВП и главным объектом для трудоустройства населения. В целом можно выделить следующие основные глобальные тенденции: - повышение значимости нематериальных форм производства, приводит к качественным изменениям ассортимента услуг - изменение роли традиционных услуг (торговли, транспорта ) как элементов обслуживающей инфраструктуры - развитие телекоммуникаций, финансовой сферы и комплекса наукоемких деловых услуг как весомого фактора конкурентоспособности, - резкое увеличение роли социальных услуг в обеспечении экономического роста, - развитие экономики услуг в интеграции с материальным производством.

 

А1 - наиболее ликвидные активы; А2- быстро реализуемые активы;

Выводы по первой главе на основе теоретико-методологического анализа объекта нашего исследования можно сформулировать ряд выводов: образовательный процесс в России поступательно развивается и современные образовательные проекты в той или иной мере используют ориентированный подход, проявляющийся в различных подходах, концепциях и моделях личностно-ориентированного образования.

социально-гуманистическую, идеологическую, ориентирующую, интерпретационную, синтезирующую, просветительную, воспитательную, рефлексивную (развивающую), организационную, прогностическую, онтологическую Попытки типизировать и классифицировать профессиональные мотивы и мотивы в данной сфере предпринимались неоднократно и с разных позиций.

По мнению исследования профессиональной деятельности.При ϶том подходы к обоснованию многообразия видов профессиональных мотивов, типов мотивации и их классификации зависят от того, как тот или иной автор понимает сущность мотива профессиональной деятельности, какие исследовательские цели он преследует. Так, самая упрощенная классификация подразделяет про

фессиональную мотивацию на положительную и отрицательную.Достаточно распространенным в педагогике и психологии подходом к классификации мотивов является дифференциация их по критерию протяженности во времени. Так (1991) по временной протяженности деятельности дифференцирует мотивацию на «далекую» и «короткую» [136]. Причем устойчивые мотивы он называет мотивационными установками, которые, в свою очередь, подразделяет на: оперативные –для исполнения; перманентные – долговременные, характеризующие направленность личности. Дифференциация мотивов по критерию направленности з

адана.Она подразделяет мотивы на личностные и общественные, ϶гоистические и общественно значимые, которые, по её мнению, связаны с установками личности [29]. Близкой к классификации, заданной по параметру направленности личности (её установкам), является типология, предложенная, основанная на критерии мировоззрения личности: идейные (нравственные) мотивы; мотивы коллективистские [108,109,110]. По критерию социальной значимости подразделяет мотивацию на социальную (альтруистическую) и узколичную (϶гоистическую, индивидуалистическую) [262]. Альтруис.

 

А3 - медленно реализуемые активы; А4 - труднореализуемые активы.

Глобализация мирового пространства обусловила высокую динамичность развития, нелинейность и самоорганизацию национальных экономических систем. Рассматривая банковскую систему, как часть экономической системы, следует учитывать, что она является большой сложной открытой сознательная системой, состоящей под воздействием внешних и внутренних факторов в течение длительного временного периода и является циклической совокупности учреждений, осуществляющих банковскую деятельность и выполняют функцию внутреннего управления ими. В современных условиях, синергетика выступает как новый этап развития системного подхода для открытых неравновесных систем. Новая парадигма экономической мысли позволяет отойти от ограничений диалектики. На основе данной концепции пересматривается деструктивная роль классической концепции хаоса, линейные характеристики процесса развития дополняются нелинейными.

 

Группировка пассивов происходит по степени срочности их возврата:

Современный этап развития экономики Российской Федерации характеризуется значительными изменениями макросреды, представленные углублением глобализаций них процессов, быстрым обновлением производства, внедрением новейших технологий, влияющих на интенсивность их экономического роста. Поэтому для учета быстрых, структурных изменений, для повышения показателей, характеризующих развитие региона целесообразно всесторонне проанализировать региональный пространство.

 

П1- наиболее срочные обязательства; П2 - краткосрочные пассивы;

Современные экономические и социальные сиситемы требуют особого научного подхода. Использование на практике недостоверных разработок и исследований может привести к катастрофическим последствиям. Ведь только на основании научного дифференцированного подхода возможна реализация основных направлений модерницзации и оптимизации существующих течений в области определенной рамками нашей работы.

 

П3 - долгосрочные пассивы; П4 - постоянные пассивы.

Об актуальности этой проблемы свидетельствует активное развитие ее теоретического и практического базиса, форм его внедрения. Во второй половине ХХ века развитие человечества приблизился до определенного предела, когда произошло осознание существования глобальных проблем. Глобальные проблемы представляют собой специфический феномен, до сих пор не известный в истории цивилизации. Их можно определить как проблемы, в той или иной мере касаются всех стран и народов ; решение которых возможно только за счет усилий всего мирового сообщества. Такое определение актуализирует две концептуальные черты глобальных проблем как социально - экономического явления: масштабность ( глобальность ) распространение (категория « локализация в пространстве» ) и сложность усилий, направленных на их преодоление (категория « вовлечения в решение »).

 

При определении ликвидности баланса группы актива и пассива сопоставляются между собой.

Становление конкурентных отношений происходило на протяжении всей истории человечества под влиянием развития конкуренции. Этап возникновения конкурентных отношений соответствует этапу докапиталистической конкуренции. Характерными признаками конкуренции на этом этапе можно назвать спонтанность нерегулярность, что объяснялось господством натурального хозяйства, изолированностью отдельных товаропроизводителей, принадлежностью к определенному феодального хозяйства. На этапе господства совершенной конкуренции, который начинается одновременно с распространением капиталистических отношений. Таким образом, отсутствовала необходимость в координации своих действий с учетом деятельности конкурентов. Исключением было влияние конкурентов на рыночную цену и качество товаров и услуг.

Сегодня одной из наиболее острых проблем экономического развития, усиливает существование других проблем и, в отношении которого, современный мир не имеет модели решения - это растущий разрыв между индустриально развитыми и развивающимися странами, в которых проживает большая часть населения планеты. Проблема экономического неравенства не обошла и Европейский Союз. Хотя до начала мирового кризиса европейская экономика была одной из самых развитых экономик мира, внутренние экономические неравенства между странами - членами ЕС всегда имели место, преодоление которых было одной из основных задач общей экономической политики Союза. В современных условиях глобального быстроменяющейся рыночной среды растет значимость такого аспекта деятельности экономических систем любого уровня как финансовая безопасность и устойчивое развитие, что обусловливает необходимость систематизации существующих подходов к управлению финансовой безопасностью, дальнейшего их совершенствования, выработки подходов к повышению качества ее системы управления.

 

Сопоставление А1 – П1 и А2 – П2 позволяет выявить такую текущую ликвидность предприятия, что свидетельствует о платежеспособности (неплатежеспособности) в ближайшее время. Сравнение А3- П3 отражает перспективную ликвидность. На ее основе прогнозируется долгосрочная ориентировочная платежеспособность.

Группировка статей актива и пассива для анализа ликвидности баланса представлена в таблице 1.

Таблица 1. Группировка статей актива и пассива для анализа ликвидности баланса

Активы

2013 год/тыс.руб.

2014 год/тыс.руб.

Пассивы

2013 год/тыс.руб.

2014 год/тыс.руб.

Показатель

Показатель

А1 – наиболее ликвидные активы

6300

56

П1 — наиболее срочные обязательства

86 616

143 836

А2 – быстрореализуемые активы

67 037

112 593

П2 — краткосрочные пассивы

-

-

А3 – медленно реализуемые активы

13 100

30 739

П3 — долгосрочные пассивы

-

-

А4 – труднореализуемые активы

-

-

П4 — постоянные пассивы

685

-

1. Коэффициент текущей ликвидности показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года. Это основной показатель платежеспособности предприятия. Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле:

К = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2)

К2013 = 86437/86 616 = 0,998

К2014 = 143 388/143 836 = 0,997

2. Коэффициент быстрой ликвидности, или коэффициент «критической оценки», показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность. Коэффициент быстрой ликвидности определяется по формуле:

К = (А1 + А2) / (П1 + П2)

К2013 = 73 337/86 616 = 0,847

К2014 = 112 649/143836 = 0,783

3. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле:

К = А1 / (П1 + П2)

К2013 = 6 300/86 616 = 0,072

К2014 = 56/143 836 = 0,0004

Коэффициенты ликвидности за 2013 и 2014 гг представлены в таблице 2.

Таблица 2. Коэффициенты ликвидности за 2013-2014 гг.

Наименование показателя

Норма

2013 год

2014 год

Коэффициент текущей ликвидности

1 - 2

0,998

0,997

Коэффициент быстрой ликвидности

0,7 – 1,5

0,847

0,783

Коэффициент абсолютной ликвидности

>0,2

0,072

0,0004

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что коэффициент, текущий ликвидности находится в норме, это означает что у данного предприятия достаточно средств, которые могут быть использованы ими для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года.

Коэффициент быстрой ликвидности (коэффициент «критической оценки») также находится в норме, то есть, показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам.

Коэффициент абсолютной ликвидности находится ниже нормы, что говорит о сокращении той части текущей задолженности, которая может быть погашена в ближайшее к моменту составления баланса время.

Список использованной литературы:

  1. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности.- М.: Дело и Сервис, 2011. – 384 с.

  2. Пласкова Н. С. Экономический анализ.- М.: Эксмо, 2012.- 704с.

  3. Ефимова О. В., Мельник М. В. — Анализ финансовой отчетности. — М.: Омега-Л, 2013.- 451с.

Просмотров работы: 1482