ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Иванова Д.А. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важную роль в процессе формирования привычки здорового образа жизни у младших школьников с аутистическими расстройствами играет формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни, которая определяет целенаправленное поведение по поддержанию здоровья. Осознанность в потребности здорового образа жизни выступает внутренним стимулом, который приводит к сознательному ведению здоровой жизнедеятельности, посредством которой формируются умения здорового образа жизни.

Эффективность формирования потребности здорового образа жизни напрямую зависит от психофизиологических возможностей школьника, от уровня его сознания и оказываемых на него педагогических воздействий. При этом педагогическое воздействие должно влиять на младших школьников через стимуляцию внутренней работы по переосмыслению себя и окружающего мира.

Для реализации формирования привычки к здоровому образу жизни младшего школьника необходимо научить видеть отдаленный результат состояния своего здоровья, ставить цели выполнения действий в этом направлении.

Для достижения успеха по развитию привычки к здоровому образу жизни педагогу необходимо учитывать сложное строение мотивационной сферы и правильно воздействовать на каждую ее сторону.

Формирование привычки здорового образа жизни у младших школьников с аутизмом осуществляется одновременно в двух направлениях: с ребенком и с его родителями или близкими [3].

Семья является главным звеном в системе воспитания, социализации и удовлетворения потребностей ребенка с ранним детским аутизмом.

М.А. Галагузова выделяет несколько алгоритмов работы с семьей, имеющей ребенка с аутизмом. Выделенные алгоритмы характеризуются определенной продолжительностью сотрудничества, особенностью диагностического этапа, методов работы, поставленных задач, преобладающих видов помощи.

В формировании привычки к здоровому образу жизни в работе с семьей существует ряд технологий, которые зависят от состояния семьи и степени тяжести аутистического расстройства:

1. Проблемно-ориентированная (краткосрочная) модель, направленная на решение конкретных практических задач, которые востребованы данной семьей. Проблема возникает в том, что в большинстве случаев родители ребенка с аутистическими расстройствами сосредоточены не на бытовых, гигиенических навыках и здоровье, а на нарушениях психического развития ребенка. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева указывает на необходимость помочь родителям осознать данную проблему.

2.Психосоциальный подход, который длится до четырех месяцев, представляет собой индивидуальную работу с ребенком, его семьей и специалистами, которая направлена на различные системы, влияющими на жизнь ребенка.

3.Долгосрочная технология - патронаж - применяется только в тяжелых случаях и включает оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи. При таком подходе глубже исследуется семейная система, наблюдается динамика и влияние на нее.

В каждом случае задачей выступает формирование рациональной позиции в семье, а именно последовательного выполнения всех инструкций, советов врачей, педагогов, психологов и других специалистов [3].

О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг отмечают, что формирование здорового образа жизни представляет для аутичного ребенка особую проблему, так как трудность обучения здоровому образу жизни связана с нарушениями контакта и произвольностью сосредоточения аутичного ребенка. За счет нарушения социального взаимодействия крайне трудно организовать ситуацию обучения, так как ребенок с аутизмом может не выполнять инструкции, игнорируя их, убегать от взрослого и делать все наоборот [2].

Также особенностью формирования привычки к здоровому образу жизни у младших школьников с аутизмом является то, что ему необходимо специально организованное обучение и многократное проживание повседневных ситуаций вместе со взрослыми.

Важно помнить, что неуспех может вызвать стойкий протест школьника против повторной попытки. Поэтому следует как можно тщательнее организовывать ситуацию успеха, не торопиться с усложнением задачи, а также обеспечить поддержку, чтобы у ребенка возникало чувство безопасности и уверенности в собственных силах.

Как показывает практика, для младшего школьника с аутизмом важно осознание того, что он успешно делает все вместе со взрослым, что у него все получается, и нет никакой необходимости в том, чтобы кто-то делал за него то, что он потенциально способен делать сам [2].

Особенность младших школьников с аутистическими расстройствами состоит в том, что они выполняют просьбу только в том случае, если сами хотят того же, а случается это нечасто. Намного чаще от детей исходит негативизм, капризы, крики. При этом взрослым важно оставаться непреклонным и не давать ребенку все, что он захочет, лишь бы успокоить его.

В формировании привычки к здоровому образу жизни родителям необходимо свести к минимуму свои требования к ребенку и радоваться тому, что он уже согласен стоять рядом с ними, постепенно подключая его к действиям, и непременно одобряя и показывая, что ребенок со всем хорошо справляется. И в этом действии главное, чтобы поначалу просьбы, обращенные к ребенку, касались приятных для него действий. В этом случае похвала за выполнение просьбы может связаться с приятными для ребенка ощущениями и в дальнейшем способствовать формированию установки на выполнение инструкции [2].

В случае, когда просьба не по силам для ребенка, его внимание необходимо переключить на более легкую и приятную задачу, не доводя его до протеста и крика.

Для успешного формирования привычки здорового образа жизни необходимо построить день младшего школьника с аутизмом, опираясь на привычные, любимые дела для того, чтобы здоровый образ жизни стал закономерной и необходимой «ступенькой» к удовольствию.

При отработке действия во время процесса формирования привычки к здоровому образу жизни взрослому необходимо находиться сзади ребенка. Ребенку это дает чувство самостоятельности, но в то же время он рассчитывает на помощь взрослого в случае своей неудачи.

Важно комментировать действия ребенка, либо он просто терпеливо ждет, либо помогает взрослому. Ребенка необходимо хвалить за каждые мельчайшее проявление активности и самостоятельности, но не стоит хвалить его за те действия, которые уже стали автоматическими, иначе произойдет пресыщение похвалой и от нее не будет не какой пользы [1].

Важным пунктом является продумывание схемы действий для того, чтобы при обучении и формировании здорового образа жизни повторялись одни и те же шаги. Необходимо ознакомить родственников и близких с данной схемой формирования привычки к здоровому образу жизни, чтобы все взрослые могли учить ребенка одинаково.

Многие действия очень сложны для ребенка, поэтому лучше всего перевести обучение этих действий в игровой момент.

И наконец, не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сосредоточиться сначала на одном пункте, который наиболее прост для ребенка, затем к этому действию потихоньку подключать новые действия. Процесс формирования привычки здорового образа жизни является длительной и трудоемкой работой, которая требует терпения от участников этого процесса.

Список литературы:

1. Мусаева М.О. Формирование навыков сотрудничества у ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития №1 – 2015 – с.44-47;

2. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей / О.С. Никольская // Дефектология. – 2011. – №2 . – с. 5- 32;

3. Ульянова Н.А. Эффективный подход к обучению детей с ранним детским аутизмом / Н.А. Ульянова // Вестник Костромского гос. унив-та им. Н.А. Некрасова № 3 – 2010 – с. 143-147.

Просмотров работы: 781