СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОФЛОРЫ ВОЗДУХА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОФЛОРЫ ВОЗДУХА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Микроорганизмы представляют собой своеобразную форму организации живой материи. Их отличает беспрецедентная многочисленность, удивительная жизнеспособность, пластичность, повсеместность распространения, обширность сфер взаимодействия с абиогенными и биогенными компонентами. Микроорганизмы способны вступать с организмом человека в самые различные взаимоотношения – от симбиоза да паразитизма.

В воздухе помещений микробов значительно больше, чем в открытых воздушных бассейнах, особенно зимой, при недостаточном проветривании. Состав микрофлоры и количество микроорганизмов, обнаруживаемых в 1м3 воздуха (микробное число воздуха), зависят от санитарно-гигиенического режима, числа находящихся в помещении людей, состояния их здоровья и других условий. В воздух могут попадать патогенные микроорганизмы от больных животных и людей [1].

С самого рождения мы живем в окружении микроорганизмов. Споры плесени, бактерии, вирусы… Мы знаем, что многие их виды опасны и даже смертельны для живых существ. Почему же в большинстве случаев они не причиняют нам абсолютно никакого вреда? Микробы – древнейшие обитатели планеты, и эволюция позаботилась о том, чтобы люди, как биологический вид появившийся на Земле значительно позднее, научились жить в содружестве, или, как говорят биологи, в симбиозе с этими крохотными существами. Микрофлора организма – целый мир, особая экосистема, живущая по своим правилам и законам. Здесь можно встретить сотни видов бактерий, общая численность которых достигает триллионов.

Целью работы явилось изучить уровень микроорганизмов в воздухе учебного здания и провести их сравнительную характеристику. С этой целью были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать воздух в учебной аудитории.

  2. Исследовать воздух в коридоре здания (второй этаж).

  3. Исследовать воздух в женском туалете.

  4. Исследовать воздух в фойе учебного корпуса.

Исследования проводили в зимний период времени (декабрь) в дневное время, когда в учебном корпусе много студентов. Для исследования воздуха помещений использовали Седиментационный метод Коха.

1. Исследовали воздух в учебной аудитории 239/2 во время занятий. Готовые чашки Петри оставили открытыми в течение 20 минут. После, поместили в термостат на 48 часов при 37°C. Через 2 дня посчитали число колоний. В 1-ой чашке выросло 19 колоний, во 2-ой - 60. Среднее арифметическое 39,5 колоний (60+19/2). Площадь чашки Петри 78,5 (диаметр 10 см). Расчеты проводили по формуле Омелянского.

  1. Исследование воздуха в коридоре. По такому же принципу, что и при исследовании воздуха в кабинете, мы исследовали воздух в коридоре. Через 48 часов провели подсчет выросших колоний. В 1-ой чашке выросло 17 колоний, во 2-ой – 218. Среднее арифметическое – 118 колоний.

  1. Исследование воздуха в женском туалете. По вышеуказанному принципу, исследовали воздух в уборной (ж). Число колоний через 48 часов в 1-ой чашке составило 47, во 2-ой - 65. Среднее арифметическое – 56 колоний.

  1. Исследование воздуха в фойе учебного корпуса. Число колоний через 48 часов в термостате составило: в 1-ой чашке – 17, во 2-й – 35 и в 3-й – 33. Среднее число колоний – 28,3. Чаши Петри в помещении держали в течение 30 минут.

Исследуемое помещение

Количество микроорганизмов в 1 м3 (КОЕ)

учебная аудитория 239/2

1258

коридор 2 этажа учебного корпуса

3757,9

Туалет

1783,4

Фойе 2 корпуса

600,8

Таким образом, из таблицы видно, что наибольшее количество микроорганизмов находится в воздухе коридора и составляет 3757,9 КОЕм3. Это объясняется тем, что в коридоре всего одно окно, проветривание которым недостаточно для такого большого помещения и всегда много студентов, особенно в перерыв. Они активно передвигаются из аудитории в аудиторию и частички пыли с микроорганизмами всегда находятся в воздухе.

Несколько меньшее количество оказалось в туалете - 1783,4 КОЕм3. Объяснить это можно тем, что в туалете нет окон, а влажная уборка проводится только после занятий.

В учебной аудитории во время занятий мы выявили 1783,4 КОЕм3. Это объясняется большой скученностью студентов во время занятия, проветриванием только в перерыв после занятия.

Наименьшее количество микроорганизмов мы выявили в фойе учебного корпуса 600,8 КОЕм3. В фойе меньшее количество микробов можно объяснить тем, что здесь наиболее сильное движение воздушных потоков из улицы с минусовой температурой, которая неблагоприятна для микроорганизмов.

Для поддержания уровня микрофлоры в наименьшем количестве мы рекомендуем регулярное проветривание, влажную уборку, чистку вентиляций, и хорошо, если в окна часто заглядывает солнце, т.к. солнечные лучи обладают наибольшей бактерицидностью для микроорганизмов [1].

Библиографический список

  1. Ильясова, З. З. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине С2.Б.11 Ветеринарная микробиология и микология, направление подготовки 111801 Ветеринария / З. З. Ильясова. – Уфа : Башкирский ГАУ, 2015. – 28 с.

  2. Черновая, А. Исследование микрофлоры воздуха в помещении / А. Черновая, Н. В. Бровкина // режим доступа : http://static.livescience.ru/microflora

Просмотров работы: 790