РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Промышленность — совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве [6, 25.11.2015].

Для размещения новых предприятий и расширения существующих требуются все новые территории и, соответственно, требуется создание высокоорганизованных городских про­мышленных районов с благоприятными условиями для труда и произ­водственных процессов, с высокими санитарно-гигиеническими условиями, удобными транспортными связями, необходимым уровнем обслуживания трудящихся, современными архитектурно-планировочными решениями при наиболее рациональном использовании территории [10, 25.11.2015].

В ряде индустриальных городов промышленные районы с разме­щаемыми в них промышленными предприятиями, занимая до 50—60% общей территории города, являются основным градообразующим яд­ром. Эти районы в значительной степени определяют размеры городов, их общую планировочную структуру, условия труда и быта на­селения; для существующих городов они определяют форму и направ­ление их развития и реконструкции, влияют на архитектуру города [10, 25.11.2015].

Промышленность влияет на санитарно-гигиенические условия в городе, на его транспортные связи и инженерное хозяйство. Все это требует со­ответствующей планировочной организации городских промышленных районов [10, 25.11.2015].

  1. Структура промышленной территории

Промышленная территория имеет следующую структуру [7, 14.10.2015]:

  1. Площадка промышленного предприятия - территория, занима­емая отдельным предприятием, которое может быть новым (проектируемым или строящимся), расширяемым и рекон­струируемым. Такие предприятия входят в промышленный район, формируют промышленный узел или располагаются изоли­рованно.

  2. Промышленный узел— планировочно организованная структур­ная единица промышленного района города с общими коопериро­ванными объектами вспомогательного и основного назначения. Промышленным узлом называют группу предприятий, решенную на основе единого архитектурно-планировочного замысла, распо­лагаемую на одной или смежных площадках с общими коммуни­кациями, с единой системой социально-бытового и других видов обслуживания трудящихся, а при соответствующих условиях с коо­перированием основных производств.

  3. Промышленный район – конкретная территория, за­нятая группой предприятий и ограниченная функциональными зо­нами другого назначения.

  4. Промышленная зона города— это наиболее общее, собиратель­ное понятие для определения территории города, занятой преиму­щественно промышленными предприятиями, а также другими объ­ектами производственного назначения. Промышленная зона мо­жет быть представлена городским промышленным районом, про­мышленным узлом, площадкой промышленного предприятия.

  5. Промышленный комплекс − система, состоящая из промышленных районов и узлов.(Промышленная зона нескольких городов, состоящая из одного крупного города и нескольких малых, входящих в его систему).

  6. Общественный центр промышленной зоны – стоянки, столовые и т.д.

  1. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов

В современном градостроительстве особое значение придается санитарно-гигиеническим условиям жизни человека в городе [1].

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон [5]:

- промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;

- промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;

- промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;

- промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;

- промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.

К I и II классам относятся главным образом химические производства, металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие производства, добыча рудных и нерудных ископаемых, крупные производства цементов, извести и других строительных материалов, связанные с обжигом в печах, крупные тепловые электростанции, работающие на твердом и жидком топливе [1].

К III классу относятся главным образом текстильные производства, заводы по переработке животных продуктов, а также по обработке древесины [1].

К IV и V классам относятся главным образом производства по обработке пищевых продуктов [1].

  1. Размещение промышленных предприятий в городах

Размещение промышленного предприятия в городе должно удовлетворять общеградостроительным интересам города и требованиям, предъявляемым предприятием к участку, предназначенному для его размещения [1].

Промышленные предприятия, как правило, следует размещать на территории промышленных зон (районов) в составе групп предприятий (промышленных узлов) с общими вспомогательными производствами или объектами инфраструктуры.

Размеры и степень интенсивности использования территории промышленных зон (районов) следует принимать в зависимости от условий их размещения в структуре города и градостроительной ценности различных участков его территории, предусматривая многоэтажное строительство и использование подземного пространства [2].

При размещении промышленных зон (районов) необходимо обеспечивать их рациональную взаимосвязь с жилыми районами при минимальных затратах времени на трудовые передвижения [2].

Территория, занимаемая площадками промышленных предприятий и других производственных объектов, учреждениями и предприятиями обслуживания, должна составлять, как правило, не менее 60% всей территории промышленной зоны (района) [2].

Занятость территории промышленной зоны (района) определяется в процентах как отношение суммы площадок промышленных предприятий и связанных с ними объектов в пределах ограждения (или при отсутствии ограждения - в соответствующих ей условных границах), а также учреждений обслуживания с включением площади, занятой железнодорожными станциями, к общей территории промышленной зоны (района), определенной генеральным планом города. Занятые территории должны включать резервные участки на площадке предприятия, намеченные в соответствии с заданием на проектирование для размещения на них зданий и сооружений [2].

Нормативный размер участка промышленного предприятия принимается равным отношению площади его застройки к показателю нормативной плотности застройки площадок промышленных предприятий в соответствии со СНиП II-89-80 [2].

Территория промышленного района выбирается с учетом природно-климатических, инженерно-геологических и топографических условий местности. Для удаления обеззараженных сточных вод территория должна иметь уклон в пределах 0,003 - 0,03. Во избежание возможного затопления промышленных площадок паводковыми водами, отметки поверхности площадок должны превышать расчетный горизонт паводковых вод не менее, чем на 0,5 м. Чтобы исключить возможность затопления подземных сооружений среднее превышение поверхности промышленной территории над отметкой наивысшего уровня грунтовых вод должно быть не менее 7 м [8, 14.10.2015].

Промышленные районы должны размещаться с подветренной стороны по отношению к жилым районам при господствующих направлениях ветров в жаркое время года, а при расположении промышленных предприятий по берегам рек – ниже жилых районов по течению реки [1].

3.1 Классификация и состав городского промышленного района

В современном градостроительстве промышленные районы классифицируют на следующие группы [8, 17.10.2015]:

1. Районы, удаленные от селитебной территории. Предназначаются для размещения предприятий, относимых по санитарной классификации производств к I и II классам, независимо от величины грузооборота предприятий, а также для групп предприятий, которые могут создавать большие концентрации различных производственных вредностей и оказывать особо неблагоприятное воздействие на здоровье и санитарно-гигиенические условия жизни населения.

2. Районы, расположенные около границ селитебной территории. Предназначаются для размещения предприятий, относимых по санитарной классификации производств к III и IV классу, независимо от величины грузооборота, а также предприятий V класса и предприятий, не выделяющих производственных вредностей, но требующих устройства железнодорожных подъездных путей. Размеры таких районов составляют до 1000– 1200 га при территории собственно площадок предприятий 600 – 700 га.

3. Районы, расположенные в пределах селитебной территории. Предназначаются для размещения предприятий, не выделяющих производственных вредностей, а также предприятий, относимых к V классу, по санитарной классификации с не пожароопасными и невзрывоопасными процессами производства, не создающих шума и других отрицательных воздействий сверхнормативного уровня, не требующих устройства железнодорожных подъездных путей и имеющих объем грузооборота, осваиваемого автомобильным транспортом с интенсивностью движения не более 4-х автомобилей в сутки в одном направлении. Эти районы имеют размеры в пределах 30 – 60 га, а численность трудящихся в них достигает 6 – 10 тыс. чел. Наибольшие размеры промышленных районов, располагаемых в пределах селитебной территории, не должны превышать 400 га. Это обеспечивает удобные пешеходные и транспортные связи в пределах 30-минутной доступности.

На территории городского промышленного района размещаются: промышленные предприятия, теплоэлектроцентрали, крупные электроподстанции, линии электропередачи, газопроводы, нефтепроводы и другие промышленные продуктопроводы местного значения, крупные гаражи и автобазы и др., научно-исследовательски институты и конструкторские бюро с опытными производствами, учебные центры по подготовке и переподготовке кадров на базе производства и другие объекты, связанные с научно-техническим обслуживанием предприятий; подъездные железнодорожные пути и станции; автомобильные дороги, обеспечивающие внутренние и внешние транспортные связи; грузовые причалы, пристани и другие транспортные объекты и сооружения; инженерные сооружения и сети, технические полосы и эстакады для производственно-технологических коммуникаций; учреждения и предприятия обслуживания, работающих в данном промышленном районе [8, 17.10.2015].

В состав городских промышленных районов, кроме того, входят резервные территории для расширения действующих предприятий, а также для размещения новых объектов промышленного строительства, санитарно-защитные зоны, зеленые насаждения, общественные центры, предзаводские зоны, включающие предзаводские площади и входные узлы предприятий [8, 17.10.2015].

Линии электропередачи, входящие в общие энергетические системы, а также трассы магистрального трубопроводного транспорта общегосударственного значения размещать на территории городских промышленных районов не разрешается [8, 17.10.2015].

3.2 Планировочная организация промышленного района

Планировка промышленного района должна быть увязана с планировочной структурой города, застройкой и благоустройством ближайших жилых районов. При организации промышленного района следует определить площадь промышленных и энергетических объектов, общую схему подъездных железнодорожных и автомобильных путей, место общественного центра промышленного района, сеть улиц и магистралей, связывающих его с другими частями города, ориентировочные размеры и планировочную организацию санитарно-защитной зоны. Учесть размеры предприятий, характер их производства, их мощности, взаимные связи, численность занятых на ней трудящихся [9, 17.10.2015].

Планировочная организация промышленных районов основывается на зонировании территории по характеру ее использования [8, 17.10.2015].

Площадку предприятия следует разделять на зоны [3]:

а) предзаводскую (за пределами ограды или условной границы предприятия). Находится на границе промышленного района и селитебной территории. Функциональное содержание предзаводской зоны в первую очередь определяется тем, что на нее одновременно прибывают и с нее отправляются тысячи трудящихся. Предзаводские зоны насыщены множеством транспортных сооружений и элементов инженерно-техниче­ского благоустройства. Специфичен характер застройки предзаводских зон. В их состав наряду со зданиями заводоуправлений, проходных и бытовых помещений включаются научно-исследовательские и учебные институты, лаборатории, выставки и т.п. Предзаводские и стыковые зоны в зависимости от размера предприятий и промышленного района могут прини­мать различные градостроительные формы. Основные разно­видности предзаводской территории: площадь, улица, система пространств [7, 17.10.2015];

б) производственную;

в) подсобную;

г) складскую;

Территорию промышленного узла следует разделять на зоны [3]:

а) общественного центра;

б) площадок предприятий;

в) общих объектов вспомогательных производств и хозяйств.

Функционально-планировочную организацию промышленных зон следует, как правило, предусматривать в виде панелей и блоков основных и вспомогательных производств с учетом отраслевых характеристик предприятий, санитарно-гигиенических и противопожарных требований к их размещению, грузооборота и видов транспорта, а также очередности строительства [2].

Расположение предприятий на территории промышленного района можно разделить на три основных вида [8, 17.10.2015]:

  • однопанельное (для предприятий с одинаковыми санитарно-гигиеническими характеристиками);

  • двухпанельное (для предприятий, сходных по санитарно-гигиеническим характеристикам, но с различными видами промышленного транспорта);

  • многопанельное (для предприятий, различных по санитарно-гигиеническим характеристикам).

3.3 Транспортные связи промышленных районов

К транспортным средствам промышленного района относятся подъездные железнодорожные пути предприятий, автомобильные дороги, подвесные дороги, конвейеры, трубопроводы и другие виды промышленного транспорта. Основой для их проектирования служит схема районной планировки и генеральный план города. Проектирование проводится с комплексной увязкой всех видов промышленного транспорта, а также с железными и автомобильными дорогами общей сети и водными путями, с учетом возможного кооперирования и использования имеющихся всех транспортных сооружений и устройств [7, 20.10.2015].

Транспортная сеть района должна обладать необходимой пропускной способностью, обеспечивать безопасность движения транспорта и пешеходов, быть экономически выгодной при строительстве и эксплуатации [7, 20.10.2015].

Устройство железнодорожного транспорта для внешних перевозок рекомендуется при общем грузообороте не менее 10 условных вагонов в сутки с учетом перспективы развития предприятия, а также для перевозки тяжеловесных грузов, крупногабаритных и специальных грузов [7, 20.10.2015].

Автомобильный транспорт, как правило, находит применение для короткопробежных перевозок грузов, а также для перевозок угля, руды, известняка и других карьерных материалов от места их добычи до предприятий переработки — обогатительных фабрик, дробильно-сортировочных установок и др. [7, 20.10.2015].

Применение непрерывного транспорта: конвейерного, гидравлического, трубопроводного, канатно-подвесной дороги и прочих— должно иметь необходимое обоснование путем выявления целесообразного применения его наряду с другими видами. Этот вид транспорта предусматривается, главным образом, для перемещения массовых однородных грузов (руда, уголь, торф, песок, гравий, лес и др.) от мест добычи к потребителю и пунктам переработки или между предприятиями [7, 20.10.2015].

При наличии в районе водных путей рекомендуется учитывать возможности использования водного транспорта. Он находит применение для перевозки готовой продукции промышленных предприятий угля, нефти, сыпучих, грузов, минерально-строительных грузов и др. [7, 20.10.2015].

Проектирование транспорта ведется для всего промышленного района комплексно, с учетом перспектив его развития и освоения прилегающих территорий [7, 20.10.2015].

  1. Размещение сельскохозяйственных предприятий в сельских населенных пунктах

Проектируемые сельскохозяйственные предприятия, здания и сооружения следует размещать в производственных зонах перспективных сельских населенных пунктах [4].

В производственной зоне сельских населенных пунктов следует размещать животноводческие, птицеводческие и звероводческие предприятия, предприятия по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, ремонту, техническому обслуживанию и хранению сельскохозяйственных машин и автомобилей, по изготовлению строительных конструкций, изделий и деталей из местных материалов, машиноиспытательные станции, ветеринарные учреждения, теплицы и парники, промысловые цехи колхозов, материальные склады, транспортные, энергетические и другие объекты, связанные с проектируемыми предприятиями, а также коммуникации, обеспечивающие внутренние и внешние связи объектов производственной зоны [4].

Размещать и определять мощности животноводческих и птицеводческих предприятий следует исходя из наличия земель, для которых должны быть использованы органические удобрения, содержащиеся в отходах производства этих предприятий [4].

Для размещения сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений следует выбирать площадки и трассы на землях, непригодных для сельского хозяйства, либо на сельскохозяйственных угодьях худшего качества. На обособленных земельных участках производственных зон сельских населенных пунктов следует размещать предприятия и объекты, санитарно-защитные зоны которых свыше 500 м [4].

Животноводческие, птицеводческие и звероводческие фермы, ветеринарные учреждения и предприятия по производству молока, мяса и яиц на промышленной основе следует располагать с подветренной стороны по отношению к другим сельскохозяйственным объектам и селитебной зоне [4].

Ветеринарные учреждения (за исключением ветсанпропускников), котельные, навозохранилища открытого типа следует размещать с подветренной стороны по отношению к животноводческим, птицеводческим и звероводческим зданиям и сооружениям [4].

Склады минеральных удобрений и химических средств защиты растений следует располагать с подветренной стороны по отношению к жилым, общественным и производственным зданиям [4].

Теплицы и парники следует располагать, как правило, на южных или юго-восточных склонах, с наивысшим уровнем грунтовых вод не менее 1,5 м от поверхности земли [4].

При планировке земельных участков теплиц и парников необходимо соблюдать следующие требования [4]:

  1. Основные сооружения должны группироваться по их функциональному назначению (теплицы, парники, площадки с обогреваемым грунтом); при этом должна предусматриваться система проездов и проходов, обеспечивающая необходимые условия для механизации трудоемких процессов;

  2. При отсутствии естественной защиты теплиц и парников от зимних ветров следует предусматривать устройство снего- и ветрозащитных полос.

Склады и хранилища сельскохозяйственной продукции следует располагать на хорошо проветриваемых земельных участках с наивысшим уровнем грунтовых вод не менее 1,5 м от поверхности земли [4].

Здания и сооружения с производствами категорий А, Б и В, а также склады минеральных удобрений и химических средств защиты растений следует располагать с подветренной стороны (по среднегодовой розе ветров) по отношению к другим производственным зданиям и сооружениям [4].

При проектировании животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий размещение кормоцехов и складов грубых кормов следует принимать по соответствующим нормам технологического проектирования [4].

Сельскохозяйственные предприятия, здания и сооружения, размещаемые в производственных зонах сельских населенных пунктов, следует объединять в соответствии с особенностями производственных процессов, одинаковых для данных объектов, санитарных, зооветеринарных и противопожарных требований, грузооборота, видов обслуживающего транспорта, потребления воды, пара, электроэнергии, с учетом очередности строительства, организуя при этом участки [4]:

а) площадок предприятий;

б) общих объектов подсобных производств;

в) складов.

Площадки сельскохозяйственных предприятий должны разделяться на следующие функциональные площадки [4]:

а) производственную;

б) хранения и подготовки сырья (кормов);

в) хранения и переработки отходов производства.

Деление на указанные площадки допускается уточнять с учетом конкретных условий строительства [2].

При размещении сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений расстояния между ними следует назначать минимально допустимые исходя из санитарных, ветеринарных и противопожарных требований и норм технологического проектирования. Плотность застройки площадок сельскохозяйственных предприятий должна быть не менее указанной в СНиП II-97-76 [2].

Линии электропередачи, связи и других линейных сооружений местного значения следует размещать по границам полей севооборотов вдоль дорог, лесополос, существующих трасс с таким расчетом, чтобы обеспечивался свободный доступ к коммуникациям с территории, не занятой сельскохозяйственными угодьями [2].

Производственная зона, как правило, не должна пересекаться железными или автомобильными дорогами общей сети [2].

При размещении сельскохозяйственных предприятий и других объектов необходимо предусматривать меры по исключению загрязнения почв, поверхностных и подземных вод, поверхностных водосборов, водоемов и атмосферного воздуха с учетом требований и норм [2].

4.1 Транспортные связи производственных зон

Внешние грузовые и пассажирские транспортные связи производственной зоны следует предусматривать в соответствии с проектом районной планировки и генеральным планом населенного пункта [4].

Сеть дорог должна обеспечивать транспортные связи со всеми сельскохозяйственными предприятиями и селитебной зоной [4].

Выбор видов транспорта следует производить на основе технико-экономических обоснований, предпочитая, как правило, безрельсовый транспорт [4].

Железнодорожные подъездные пути предприятий размещать в пределах селитебной зоны сельских населенных пунктов не допускается [4].

Площадки сельскохозяйственных предприятий размером более 5 га должны иметь не менее двух въездов, расстояние между которыми по периметру ограждения должно быть не более 1500 м [4].

Автомобильные дороги и тротуары сельскохозяйственных предприятий следует проектировать в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированию автомобильных дорог [4].

Вводы железнодорожных путей в здания сельскохозяйственных предприятий, как правило, должны быть тупиковыми. Сквозные железнодорожные вводы допускаются только при соответствующих обоснованиях [4].

При применении канатных подвесных дорог расстояния от габаритов подвижного состава канатной дороги до зданий, сооружений, планировочных отметок территории следует принимать в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированию промышленного транспорта [4].

Список используемой литературы

  1. Бутягин, В.А. «Планировка и благоустройство городов»./ В.А. Бутягин. – М.: Стройиздат, 1974. – 384 с.

  2. СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* / Министерство регионального развития Российской Федерации. – Москва, 2011. – 114 с.

  3. СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80* / Министерство регионального развития Российской Федерации. – Москва, 2011. – 49 с.

  4. Инструкция по разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов) СН 387-78 (утв. постановлением Госстроя СССР от 9 июня 1978 г. N 114). – Москва, 2003. – 53 с.

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74"О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"[Электронный ресурс] – Режим доступа : http://base.garant.ru/12158477/#ixzz3Y8sScqc9

  6. Промышленность – Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://enc-dic.com/enc_sovet/Promshlennost-51816.html

  7. Промышленные районы города [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.bestreferat.ru/referat-306374.html

  8. Размещение промышленных предприятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.arhplan.ru/urbanism/overbuild/disposal-of-industrial-enterprises-in-city

  9. Градостроительные основы организации промышленного района [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://studopedia.ru/5_38818_II-gradostroitelnie-osnovi-organizatsii-promishlennogo-rayona.html

  10. Промышленные районы города [Электронный ресурс]. – Режим доступа : fan-5.ru

11

Просмотров работы: 10417