Социально-педагогическая деятельность в работе с детьми-инвалидами – комплексный процесс социального воспитания, направленный на развитие личности человека с ограниченными возможностями здоровья, в различных слоях общества.
Важна социально-педагогическая деятельность тем, что помощь ребенку и его семье должна быть не столько психологической, сколько глубокой по направлению ко всем проблемам, а также помощь всем участникам, в число которых входят члены семьи, и их родственники, работники специализированных учреждений, чьи силы необходимо привлечь к проблемам семьи ребенка-инвалида. Семья, в данной ситуации, и ребенок – инвалид, который в ней проживает, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы погрузиться в проблемы семьи, смягчить влияние стрессовых ситуаций, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.
Основная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной жизненной ситуацией при воспитании ребенка-инвалида, способствовать ее эффективному функционированию, социализировать семью в общество. Другими словами, цель специалиста по социальной работе – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи, если рождается ребенок-инвалид.
Основная задача при работе с семьей, имеющей ребенка-инвалида – помощь членам семьи преодолеть ситуацию рождения ребенка-инвалида, а в дальнейшем направить все силы на реабилитацию ребенка, направив все усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого необходимо оказать образовательно-воспитательную помощь: предоставляет семье информацию, которая даст полное представление об этапах лечения ребенка, о всех действующих правах и льготах, а так же о деятельности всех реабилитационных центров.
Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может быть представлен в виде следующих этапов:
исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;
установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;
оценка путей оказания психолого-педагогической помощи;
выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;
работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;
анализ эффективности достигнутых результатов[2].
Работа социального педагога, которая проводилась по данному алгоритму, является одним из эффективных направлений работы по социальной адаптации семьи, так как специалист может активно внедрятся в проблемное поле семьи, разрабатывать индивидуальные методики коррекции и реабилитации, которые улучшают качество жизни семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
К основным видам психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья относятся:
информирование: специалист может предоставить семье или отдельным ее членам информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка и т.д.;
индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, которая заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального характера. Существует несколько моделей консультирования, самой эффективной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;
семейное консультирование: специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;
индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям[5].
Еще одной из ведущих технологий работы с семьей ребенка-инвалида является составление контракта (договора). Он составляется между социальным работником, оказывающим помощь, и клиентом – семьей или отдельным ее представителем. Договор включает:
а) описание ключевой проблемы или проблем, которые обе стороны надеются разрешить;
б) цель и задачи проводимой работы;
в) процедуры и методики, которые будут использованы;
г) требование к клиенту и специалисту, характеризующие роли каждого из них в процессе решения проблемы (для социального педагога это обычно встречи, беседы, письма, телефонные звонки);
д) временные рамки совместной деятельности и действия в случае, если соглашение будет нарушено одной из сторон.
При составлении контракта семьи или отдельного члена должны определить желательные и осуществляемые цели и задачи предстоящей деятельности. А социальный работник должен определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для подопечного, и помочь последнему в выборе и осуществлении цели[3].
Очень распространена такая форма работы с семьей, как патронаж. Патронаж – это профессиональная деятельность, которая позволяет инвалидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие.
Главная роль патронажа – это психолого-педагогическая коррекция, которая направлена на преодоление трудных жизненных ситуаций. В его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи. Патронаж предоставляет возможность исследовать семью в привычных условиях, что помогает своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.
Еще одним эффективным методом при работе с семьей, имеющей ребенка – инвалида, является консультация, которая представляет собой работу социального работника и клиента, в результате которых выявляются трудные жизненные ситуации, которые клиент не в силах изменить. Большая часть семей, имеющих ребенка-инвалида, претерпевает глубокие стрессовые состояния, имеют трудности при участии в реабилитационном процессе, сталкиваются с непониманием при общении с ближайшим окружением.
Также могут применяться групповые методы работы с семьей: организация работы родительских и детско-родительских групп. Поскольку участникам таких групп предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других, трансформировать картину переживаний и приобрести навыки саморазвития как основы личностной позиции, данный способ оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является одним из самых эффективных[1].
Особенно распространены социально-психологические тренинги. Психологический тренинг представляет собой совокупность методов и приемов индивидуальной и групповой работы, которые направлены на формирование новых психологических умений и навыков. Образовательные тренинги, которые направлены на работу, прежде всего с родителями, имеют цель развития умений и навыков, которые помогают семьям управлять свей окружающей средой, ведут к выбору конструктивного взаимодействия. В образовательных тренингах активно используется, например, индивидуальные упражнение на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий, выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, просмотр видеоматериалов и др.
Для того чтобы тренинг был эффективным, он должен быть непрерывным и комплексным, новые навыки должны формироваться постепенно с предоставлением широких возможностей для их закрепления. Перед родителями нужно ставить задачи адекватные уровню их и возможностей, следует использовать непрерывную систему обратной связи и др. Групповые методы работы дают возможности родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность приписать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей[4].
Посредническая помощь социального работника – так же одна из эффективных технологий при работе с семьей, имеющей ребенка - инвалида. Она позволяет найти источники для оплаты лечения и отдыха ребенка, получить единовременное материальное пособие в сложившихся неблагоприятных обстоятельствах, установить телефон на льготных основаниях.
Таким образом, психолого-педагогическая помощь играет очень важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. Существует множество методов и форм психолого – педагогической работы, которые помогают успешно интегрировать семью в общество.
Список использованной литературы:
Артамонова Е.И., Зырянова Е.В.. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие для ВУЗов. М. «Академия». 192с.
Арт-терапия / сост. и общ. ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.-320с.
Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей. Учебное пособие. – 2-е изд. – М. : «Дашков и К», 2010. – 224 с.
Проблемы семьи и детства в современной России: материалы научно-практической конференции. - Ульяновск: Практика. - 2008., ч. 2. - 41 с.
Плохова И.А., Бибикова Н.В. Социальная реадаптация людей-инвалидов с умственной отсталостью посредством арт-терапии: учебно-методическое пособие // Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова. Ульяновск, 2014.- 69 с.