ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: СРЕДСТВА И МЕТОДЫ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: СРЕДСТВА И МЕТОДЫ.

Инжутова Е.В. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический Университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема девиантного поведения учащихся вызывает глубокое беспокойство в обществе. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современной России, в условиях перехода к рыночным отношениям, смены социальных ориентиров, ломки идеологических ценностей и норм морали, происходят изменения в образе жизни и поведении молодого поколения. Формирование личности подростка происходит под воздействием общества, действующих в нем правил и установок. Особенность развития молодого человека заключается в том, что он еще не достаточно сформирован и устойчив к тем проблемам, с которыми он сталкивается в процессе своего взросления.

Подростки, в силу психологических, физиологических особенностей своего развития, больше других возрастных групп, страдают от нестабильной социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв необходимую ориентацию в ценностях и идеалах.

В работах П.Д. Павленка девиантное (отклоняющееся) поведение трактуется в двух значениях:

Во-первых, как поступок, деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам). Как индивидуальный поведенческий акт девиантное поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой, психиатрией.

Во-вторых, оно интерпретируется как исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам. Во втором значении девиантное поведение является предметом социологии, философии, политологии, социальной работы, юридических и других научных дисциплин. Следовательно, в обоих случаях речь идет об отклонениях от принятых норм на том или ином этапе развития общества, той или иной страны, которые допускают либо отдельные личности, либо группы (слои) как носители определенных явлений [2, с. 385].

Количество подростков с девиантным поведением ежегодно увеличивается, официальных данных по количеству таких детей не существует. Однако согласно статистике известно, что растет число учащихся употребляющих наркотики, алкоголь и табак.

По статистическим данным на 2015год, Россия находится на 6 месте в рейтинге самых «пьющих» стран. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет употребляет алкоголь. Согласно последним данным Всемирной Организации Здравоохранения от курения погибает ежегодно 332.000 человек. В настоящее время 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов – это люди в возрасте от 16 лет. По данным МВД РФ 70% всех наркоманов – это подростки и молодежь.

Тревожащим симптомом является рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющимся в уголовно наказуемых асоциальных действиях. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2015г. преступность среди несовершеннолетних увеличилась на 8,3% по сравнению с предыдущим годом.

Данная проблема требует немедленного решения, необходимы профилактические меры для коррекции подростков склонных к девиантному поведению. Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся эффективна лишь при соблюдении следующих условий: успешность воспитанника в какой либо деятельности, эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, воспитателями, учителями, психологическая защищенность.

С нашей точки зрения при профилактике личности девианта целесообразно учитывать функции процесса перевоспитания:

  1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

  2. Компенсаторная – формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

  3. Стимулирующая – активизация положительных социально полезной предметно - практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

  4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения [1, с. 185].

К их числу этих методов можно отнести:

- профилактическую беседу;

- метод системного наблюдения;

- метод «параллельного» воздействия;

- тренинги профилактической направленности;

- метод поддержки новых навыков поведения, создание особой социальной среды;

- метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации;

- метод профилактического вмешательства, направленный на формирование навыков познавательной деятельности [3, с. 86 ].

По мнению Холостовой Е.И. и Кононовой Л.И. эффективность всех профилактических мер может обеспечить только включение таких составляющих как:

- направленность на устранение источников дискомфорта в подростке и в среде его окружающей, создание условий для получения подростком нужного опыта решения всех возникших у него проблем;

- обучение подростка тем навыкам, которые помогут ему достичь его целей и сохранить здоровье;

- предупреждение тех проблем, которые могут возникнуть у подростка [4].

В заключении можно сделать вывод, что при профилактике личности девианта целесообразно учитывать различные функции процесса перевоспитания и использовать комплекс методов для профилактики девиантного поведения подростков.

Список использованной литературы

  1. Гринева Е.А. Технология социальной работы с девиантной молодежью // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы: материалы III международной научно –практической конференции. 2014. С. 183-186.

  2. Павленок П.Д. Основы социальной работы. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 534 с.

  3. Циткилов П.Я. Технология социальной работы : учебное пособие. – М.: «Дашкови К»; Наука-Спектр, 2011. – 448 с.

  4. Холостова Е.И., Кононова Л.И. Теория социальной работы. – М.: ЮрайтИздат 2012. – 345 с.

Просмотров работы: 1210