Что же заставляет подростков встать на неправильный путь? Причины могут иметь разный характер.
Тетерский С.В. выделяет следующие причины употребления алкоголя:
• любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) – для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребёнка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского
• вхождение в молодёжную группу, целью деятельности которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков в - в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишённые полезной коллективно деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались [1].
Также автор отмечает, что ещё одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых школьников в криминальные группы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь и наркотики – основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга. Им подражают менее решительные и волевые подростки. Делается это из чувства солидарности. Опьянение таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого и самостоятельного человека. Этим учащимся важно раскрыть подлинно ценные качества современного человека и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая свои способности, самоутверждаясь в полезном деле.
Е. Е. Терещенко отмечает, что пьянство девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях следует наладить всесторонний контроль за проведением досуга и вести настойчивую и продолжительную работу по восстановлению у них подлинных нравственных установок и ценностей [2]. В подростковом возрасте отмечаются случаи хронического алкоголизма.
Также зависимость может сформироваться по причине индивидуальной предрасположенности к алкоголизму, или из-за физических или психических травм.
Таким образом, причины можно условно разделить на три вида: внутренние (наследственность, болезни, травмы), социальные (социальное окружение - семья, друзья) и психологические (одиночество, неуверенность в себе, черты характера)
Для того чтобы проследить причины, из-за которых подростки приобщаются к алкоголю, мы провели диагностику. в качестве инструментария была использована авторская анкета «Проблемные ситуации в нашей жизни», с целью выявить получить данные об употреблении алкогольных напитков и выявить основные причины, побуждающие употреблять спиртное.
В исследовании приняли участие 50 респондентов в возрасте 12-13 лет, причём 7 «А» - дети со средней и высокой успеваемостью, а 7 «В» - дети зоны риска – дети из неблагополучных, неполных семей, с более низкой успеваемостью.
По вопросам употребления алкоголя мы получили следующие данные. 64% опрошенных подростков группы риска (7 «В» класс) пробовали алкоголь. В 7 «А» количество детей, которые пробовали алкоголь составляет 40% детей.
Большинство респондентов на вопрос о причинах, побудивших попробовать алкоголь, отметили желание повеселиться (41%) или простое любопытство (40%). Отсюда следует, что семья и школа должны уделять внимание организации досуга подростков.
Таким образом, в 7 «В» классе выше число учащихся, пробовавших алкогольную продукцию. А основной причиной употребления является желание повеселиться. Отсюда следует, что дети из неблагополучных семей являются наиболее склонными к употреблению алкогольной продукции. Необходимо исследовать влияние взаимоотношений и эмоционального климата в семье на алкогольную зависимость. Данный аспект мы раскроем в следующих статьях.
Для того, чтобы вылечить такую социальную болезнь как алкоголизм среди подростков, необходимо заняться нравственно - духовным воспитанием общества в целом. Молодежь должна культурно просвещаться, занимать активную жизненную позицию. У ребенка не должно возникать желания уйти от проблем с помощью спиртных напитков, задача родителей, педагога и общества показать, что есть масса других способов решения проблемы.
В работе с подростками, употребляющими алкоголь специалистам необходимо учитывать причины, а так же провоцирующие факторы. Главное, чтобы несовершеннолетние понимали, что употребление чрезмерного количества алкоголя ведет к деградации: моральной, физической и интеллектуальной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: учеб.пособие / С.В.Тетерский. – 5-е изд. – М.: Академический проект.2006. – 496с.
2.Научно-издательский центр «Социосфера» [Электронный ресурс]// Проблема девиантного поведения и пути её решения решения. – Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2013/168/problema_deviantnogo_povedeniya_i_puti_ee_resheniya/