ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ С УДАЛЕННЫМ ДОСТУПОМ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА РГГУ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ С УДАЛЕННЫМ ДОСТУПОМ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА РГГУ

Аветисян А.З. 1, Воронова Л.И. 1
1Российский государственный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье кратко изложены результаты выпускной квалификационной работы «Разработка подсистемы «Экспертный лист» для информационной системы(ИС) Методического управления РГГУ» (РГГУ, ФИСБ, 4 курс, научн.рук. д.ф.-м.н., проф. Воронова Л.И.). Подсистема является частью ИС, зарегистрированной в реестре программ для ЭВМ ФИПС[1].

Методическое управление (МУ) является одним из административных подразделений университета, которое отвечает за методическую составляющую учебного процесса. В связи с осуществляемой в управлении большой работой с различными видами документов, возникла необходимость автоматизации мониторинга и контроля результатов деятельности отделов в рамках ИС. Разработанная ИС автоматизирует основные задачи двух отделов, представленных ниже:

  1. Отдел методического сопровождения образовательных программ, основная цель которого организация процесса планирования, подготовки и контроля издания учебно-методической литературы в РГГУ.

  2. Организационно-методический отдел. Основные цели отдела: участие в выработке стратегии развития и совершенствования методического обеспечения учебного процесса РГГУ; содействие достижению в РГГУ нового уровня методического обеспечения учебного процесса; осуществление в пределах своей компетенции организации и координации методической работы.

В статье рассматривается одна из подсистем ИС, обеспечивающая автоматизацию процессов Организационно-методического отдела.

Информационная модель

Организационно-методический отдел участвует в открытии и оптимизации образовательных программ (ОП) направлений подготовки и специальностей и проводит экспертизу рабочих программ(РП), поступивших от составителя РП, сбора статистических сведений в процентном соотношении о соответствии РП критериям Положения «О рабочей программе дисциплины (модуля) образовательной программы высшего образования. Результаты анализа специалисты отдела отражают в рабочих документах двух типов:

  • реестр открытых в РГГУ образовательных программ(реестр ОП)

  • экспертный лист (ЭЛ)

Документ «Реестр ОП» - это таблица в формате .doc, которое имеет графы: направление подготовки или специальности, профили или специализации; даты одобрения Методическим и Ученым советами; Руководитель программы, сведения о приказах; Структурное подразделение, ответственное за ОП.

Документ «ЭЛ» создается специалистами отдела, проводящими экспертизу степени готовности и качества РП. Он также представляет собой таблицу, созданную в Microsoft Word. Таблица имеет следующие графы (атрибутивные характеристики): перечень дисциплин(модулей); аннотация; цель, задачи; компетенции; результаты обучения; место дисциплины в структуре ОП ВО; структура дисциплины; содержание дисциплины; информационные и образовательные технологии; фонд оценочных средств; список литературы; ресурсы Интернет; планы семинарских (практических) лабораторных занятий; методические указания для обучающихся по освоению дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины. Результатом экспертизы является бинарная оценка по каждому атрибуту и комментарий, которые заносятся в ЭЛ. После проведения анализа эксперту необходимо подсчитать статистику готовности данной РП, которая отображается в рейтинге учебных подразделений РГГУ.

Документы «Реестр ОП» и «ЭЛ» хранятся на локальных компьютерах специалистов отдела. Такое хранение ЭЛ затрудняет поиск, доступ других сотрудников к ним и предоставление аналитики по требованию руководства, поэтому разработка подсистемы «Экспертный лист» является актуальной задачей.

На основе анализа совокупности процессов протекающих в МУ сформированы требования к ИС в целом: удаленный доступ к данным, хранящимся в реляционной базе; обеспечение возможности интегрированной обработки информации в специализированных формах на сайте, авторизация с использованием двух типов аккаунта, режимы поиска, просмотра, редактирования документов; дружественный пользовательский интерфейс;

Функциональные особенности подсистемы «Экспертный лист» отражены в дополнительных требованиях: разработка форм для реестра ООП и экспертных листов, разработка отдельной базы данных для подсистемы, автоматизированный поиск информации по различным полям документов; автоматизация статистической обработки атрибутивных данных по отдельным дисциплинам (аннотация; цель, задачи, результаты обучения; структура и содержание дисциплины; образовательные технологии и т.д.), построение индексов качества в целом по ЭЛ, печать отчетов в табличной форме.

Архитектура подсистемы «Экспертный лист»

ИС декомпозирована на три подсистемы: Подсистема для учета образовательных программ; Подсистема для учета рукописей и публикаций; Подсистема «Экспертный лист» для учета экспертных листов образовательных программ.

Подсистема «Экспертный лист» интегрирована в ИС с трехзвенной моделью архитектуры Клиент - Сервер приложений - Сервер БД. На стороне клиента для доступа к приложению необходим только web-браузер. Для взаимодействия с приложением клиент отправляет HTTP -запросы. На серверной стороне для обработки HTTP-запросов используется web-сервер «Apache». Реляционная база данных поддерживается СУБД MySQL.

Рис. 1. Даталогическая модель БД подсистемы «ЭЛ».

Даталогическая модель БД подсистемы «Экспертный лист» представлена на рис.1. Основная таблица - «Дисциплины_ЭЛ», все введенные данные при добавлении ЭЛ поступают в эту таблицу, запрошенная пользователем информация из web-приложения также выводится из этой таблицы, все остальные отношения являются дополнительными и используются для построения запросов.

Архитектура и функциональность подсистемы «Экспертный лист» представлена на рис. 2.

Рис. 2. Архитектура системы с описанием функций подсистем

Особенностью ИС в целом является формирование на сайте специальных интерактивных форм (Views), обеспечивающих комплексную обработку информации. Views генерируются на основе набора шаблонов и используются во всех процессах: ввод данных в Views и добавление в БД через графический интерфейс; обработка информации извлекаемой из БД через графический интерфейс; статистическая обработка индексов качества. Также с помощью Views обеспечивается добавление данных вручную или из предыдущего документа. Доступ к ИС разрешен только авторизированным пользователям с ролями просмотра и редактирования. На рис. 3 представлен процесс авторизации пользователя.

Рис. 3. Авторизация пользователя в ИС

.

Рис. 4. Диаграммы последовательности подсистемы «Экспертный лист» в режиме редактирования

Реализация подсистемы «Экспертный лист»

Для доступа к подсистеме необходимо авторизоваться в ИС в режиме просмотра или редактирования. После ввода логина и пароля из web-приложения отправляется запрос к БД и данные, введенные пользователем, сравниваются с данными регистрационной таблицы.

На рис. 4 представлена диаграмма последовательности (Sequence Diagram) подсистемы «ЭЛ» в режиме редактирования.

В подсистеме «Экспертный лист» реализован ряд режимов работы:

-добавление нового ЭЛ, редактирование существующего ЭЛ и сохранение копий, удаление выбранных ЭЛ;

- добавление, редактирование и удаление новых направлений подготовки для бакалавриата, магистратуры, специалитета.

Как отмечено выше, все режимы доступа подсистемы «ЭЛ» обеспечиваются с помощью интерактивных форм(Views). Для нумерации форм в статье используется двузначный индекс, где первая цифра означает номер подсистемы «3», а вторая – номер формы.

Основная форма View 3.0 обеспечивает выбор необходимого режима работы (рис.4). Форма View 3.4 (рис.5) обеспечивает добавление нового направления подготовки/образовательной программы для соответствующего уровня и связанных профиля/специализации

Рис. 4. Основная форма View 3.0 для выбор режима работы.

Рис. 5. Режим добавления образовательных программ( View 3.4).

ЭЛ реализованы как таблицы c перечисленными в информационной модели атрибутами(атрибутивными характеристиками). На основе анализа рабочих программ дисциплин основной образовательной программы (ООП) в ЭЛ отображается многокритериальный уровень качества каждой РП и обобщенная статистика уровня готовности методического обеспечения ООП в целом.

После создания ЭЛ добавление дисциплин в ЭЛ возможно тремя способами: вручную, импорт дисциплин из последнего созданного ЭЛ по данному направлению подготовки и копирование списка дисциплин из Excel-файла, содержащего соответствующий Рабочий Учебный План(РУП). Эту функциональность обеспечивает форма View 3.3, представленная на рис. 6.

Результаты экспертизы заносятся в форму в режиме редактирования ЭЛ на интерактивной форме View 3.2, она представлена на рис. 7. Здесь все атрибуты редактируемые, эксперт кроме бинарной оценки к каждой ячейке может добавить текстовый комментарий. Предусмотрено удаление дисциплин. Ведется автоматический подсчет процента готовности отдельных РП и методического обеспечения всей ООП в целом, также реализован автоматический подсчёт статистики по всем атрибутивным данным.

Рис. 6. Режим создания ЭЛ(View 3.3), обеспечивающий 3 способа добавления дисциплин

Рис. 7. Режим редактирования ЭЛ форма View 3.2

Взаимодействие с ИС осуществляется посредством удаленного доступа, что дает возможность отдельным группам пользователей просматривать, редактировать и сохранять в удаленной базе данных на сервере нужную информацию через web-браузер, если ЭЛ в данный момент редактируется, доступ к нему будет временно недоступен.

На данный момент подсистема находится на этапе бета-тестирования сотрудниками МУ.

Заключение

Разработанная подсистема обеспечивает удобный контроль за ЭЛ, позволяет быстрое полуавтоматическое заполнение листов и автоматический расчет статистики. В каждом режиме для удобства предусмотрен выбор профиля/программы/специализации. Подсистема является частью ИС для МУ РГГУ, которая содержит интерактивное Web-приложение(сайт) доступ к которой можно получить через web-браузер, подключенный к сети Интернет. Данное приложение обеспечивает удаленный доступ к реляционной базе данных, которая и является ядром ИС.

Особенностью программы является формирование на сайте удобных для пользователя специальных интерактивных форм (View), обеспечивающих комплексную обработку информации. Views генерируются на основе набора шаблонов, добавляющихся при создании объекта шаблонизатора, и используются в разных программных блоках.

Благодаря внедрению подсистемы в отдел экспертиза РП будет проводиться существенно быстрее, т.к. расчет статистики автоматизирован. Подсистема обеспечивает повышение надежности хранения информации, оптимизацию обработки и поиска документации, повысит качество работы методического управления.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воронова Л.И., Исаков В.А., Катина Т.С., Аветисян А.З., Фенина А.Ю. Программный комплекс, автоматизирующий процессы мониторинга и контроля качества Образовательных программ для Методического Управления РГГУ// Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015663114 от 10.12.2015

  2. Воронова Л. И., Исаков В. А., Катина Т. С. Проектирование информационной системы автоматизации мониторинга и контроля качества образовательных программ для методического управления РГГУ// Современные информационные технологии в профессиональной деятельности: труды Международной научно-практической конференция «СИТ – 2015» . – М., МФЮА, 2015 –т.1., стр.27-33.

  3. Voronova L.I., Isakov V.A., Avetisyan A.Z. "EXPERT LIST" Subsystem Design for Methodical Department of RSUH// International Journal of Applied and Fundamental Research, №2, 2015. – URL: http://science-sd.com/461-24930 (30.12.2015)

  4. Положение о рабочей программе дисциплины (модуля) образовательной программы высшего образования: Утв. приказом ректора РГГУ от 15.01.2015 № 01-05/2015// Нормативные и методические документы РГГУ

Просмотров работы: 704