АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ГОРОДА ЯКУТСКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ГОРОДА ЯКУТСКА

Кокорина В.В. 1, Щукина К.Е. 1
1Северо - Восточный Федеральный Унивирситет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация:

В данной статье исследуется проблема адаптации детей-мигрантов к социокультурной среде на примере города Якутска. В работе представлены результаты проведенной методики по выявлению уровня адаптации детей-мигрантов. Также рассмотрены теоретические аспекты данной проблемы и выдвинуты рекомендации для успешной социокультурной адаптации детей-мигрантов.

Annotation:

In this article the problem of adaptation of children migrants to the sociocultural environment on the example of the city of Yakutsk is investigated. In work results of the carried-out technique on identification of level of adaptation of children migrants are presented. Theoretical aspects of this problem are also considered and recommendations for successful sociocultural adaptation of children migrants are put forward.

Ключевые слова:

Дети-мигранты; социокультурная адаптация; миграция; социум

Keywords:

Children migrants; sociocultural adaptation; migration; society

Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.[3]

Причинами увеличения миграции является притеснение представителей некоренных национальностей, ухудшение криминогенной обстановки, понижение экономического благосостояния людей. Миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной для них среде и культуре.

Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, это проблема социокультурной адаптации, представляющая собой сложный и длительный процесс, связанный с переживанием мигрантами возникших перемен. Особенно эта проблема актуальна для детей мигрантов, которые в силу своего возраста особо остро воспринимают меняющиеся окружение созданных взрослыми условий. Школа—это один из основных институтов общества, через которые осуществляется адаптация и интеграция детей-мигрантов.

Актуальность исследования проблем поддержки детей-мигрантов и беженцев обусловлена процессами распада СССР, межнациональными конфликтами, что породило тенденцию национальной неприязни и нетерпимости. Развитие процессов миграции, появление вынужденных переселенцев, детей-мигрантов, беженцев, обострили проблемы их адаптации в чужой для них среде.

Нами было проведено исследование адаптации детей мигрантов в социокультурную среду города Якутска.

Объект исследования выступили дети-мигранты. Предметом исследования: адаптация детей мигрантов

Целю нашего исследования было изучение особенностей адаптации в социокультурную среду детей-мигрантов в г.Якутске.

В связи с поставленной целью исследования, были поставлены следующие задачи:

-определить основные факторы, условия и средства развития миграции;

-проанализировать опыт решения этой проблемы в различных регионах;

- выявить факторы и условия адаптации детей-мигрантов в иную социокультурную среду.

Гипотеза исследования: адаптация детей мигрантов в социокультурную среду города Якутска проходит неуспешно.

Были получены следующие результаты.

Нами был проведен опрос среди учащихся 7-9 классов СОШ №3, СОШ №15,так же были опрошены семь учащихся других школ. Возраст опрашиваемых: от 14 до 17 лет. Основной состав опрошенных учеников мужского пола, но удалось опросить пять девочек.

Всего удалось опросить 17 детей-мигрантов,так как другие школы отказали нам в связи с неимением таковых учащихся. Данный факт можно также рассмотреть как социальную проблему, ведь неясны причины отказа дирекции школ, в предоставлении требующихся нам детей-мигрантов.

Среди 17 опрошенных, преобладали представители таких национальностей как Киргизы, Армении. Так же в опросе участвовали и другие этносы: по одному представителю из Белорусии, Японии и два представителя из Казахстана (см диаг. 1).

Опросник был взят из учебного пособия «Кросс-культурная и этническая психология» автором является Л.Г.Почебут. Методика: «Адаптация личности к новой социокультурной среде» [4]

После анализа проведенного опроса учеников школ города Якутска, можно сделать выводы что большинство опрашиваемых адаптировалось к проживанию в России, так как по шкале адаптивности у большинства результаты выше среднего, что может говорить о личной удовлетворенности и положительном отношении к окружающим. Так же наблюдаются высокие баллы по шкале конформность, это говорит о стремлении, опрошенных детей-мигрантов, поддерживать культурные связи и вливаться в социум.

Немного ниже результаты по шкале интерактивности, что может говорить о не настрое некоторых опрашиваемых на расширение социальных связей или о нежелании сотрудничать с другими.

Шкала депрессивности на низком уровне у 7 из 10 опрошенных, что может свидетельствовать о дисгармонии личности, связанный, возможно, с переходным возрастом.

Результаты по шкале отчужденности на уровне среднего, то есть дети готовы стараться принимать ценности общества в котором они живут, объективно оценивают свои силы в самореализации в обществе

По результатам проведенного исследования, мы составили рекомендации по адаптации детей-мигрантов в иной социокультурной среде:

1. Дети-мигранты находятся в особенно трудных условиях: ребенок-мигрант отличен от среды своего нового местожительства по своей культуре, он является, как правило, выходцем из малообеспеченных слоев общества, социально не защищен, не знает или плохо знает язык школьной системы и психологию, на которую язык опирается, и в процессе интеграции рискует утерять собственный язык и культурные особенности своей личности. Все это существенно затрудняет процессы его обучения, воспитания, социализации и социокультурной адаптации и требует помощи и поддержки,

2. По нашему мнению, для успешной адаптации детей-мигрантов в социокультурную среду немаловажным является целостность системы совместной деятельности администрации школы, психологов, родителей.

3.Данная система должна быть направлена на активное приспособление ребенка к школьной среде. Для этого в детях должны развивать такие принципы как: признание и уважение общечеловеческих ценностей, развитие национально-культурной идентичности, обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в социально-образовательной среде, поддержка индивидуальности детей мигрантов в условиях гуманистического развития.

4. Следует уделить внимание личностно-ориентированному и развивающему подходу, который включает в себя· создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в период их первичной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности

5. Немаловажным фактором для успешной интеграции, является углубленное изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Психологическая диагностика на этапе адаптации детей. Консультативная работа с педагогами и родителями. Профилактическая работа как форма поддержки каждого ребенка.

6. Со стороны преподавателей и учителей, важна коррекционно-развивающая работа с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Индивидуальная и групповая работа. Работа педагогов по формировании и усвоению у детей мигрантов навыков самостоятельной учебной работы.

По результатам проведенного нами опроса вышло, что дети адаптированы и успешно влились в социокультурную среду, но мы считаем, что не у всех детей-мигрантов адаптация проходит так успешно и стоит развивать данную тему. Ведь дети-мигранты это в первую очередь дети,а как известно, дети-самый незащищенный слой населения, развитие и адаптация которого, зависит от взрослых людей, окружающих их.

Гипотеза о том, что у детей мигрантов социокультурная адаптация проходит неуспешно, не подтвердилась.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать выводы о том, что в процессе социокультурной адаптации детей-мигрантов главное значение имеет не только овладение знанием языка, ценностные ориентации, традиции и религиозные представления, но и такие немаловажные факторы как позитивное социальное самочувствие, успешное сотрудничество с местным населением, оптимизм и видение дальнейшей перспективы, нахождения в данном месте пребывания. По нашему мнению, выполнение данных условий, обеспечивает адаптированность детей-мигрантов на индивидуальном и групповом социальных уровнях.

Данная проблема требует дальнейшего рассмотрения и изучения.

Библиографический список:

1.Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление): миграция и смысл жизни / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Москов. психолого-соц. институт. – Воронеж: НПО «МОДЭ», 2004.

2. Бурковская Т. В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 2003. - 27 с.

3.Дендебер И.А. Проблемы адаптации к развивающей образовательной среде школы. Методы решения // Школа управления образовательным учреждением. 2012.

4.Евтух В. Б. Иммигранты в инонациональной среде: проблемы адаптации // Миграция и мигранты в мире капитала. - Киев, 1990. - С. 170-181. 5.Захарченко Е. Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы // Педагогика. - 2002. -№ 9. - С. 47-53.

6.Конькина Е.В. Воспитание культуры здоровья в традициях народной педагогики. / Е.В. Конькина. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – 153 с.

7. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология. Издательский дом "Питер", 2012.- 125с

Просмотров работы: 959