СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ А. А. УХТОМСКОГО - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ А. А. УХТОМСКОГО

Смирнова А.А. 1
1Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. Козьмы Минина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ А.А.УХТОМСКОГО

Смирнова А.А.

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

НижнийНовгород, Россия

SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND PHILOSOPHICAL RESEARCHES

A.A. UKHTOMSKOGO

Smirnova A.A.

Nizhny Novgorod State K.Minin ,s Pedagogical University

Nizhny Novgorod, Russia

«Сказать, что А. А. Ухтомский — психолог, или даже сказать, что он больший психолог, чем многие выдающиеся психологи ХХ века, — значит, ничего не сказать и в то же время сказать очень многое» [1; c.1]. Являясь автором многих работ по физиологии, Ухтомский замечает: «Мы привыкли думать, что физиология – это одна из специальных наук, нужных для врача и ненужных для выработки миросозерцания. Но это неверно. Теперь надо понять, что разделение «души» и «тела» имеет лишь исторические основания, что дело «души» – выработка миросозерцания – не может обойтись без знания «тела» и что физиологию надлежит положить в руководящие основания при изучении законов жизни (в обширном смысле)» [3; с.10 ].

Ухтомский разработал и обосновал понятие «доминанта», которое имеет не только естественно-научный, но и нравственный, философский и религиозный аспекты. Он разграничивал и при этом оценочно противопоставлял, два рода доминант — два типа ориентаций человеческого сознания и поведения: на свое лицо (самоутверждение и эгоистического своеволие) — и на другое лицо (ответственное внимание к окружающим и живой контакта с ними). Доминанту на другое лицо Ухтомский определяет как совестное восприятие мира и жизни и рассматривает ее как фундамент культуры, как укорененную в многовековом человеческом опыте и наследуемую от поколения к поколению.

Социально-психологические искания Ухтомского «повернуты» в сторону жизненной конкретики — не только индивидуально-личностной, но также и национально-исторической [3; c.2].

Обращаясь к его философским опытам, следует заметить, что одним из ключевых становится слово «предание», под которым автор подразумевает наследие, оставленное нам религиозными проповедниками и мыслителями, «старейшинами человечества» [2; c.223]. Предание для Ухтомского — это прежде всего то, что навеки запечатлено в канонических христианских текстах и святоотеческой литературе.

Светская культура, по убеждению Ухтомского, неизбежно основывается на предании и им питается. Искусство, отечественная литература осознаются им как органическая часть того предания, в мире которого жили и живут русские люди [2; 222 c.]. То, что «русские люди ныне вырваны из органической жизни народа и предания», ученый считал «страшным бедствием» [3; с.3 ].

Он отмечал, что жизнь общества полна экспериментов и проб трагически несостоятельных. Многие современные «пробы» Ухтомский считал не только ошибочными, но и предельно опасными [2; c.225]. Об учении З. Фрейда (о безусловном доминировании в человеке сексуального начала) ученый говорил следующее: «в разумении любви как «преимущественного дела половых инстинктов» — «страшный симптом в европейской культуре просвещения», — признак приближающегося разрушения» [3; с.7 ].

Разграничивая свободу формальную и сущностную, он констатирует одну из горестных коллизий близких нам эпох: «Вместо веры, надежды, любви современный человек поставил превыше всего независимость, формальный принцип свободы, забыв о том, что содержательная и действительная свобода дается только там, где есть дары Духа Святого» [3; с.8 ].

Главным трудом ученого, обобщающим именно социально-психологические исследования, является «Интуиция совести». Сам автор дает следующее определение этому понятию: «…таинственный судящий голос внутри нас, собирающий в себе все источники и порядки ведения, все унаследованные впечатления от жизни рода и предупреждающий особыми волнениями и эмоциями высшего порядка о том, что сейчас делается перед нами» [3; с.2 ].

Наследие Ухтомского, его личность и близкое окружение побуждают задуматься о многом, касающемся как событий нашего столетия, так и всей отечественной истории в ее глубинном, духовном измерении.

Литература

  1. Зинченко В.П. «Мои учителя и заслуженные собеседники»// Национальный психологический журнал. – 2012. – №2. – С. 6-8.

  2. Хализев В. Нравственная философия Ухтомского // Новый мир. - 1998. - № 2. - С. 222-230.

  3. Ухтомский А.А. «Интуиция совести»: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. – СПб.: Петербургский писатель, 1996. – 528 с.

Просмотров работы: 557