ВЛИЯНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Залялова Д.Р. 1
1Казанский государственный архитектурно - строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВЛИЯНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Залялова Д.Р.

Казанский государственный архитектурно - строительный университет

г. Казань, Россия

INFLUENCE OF INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND MANUFACTURING ENTERPRISES ON QUALITY OF PREPARATION OF FUTURE SPECIALISTS

Zalyalova D.R.

Kazan State University of Architecture and Engineeringс. Kazan, Russia

Потребность в квалифицированных специалистах ощущается во всех сферах деятельности, как специалистов с высшим образованием, так и рабочих. Квалифицированность будущего специалиста связывается с понятием качество обучения.

На наш взгляд на качество подготовки специалистов влияют следующие факторы: 1) качество самого получателя образовательных услуг, а именно студента, 2) качество образовательного учреждения, в котором ведется подготовка будущих специалистов (качество содержания программ, материально-технической базы, методическое сопровождение учебного процесса), 3) качество организации и реализации процесса обучения, в том числе, взаимодействие учебных заведений с предприятиями.

В последнее время третий фактор стал более явно обсуждаемым учеными и педагогами, так как в ходе этого взаимодействия выявляются преимущества и недостатки в подготовки специалистов.

Исследование по взаимодействию образовательного учреждения с производственными проводилось в три этапа. На каждом этапе решалась определенная задача.

Исследование проводилось в организации среднего профессионального образования «Казанский строительный колледж».

На этапе формирующего эксперимента (2013 -2014 учебный год) нами изучались и выбирались методы исследования по выявлению влияния взаимодействия учебного заведения и производства на качество подготовки специалиста.

На этом этапе нашего исследования осуществлялся анализ литературы, определялись методы исследования, изучались документы по организации и проведению процесса обучения (учебные планы, рабочие программы, личные дела студентов и другие).

Далее нами были проанализированы книги [3] и доклады участников различных конференций по вопросам качества подготовки специалистов [1,2,4].

На первом этапе посещались занятия во время практики с целью наблюдения за деятельностью обучающихся и получения конкретного фактического материала по качеству подготовки будущих специалистов. При этом велись записи по результатам наблюдений. Немало важным на этом этапе было разработка вопросников для обучающихся, преподавателей и работодателей. Вопросы составлялись, таким образом, чтоб можно было увидеть отношение работодателей, студентов и преподавателей к процессу подготовки специалистов в строительном коллеже.

Нами были проанализированы результаты прохождения практик студентов, которые учатся на третьем курсе, которые проходили учебные практики на первом, втором и третьем курсах.

Исследование проводилось в Казанском строительном колледже. В исследование участвовали студенты третьего курса в количестве 141 человек и 18 преподавателей и мастеров производственного обучения.

Преподаватели и мастера производственного обучения отвечали на 20 вопросов анкеты, которые раскрывали определенные аспекты влияния прохождения практик на предприятиях строительной отрасли на качество подготовки специалистов.

В ключе удовлетворенности уровнем подготовки специалистов педагоги и мастера производственного обучения отметили, что сильной стороной взаимодействия колледжа и предприятий является высокий уровень сформированных практических навыков. Отметим, что 62,5 % от всех опрошенных респондентов заметили, что качество обучения формируются в процессе прохождения практик на производстве. Это значит, что в подготовке квалифицированных специалистов важная роль отводится практической подготовке будущих специалистов на объектах, где после окончания учебы, планируют свою работу нынешние студенты.

Какими же качествами должен обладать выпускник колледжа, чтоб он мог, трудоустроиться в соответствии со своей квалификацией? Как отметили преподаватели и мастера производственного обучения на первом месте должно стоять умение работать с документацией. При этом, их предпочтения распределились по уровням следующим образом: на «хорошем» - 63,7% (всех опрошенных), на «удовлетворительном» - 36, 3 %.

Однако мастера производственного и преподаватели отмечают, что трудоустройство напрямую связано с качеством обучения. Но если быть более точными, то из бесед с ними выявлено, что качество подготовки нынешних обучающихся лучше определяется во время прохождения практик на предприятиях. В ходе прохождения практик работодатель видит степень подготовленности будущего выпускника колледжа уровень сформированности его компетенций.

На втором месте так же по уровням они отметили деловитость, причем на «хорошем» уровне - 50%, на «высоком» уровне - 6,2 %, а оставшаяся часть на «удовлетворительном» уровне. Заметим, на «низком» уровне респонденты не выделяли ни одно из качеств, это означает, что названные качества должны быть хорошо сформированы у студентов колледжа.

Параллельно с педагогами и мастерами производственного обучения анкетировались студенты. Студенты отвечали на 11 вопросов, которые выражали их отношение к результатам обучения, к самому процессу организации и прохождения практик и влияния практик на качество обучения.

Нам было интересно узнать удовлетворенность самих студентов уровнем их собственной подготовки как будущих специалистов. Ответы студентов на данный вопрос распределились следующим образом: «да» 77,5%, «нет» 22,5 %. В личных беседах со студентами (не удовлетворенных своей подготовкой) выявлено, что их ожидания оценок по итогам практики, по их мнению, у части студентов либо завышены, либо занижены.

Таким образом, можно сказать, что вопрос качества подготовки является важным для всех звеньев, участвующих в механизме подготовки: студентов, педагогов и мастеров производственного обучения и, конечно же, работодателей.

Список литературы:

1. Ахсанова Л.Д. Формы взаимодействия учебных заведений с предприятиями// Е.А. Корчагин, Р.С. Сафин Многоуровневое профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Казань, 24 апреля 2014 года)/ Под научной редакцией д.п.н. Е.А. Корчагина; д.п.н. Р.С. Сафина.- Казань: РИЦ «Школа», 2014.- 427 с.- С. 232-234.

2. Бикчентаева Р.Р. Качество подготовки специалистов в условиях партнерства предприятий и учебных заведений// Интеграция науки, образования и производства – основа успешной карьеры будущего специалиста: Материалы докладов и выступлений участников межрегионального научно-практической конференции 28 ноября 2013 года.- Казань: ГБК «РЦМКО» (редакционно-издательский отдел), 2013.- 494 с.- С. 35-38.

3. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Образовательный кластер: взаимодействие вуза и предприятий: монография – Казань: КГАСУ, 2012.- 165 с.

4. Хайруллина Н.С., Бикчентаева Р.Р. Преемственность учебных элементов при освоении профессиональных компетенций// Е.А. Корчагин, Р.С. Сафин Многоуровневое профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Казань, 24 апреля 2014 года)/ Под научной редакцией д.п.н. Е.А. Корчагина; д.п.н. Р.С. Сафина.- Казань: РИЦ «Школа», 2014.- 427 с.-С. 387-389.

Просмотров работы: 27108