РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО МЕТОДА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО МЕТОДА

Ерохова Н.В. 1, Попова Л.Б. 1
1Мурманский арктический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет был интересен, чтобы ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать, что большинство учащихся не заинтересованы в обучении. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В результате встает проблема формирования положительной внутренней мотивации в процессе школьного обучения. В решении данной проблемы фундаментальным звеном выступает «познавательный интерес».

Воспитание устойчивого познавательного, творческого интереса – процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов, ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого к все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу который становится свойством личности.

В педагогике современной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.).

Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Аристовой, М.А. Данилова, Б.И. Есипова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, З.Ф. Чехловой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

Однако, несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.

Цель исследования– теоретически и экспериментально обосновать эффективность экспериментальной системы занятий для развития познавательного интереса посредством игрового метода у учащихся 6-х классов к изучению курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

В соответствии с целью и гипотезой в ходе исследования были определены следующие задачи:

  1. Раскрыть теоретико-методические аспекты развития познавательного интереса у учащихся 6-х классов к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

  2. Разработать систему занятий по основам безопасности жизнедеятельности с использованием игрового метода обучения.

  3. Экспериментальным путем доказать эффективность экспериментальной системы занятий для развития познавательного интереса у учащихся 6-х классов к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

  4. Разработать практические рекомендации по развитию познавательного интереса у учащихся 6-х классов к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» посредством игрового метода.

Цель методики для выявления особенностей познавательного интереса В. С. Юркевича определение интенсивности познавательного интереса. Данная методика предназначена для учителей, которые на основе наблюдений выбирают ответы на вопросы следующей анкеты.

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Выявления особенностей познавательного интереса В. С. Юркевич

Из данных представленных на рис. 1 видно, что среди учащихся 45% (9 человек) продемонстрировали I уровень развития познавательной потребности, для этих детей характерна высокая познавательная потребность, они очень активны, всегда в поиске. Дети сами легко вступают в обсуждение поставленной проблемы, обращаются с вопросами, как к учителю, так и к учащимся. В структуре личности подростка такие интересы очень ценны. Они определяют его познавательную направленность, но при условии наличия необходимых педагогических влияний, углубления их знаний, концентрации интересов в какой-либо области.

30% (6 человека) показали II уровень развития познавательной потребности, в результате диагностики дети проявили умеренную познавательную потребность, которая связана с любознательностью, этот интерес проявляется к какому-либо событию, факту, предмету. Познавательная потребность у этих детей подвержена влиянию множества факторов, и особенно вне учебных (семья, жизненная ситуация, участие в клубах по интересам и др.). Данная группа учеников требует постоянного удовлетворения их познавательных интересов, как в процессе обучения, так и за его пределами.

25 % (5 человек) продемонстрировали III уровень – низкую познавательную потребность. Низкая познавательная потребность, неопределенность познавательных интересов, учащихся этой группы представляет большое препятствие в побуждении их к учению. С одной стороны, учителю приходится на каждом шагу преодолевать их инертность, а с другой – внимательно изучать, не стоят ли за этой инертностью к учению побочные интересы, находящиеся за пределами учения и оказывающие подлинно познавательным интересам школьников серьезное противодействие. В их жизненной позиции учение и знания занимают весьма неопределенное положение. Исходя из того, что познавательный интерес как устойчивая черта личности определяет ее активность в учении, следует отметить, что являясь интересом слабым, ситуативным, подверженным случайностям, аморфный интерес в структуре личности не представляет ощутимой ценности, не способствует целенаправленному, активному включению в учебный процесс.

Главная причина аморфности познавательных интересов, учащихся – отсутствие у них мобильности в перестройке способов учения, в овладении более совершенными умениями, нужными для выполнения усложняющихся задач обучения. В связи с этим данная группа учащихся была отнесена учителями к разряду слабых учеников.

Цель методики «Изучение направленности на приобретение знаний» Е. П. Ильина и Н. А. Курдюкова изучить направленность учащихся на приобретение знаний.

Рис. 2. Результаты исследования по методике «Изучение направленности на приобретение знаний» Е. П. Ильина и Н. А. Курдюкова

Из данных представленных на рис. 2 видно, что 25% (5 учащихся) имеет высокий уровень направленности на приобретение знаний. Данный уровень характеризуется проявлением интереса к общему способу выполнения системы заданий в пределах изучаемого материала. Для детей этой группы характерен постоянный интерес и творческое отношения к общему способу выполнения заданий, стремлением получить дополнительные требования. Будучи достаточно прочной, устойчивой, занимающая доминирующее положение в кругу других мотивов, направленность на приобретение знаний здесь становится уже свойством личности, которое определяется как любознательность, пытливость.

60% учащихся (12 человек) показали результаты II уровня. Данный уровень характеризуется положительной реакцией на новый теоретический материал, частые вопросы. Учащиеся активно участвуют в выполнении заданий, но интерес к ним кратковременный и как правило, интерес проявляется к способу выполнения учебного задания и формальному участию в его выполнении.

15 % (3 учащихся) исследуемых показали результаты III самого низкого уровня. Данный уровень характеризуется положительной реакцией только на новый материал, касающийся конкретных фактов. Характерна кратковременная и неустойчивая активность. На данном уровне направленность на приобретение знаний почти не обнаруживается, за исключением реакции на яркий и занимательный материал, безразличное или отрицательное отношение к решению учебных задач.

Цель методики «Порог активности» Т. Л. Романовой– исследование познавательной активности субъекта.

Из данных представленных на рис. 3 видно, что 45% школьников, показали результаты I уровня (низкий) для них характерно: активная деятельность, выражающаяся в стремлении к познанию и ярко выраженный интеллектуальный отклик на процесс познания; импульсивность (дети не склонны к рефлексии); излишне самоуверенны в своих действиях; настойчивы в достижении результата. Дети проявляют активность и стремление к самостоятельной деятельности, однако при выполнении заданий принимают, как правило, лишь общую цель деятельности и теряют большинство правил выполнения задания.

35% школьников продемонстрировали II уровень (средний порог активности). Этот уровень отражает сбалансированное гармоничное сочетание познавательного интереса и внутренних переживаний и размышлений. Внешняя мотивация и форма представления задания существенного значения для этой группы детей не имеют, дети ситуативно независимы. Дети самостоятельно оценивают промежуточные и итоговые результаты своей деятельности.

20% испытуемых имеют результаты III уровня (высокий порог активности).Дети этой группы, как правило инертны(«тяжелы на подъем»), пассивны, более склонены к «внутренней жизни», нежели к деятельности, уходят от интеллектуальных усилий, отвлекаются от сути работы и переходят к обсуждению несущественных деталей. Для поддержания деятельности необходимы внешняя мотивация и актуализация личного опыта.

Рис. 3. Результаты исследования по методике Методика для выявления поисковой активности «Порог активности» Т. Л. Романовой

Проведенное тестирование показало отсутствие существенных различий двух классов контрольного и экспериментального по уровню интеллектуальной лабильности и развитию познавательного интереса.

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что только 45%учащихся (методика Юркевича), 25% учащихся (методика Курдюкова) и 35% (методика Романовой) экспериментального класса обладают высоким уровнем развития познавательного интереса. Анализируя результаты исследования познавательного интереса учащихся, выяснилось следующее: для большинства учащихся контрольного (60%, 75 % и 70 % ) и экспериментального классов (65%, 75%, 65%)характерен умеренный и низкий познавательный интерес, который связан с любознательностью, этот интерес проявляется к какому-либо событию, факту, предмету. Познавательный интерес у этих детей подвержен влиянию множества факторов, и особенно вне учебных (семья, жизненная ситуация, участие в клубах по интересам и др.). Следует отметить, что являясь интересом слабым, ситуативным, подверженным случайностям, он не представляет ощутимой ценности, не способствует целенаправленному, активному включению в учебный процесс.

Полученные в результате исследования познавательных интересов данные являются отправной точкой в развитии познавательного интереса и дают возможность учителю скорректировать применяемые формы и приемы организации учебного процесса с учетом индивидуальных показателей уровня развития познавательного интереса, а значит воздействовать на учащихся более эффективно.

Формирующий эксперимент был направлен на развитие познавательной деятельности. В контрольном классе преподавание велось традиционными методами, а в экспериментальном классе – с использованием игровых методов. В ходе формирующего эксперимента учащимся экспериментального класса были предложены разнообразные виды как коллективных, так и индивидуальных работ, активизирующих познавательный интерес в учебной деятельности посредством игрового метода: ролевая игра, дидактическая игра, деловая игра, ситуационно-ролевая игра.

На рис. 4 видно, что у большинства учащихся экспериментального класса преобладает показатель I высокого уровня познавательного интереса – 65%. Средний уровень составляет 30%, низкий уровень –5%.

В контрольном классе также преобладает показатель высокого уровня развития познавательного интерес – 50%. Средний уровень составляет –30%, низкий –20%.

Рис. 4. Результаты исследования по методике «Выявления особенностей познавательного интереса В. С. Юркевич после формирующего эксперимента

Из данных представленных на рис. 4 видно, что среди учащихся экспериментального класса65% (13 человек) продемонстрировали I уровень развития познавательного интереса, для этих детей характерно следующее: они очень активны, в поиске, легко вступают в обсуждение поставленной проблемы, обращаются с вопросами, как к учителю, так и к учащимся.

30% (6 человека) показали II уровень развития познавательной потребности, дети проявили умеренную познавательную активность, которая связана с любознательностью, и проявляется к какому-либо событию, факту, предмету. Познавательный интерес у этих детей подвержен влиянию множества факторов, и особенно вне учебных (семья, жизненная ситуация, участие в клубах по интересам и др.).

5 % (1 человек) продемонстрировали III уровень – низкий познавательный интерес. Низкий познавательный интерес и его неопределенность представляет большое препятствие в побуждении школьников к учению. В их жизненной позиции учение и знания занимают весьма неопределенное положение. Данная группа учеников требует дальнейшей направленной работы по развитию познавательных интересов, как в процессе обучения, так и за его пределами.

Из данных представленных на рис.5 видно, что 55% (11 учащихся) экспериментального класса имеет высокий уровень направленности на приобретение знаний. Данный уровень характеризуется проявлением интереса к общему способу выполнения системы заданий в пределах изучаемого материала. Для детей этой группы характерен постоянный интерес и творческое отношения к общему способу выполнения заданий, стремлением получить дополнительные требования. Направленность на приобретение знаний здесь становится уже свойством личности, которое определяется как любознательность, пытливость.

Рис. 5. Результаты исследования по методике «Изучение направленности на приобретение знаний» Е. П. Ильина и Н. А. Курдюкова после формирующего эксперимента

30% учащихся (6 человек) показали результаты II уровня. Данный уровень характеризуется положительной реакцией на новый теоретический материал, частые вопросы. Учащиеся активно участвуют в выполнении заданий, но интерес к ним кратковременный и как правило, проявляется к способу выполнения учебного задания и формальному участию в его выполнении.

15% (3 учащихся) исследуемых показали результаты III низкого уровня. Данный уровень характеризуется положительной реакцией на новый, яркий материал, касающийся конкретных фактов. Характерна кратковременная и неустойчивая активность. Дети данной группы безусловно имеют потенциал для развития направленности на приобретения знаний и требуется индивидуальная и дифференцированная работа педагога.

Рис. 6. Результаты исследования по методике Методика для выявления поисковой активности «Порог активности» Т. Л. Романовой (1991 г.)после формирующего эксперимента

Из диаграммы, представленной на рис.6 видно, что 75 % учащихся экспериментального класса продемонстрировали результаты среднего (II уровня). Средний порог активности отражает сбалансированное гармоничное сочетание познавательного интереса и внутренних переживаний и размышлений.

15% школьников показали результаты I уровня, характеризующий низкий порог активности. Дети этой группы активны, эмоциональны, несклонны долго обдумывать поступки и последствия. Стремятся выполнить задание с максимальной отдачей, однако не всегда адекватно оценивают результаты своей деятельности.

Показатели III уровня (высокий порог активности) имеют 10 % детей. Они инертны, более склонны к «внутренней жизни», нежели к внешней активности. Необходимые действия откладывают до последней возможности, трудно вступают в контакт со сверстниками, предпочитают заниматься в одиночестве, подолгу переживают свои проблемы, любят копаться в себе, излишне склонны к рефлексии.

В результате анализа индивидуальных результатов развития познавательного интереса было отмечено значительное изменение результатов у учащихся экспериментального класса по использованным в эксперименте методикам.

Рис. 7. Сравнительные результаты исследования учащихся экспериментального класса по методике В. С. Юркевича до и после формирующего эксперимента

Сравнительные результаты представлены на рис. 7-10. Из диаграмм видно, что после формирующего эксперимента (по методике Юркевича) результаты I (высокого уровня) увеличились с 50% до 65%; результаты II уровня (среднего) выросли с 20% до 30% и показатели низкого уровня уменьшились с 30% до 10%.

Рис. 8. Сравнительные результаты исследования учащихся экспериментального класса по методике Е. П. Ильиной и Н. А. Курдюкова до и после формирующего эксперимента

По методике Е. П. Ильиной и Н. А. Курдюкова также наблюдается изменение результатов в сторону улучшения: показатели Iуровня увеличились с 25% до55%; результаты второго уровня уменьшились с 60% до 30%, что стало результатом перехода части детей из II (среднего)в I(высокий);показатели III (низкого) уровня уменьшились с 15% до 5%.

Рис.9.Сравнительные результаты исследования учащихся экспериментального класса по методике Т. Л. Романовой до и после формирующего эксперимента

После формирующего эксперимента исследование школьников экспериментального класса показало следующие результаты: II уровень развития познавательного интереса – сбалансированный по активности и внутренних переживаний и размышлений увеличился на 30%. Показатели низкого и высокого порога активности снизились соответственно с 45% до 15% и с 20 % до 10%.

Таким образом результаты исследований по всем методикам представленным в данной работе позволяют сделать вывод об улучшении показателей уровня развития познавательного интереса учащихся экспериментального класса.

Работая над проблемой развития познавательного интереса, встречались определённые трудности. Некоторые вопросы предмета ОБЖ кажутся недостаточно увлекательными, что приводит к недостаточному усвоению знаний. Раскрывая интересные стороны изучаемых вопросов интерес к предмету ОБЖ повышается если есть тесная связь с личным опытом учащихся; даются ситуативные задания, ролевые игры, в которых нужно творчески применить знания. Как правило, дети включаются в игры с большим желанием. Заинтересовавшись самой игрой, ребята не замечают, что работают над новым материалом, запоминают его. Работая в нестандартной ситуации – игре школьники приобретают опыт ориентировки в новых, необычных ситуациях, растет понятийный аппарат, развивается фантазия и творческие способности. Очень важным является и тот факт, что игровые методы имеют здоровьесберегающую направленность, снимают усталость, психо-физическую и эмоциональную напряженность, в конечном счете повышая работоспособность школьников на уроках.

Использование игрового метода на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует повышению уровня развития познавательного интереса. Для решения задачи активизации познавательного интереса учащихся важно применять игровые методы обучения, адекватные содержанию материала.

В ходе выпускной квалификационной работы нами были раскрыты теоретико-методические аспекты развития познавательного интереса у учащихся 6-х классов к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Познавательный интерес – это сложное образование, которое складывается из отдельных элементов. Устойчивый познавательный интерес к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» можно развить в результате целенаправленной педагогической деятельности, применяя разнообразные технологи, методы и приемы в обучении.

Нами была разработана система занятий по основам безопасности жизнедеятельности с использованием игрового метода обучения. Игровой метод обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся и при использовании в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» открывает широкие возможности для развития и активизации познавательного интереса.

При использовании игровых методик происходило развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы школьников, что являлось основой для развития познавательного интереса. Игра, опирающаяся на интерес, эмоциональную привлекательность, увлечённость, желание каждого участника проявить себя с наилучшей стороны формирует умения, от которых впоследствии будут зависеть успешность детей в социальной жизни, отношения с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных, в том числе и несущих прямую угрозу жизни и здоровью, ситуациях.

Эффективность применения игрового метода в развитии познавательного интереса доказана в данной работе. В ходе проведения формирующего эксперимента было установлено, что применение игрового метода эффективно развивает познавательный интерес у учащихся 6-х классов к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

В тоже время, подчеркивая достоинства игрового метода, следует обратить внимание на то, что данный метод не может полностью вытеснить традиционные информационно-сообщающее (пассивные) методы обучения. Успех в решении задачи активизации познавательного интереса учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.

Разработанные практические рекомендации по развитию познавательных интересов у учащихся 6-х классов посредством игрового метода могут использоваться учителями на уроках основ безопасности жизнедеятельности.

Просмотров работы: 2220