ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТАКОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПРОЕКТА «ПЕДАГОГ БУДУЩЕГО» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТАКОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПРОЕКТА «ПЕДАГОГ БУДУЩЕГО»

Михеева Н.С. 1, Шабанова Т.Л. 1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТАКОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПРОЕКТА «ПЕДАГОГ БУДУЩЕГО»

Михеева Н.С., Шабанова Т.Л.

Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина

Нижний Новгород, Россия

FORMATION OFPSYCHO-PEDAGOGICAL METACOMPETENCE IN STUDENTSDURING THE LEARNING PROCESSBY MAKING USE OF NEW EDUCATIONAL PROGECTMODULES «TEACHER OF THE FUTURE»

Miheeva N.S., Shabanova T.L.

Nizhny Novgorod State K.Minin ,s Pedagogical University

NizhnyNovgorod, Russia

В настоящее время в нашей стране строится новая модель педагогического образования в контексте решения актуальных задач развития общества. Одним из инновационных проектов обучения студентов Мининского университета является «Педагог будущего». Наряду с получением основной специальности в процессе обучения в рамках проекта студентам необходимо овладеть новыми дополнительными мета-компетенциями педагога-предметника, тьютора, модератора, корректировщика образовательного процесса. В связи с этим в процессе обучения в рамках проекта студенты дополнительно изучают целый ряд новых учебных дисциплин. Базовой мета-компетенциейпроекта является психолого-педагогическая, поскольку выступать навигатором изменений в образовательном учреждении может только педагог, обладающий высокой психологической культурой, способный применять интегрированные психолого-педагогические знания для анализа и проектирования педагогических событий и способствовать созданию в школе гармоничной развивающей образовательной среды. Базовая учебная дисциплина, направленная на формирование этой мета-компетенции, «Психология педагогической деятельности». Она является одновременно и пропедевтической дисциплиной проекта и в тоже время интегрирующей и углубляющей полученные студентами ранее знания по педагогике и психологии. Цель этой базовой дисциплины – обучение студентов проектированию и созданию психологических условий успешной реализации различных видов педагогической деятельности посредством раннего вхождения в профессиональное пространство. Новизна предлагаемой дисциплины состоит в том, что она является практико-ориентированной, обучение студентов происходит в условиях профессиональной реальности, на базе образовательного учреждения – стратегического партнера проекта. Обучение строится в соответствии с субъектно-деятельностной парадигмой, развиваемой в отечественной психологии, и предполагает помощь в организации самостоятельной деятельности студентов, поскольку именно деятельность «строит» человека, определяя содержание его развития [1; с. 101]. Дисциплина построена как организация и сопровождение самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов на базе образовательного учреждения. По мнению ряда авторов, источником профессионального становления студентов-педагогов являются три базовых вида деятельности: учение, практика и исследование [2; с.221]. Эти виды деятельности способствуют формированию у будущих профессионалов субъектной, т.е. осознанной, активной, творческой позиции по отношению к инновационной деятельности и окружающей действительности в целом. Цикл учебных занятий на базе школы был посвящен психолого-педагогической диагностике. Студенты под руководством педагога-психолога школы осуществляли поэтапный мониторинг личностно-учебных качеств учащихся 5-х классов. Творческая проектная деятельность студентов была направлена на оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении, профилактику трудностей адаптации к условиям обучения в вузе. На развитие коммуникативной, диалоговой компетенций, совершенствование навыков самопрезентации и эмоциональной регуляции студентов были направлены технологии научно-образовательных семинаров и вебинаров, проводимых совместно с педагогами школы. Например, студенты участвовали в мастер-классах «Психологические аспекты самопрезентации учителя в педагогическом общении», «Эмоциональные состояния школьников в учебной деятельности: педагогика понимания и управления».

Таким образом, в заключении можно отметить, что достигнуты определенные образовательные результаты в процессе формирования психолого-педагогической метакомпетенции: укрепилась внутренняя профессиональная мотивация студентов, совершенствуется профессиональная уверенность в своих силах, развивается психологическая и коммуникативная культура, психолого-педагогические способности, необходимые педагогу будущего.

Литература

1. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. – С. 101 – 108.

2. Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т.19. № 3. – С.207 – 225.

Просмотров работы: 547