ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

Русакова О.М. 1
1Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемые в общении и деятельности. Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Наблюдая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» в собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируешь с ролью.

Примеры социальных ролей студентов

Бодрый, энергичный, активный, жизнерадостный студент. Он считает своим долгом хорошо и отлично учиться, с удовольствием помогает на занятиях и во вне учебное время преподавателю. Всегда готов защищать честь коллектива на любом поприще. Уверенно смотрит в будущее. Может стать прекрасным помощником преподавателя. Однако малейший его успех, помощь необходимо отмечать и ставить перед ним постоянно усложняющиеся задачи. Оптимиста необходимо тактично сдерживать и учить видеть в промахах товарищей не катастрофические ошибки, а естественные недостатки, за которые можно попенять и которые товарищ сможет исправить.

Наставник Студент, чаше девушка, искренне заботится об успехах товарищей, иногда даже в ущерб себе. Наставник всегда пытается помочь товарищам в учебе, оказать содействие окружающим в решении любого вопроса. Наставник может стать прекрасным помощником педагога. Однако ему необходимо напоминать, что он сам должен быть примером для товарищей, не опускать руки при неудачах, рассматривать любую жизненную неприятность как наковальню, на которой куется успех.

Рассказчик очень любит рассказывать окружающим, и студентам в том числе, о своей жизни, о том, что с ним случилось вчера или в недавнем прошлом. Нередко, разговаривая с кем-либо, с удовольствием рассказывает о мифах Древней Греции, о фактах из истории страны, о жизни великих ученых, государственных деятелей. Остановить его очень трудно. Если есть возможность, доставьте ему удовольствие, послушайте его. Но не теряйте бдительность, не рассказывайте о себе. Рассказчик может исказить то, что вы ему сказали, беседуя с другими людьми. Исказить так, что вы не узнаете того, о чем сами говорили. Фанфарон постоянно сообщает окружающим о своих победах и достижениях. Без хвастовства он не может прожить ни одного дня. Чтобы поддерживать добрые отношения с хвастуном, дайте ему похвастаться вволю и только после этого перейдите к делу, ради которого был начат разговор. Не следует хвастуну отвечать взаимностью и рассказывать о собственных удачах. Он понимает, что его гиперболу могут воспринимать с юмором, боится подвоха и в то же время ни с кем не желает делиться успехами. Он органически не воспринимает чужие достижения, победы. Ему никогда не следует ставить в пример товарищей.

Неприкаянный все время попадает впросак. Готовит к урокам не то, что было задано на дом. Не может избавиться от неприятностей, а сочувствие только обостряет его нервозность. Замечать его промахи не следует. К нему следует относиться спокойно и сочувственно. В случае очередной неудачи отвлекать разговором или включением в какую-либо работу.

Удачливый - это студент, который уже достиг в чем-то успеха и торопится рассказать о своей удаче товарищам или преподавателю. У него острая потребность похвалиться достигнутым, выслушать похвалу, а если удастся и поучить других. Его необходимо спокойно выслушать, а возможно и узнать что-то новое, полезное. За достижение успеха честным путем такого студента необходимо похвалить и поставить в пример другим членам коллектива.

Нытик смотрит на мир через траурные очки. Он буквально живет своими и чужими неприятностями. Постоянно рассказывает о несчастьях, болезнях знакомых, товарищей, родителей. Если в разговоре с ним вы будете бодрым и активным -- это не даст нужного результата и может вызвать недовольство. Лучше терпеливо выслушать его и согласиться, что в жизни бывают трудности, с которыми необходимо бороться, но при этом нельзя становиться несчастным, забитым, страдающим. Нельзя не только говорить, но и думать о своих несчастьях, неудачах, болезнях, плохой памяти, рассеянности, иначе по механизму самовнушения вы все это приобретете.

Клоун считает целью своей жизни смешить окружающих. Почти в каждой учебной группе есть такой студент. Позиция его проста - я доставляю вам удовольствие и не стоит обращать внимание на мою учебу и дисциплину. Хорошо посмеяться над проделками клоуна, пошутить. А потом, объяснить, что без соответствующего образования, без глубоких знаний он мечту свою не осуществит, квалифицированным артистом не станет и пожелать ему, не изменяя юмору, добиться подлинного уважения товарищей и успехов в учебе, в жизни, чему юмор, несомненно, поможет.

Просмотров работы: 2652