Факультативный курс рассчитан на одну учебную четверть, при условии одного часа в неделю (т.е. всего 9 часов).
Начинать изучение данного курса необходимо с введения (1час). Учитель должен обозначить всю опасность бродячих собак, но не сеять панику, ненависть и агрессию к этим животным. Дать знания об основных заболеваниях, переносимых собаками, о необходимости делать профилактические прививки. Также, характер распространения той или иной группы собак в весьма неоднородной городской среде зависит от условий их обитания. Это обуславливается различением в черте города различных типов застроек. [3] Следовательно, необходимо изучить места их обитания.
Следующее занятие следует посвятить отличиям бродячих собак от домашних (1 час). Необходимо рассказать о том, что они значительно умнее, что их внешность универсальна. Обратить внимание на то, что домашняя собака, оказавшаяся по каким-то причинам на улице, в одиночку не приобретет статус «бродячей», а просто не сможет выжить.
Далее следует тема «Классификация бродячих собак» (1 час). В современной науке существует определенная классификация бездомных собак, которая исходит из признака социализации на человека. [3] В соответствии с ней, бездомные собаки подразделяются на различные группы, которые и должен представить учитель.
Следующие два часа должны быть посвящены составу стаи и иерархии отношений в стае. Собака – это социальное животное, которому необходимы тесные контакты с себе подобными. Степень зависимости собаки от взаимоотношений с другими особями определяет, состоит ли она в стае или нет. Стая – это группа животных, которые передвигаются, отдыхают, ищут корм и охотятся вместе. Действия особей в стае достаточно скоординированы, имеется и внутренняя структура (иерархические отношения, разделение функциональных обязанностей – «социальные роли»). [4]
Следующий час должен освятить тему «демонстрационное поведение собак». Никакая структура не может существовать без коммуникативных сигналов: для стайных хищников демонстрационное поведение оказывается самым действенным способом разрешения конфликтов без увечий и смертоубийства. [4]
На последующем занятии следует рассмотреть межвидовые отношения бродячих собак (1 час). Отношения бездомных собак с другими животными отражают общие закономерности, характерные для городской экосистемы. Осваивая предоставленные человеком ресурсы (пищевые ресурсы, укрытия и т.д.) животные – как бездомные представители домашних видов, так и синантропные – вступают во взаимоотношения, которые заметно отличаются от тех, которые наблюдаются в экосистемах естественных. [3]
Далее следует важная тема: «виды агрессии, взаимодействие бродячих собак с человеком» (1 час). В современной науке существует классификация агрессий бездомных собак (иерархическая, половая, материнская, территориальная и др.) Особый вид – агрессия на человека, которая является несамостоятельной формой и может быть сформирована на основе различных агрессивных мотиваций. Необходимо обратить внимание на то, что человек для собак может быть и опекуном, чей статус не ниже доминанта в стае.[4]
В течение последнего завершающего занятия (1 час) необходимо обобщить знания, закрепить их. Предварительно учитель может выяснить, где в их городе чаще встречаются стаи бродячих собак, и на данном занятии рассказать ученикам, где им стоит проявлять большую осторожность. Рассказать, как лучше действовать, если нападения не избежать.
Таким образом, данный факультативный курс дает основную информацию о поведении бродячих собак, которая позволит учащимся не бояться нападения стай и одиночных особей и которая поможет сформировать у учащихся чувство доброго отношения к животным.
Список литературы:
Рябов Л. С. О поведении бродячих и одичавших собак и волко-собачьих гибридов в природе//Поведение волка//Сб. научн. тр. ИЭМЭЖ АН СССР. - М., 1980.- С. 136 - 146.
Зубарева И.М., Сараев Д.А. Видовой состав гельминтов собак г. Новосибирска и пути распространения инвазии // Проблемы АПК в условиях рыночной экономики. Тез. докл. Новосибирск, 1996. С. 139.
Электронные ресурсы [Режим доступа]:
3. Рыбалко В.А. Проблема бездомных животных. Цикл статей.http://feralan.narod.ru/contentcad1.html
4.Мычко Е.Н., Беленький В.А. Поведение собаки. Пособие для собаководов. http://www.xliby.ru/domashnie_zhivotnye/povedenie_sobaki_posobie_dlja_sobakovodov/p12.php