ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ СПОРТИВНЫХ КОМАНД КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕВОСХОДСТВА В СПОРТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ СПОРТИВНЫХ КОМАНД КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕВОСХОДСТВА В СПОРТЕ

Жундибаева Е.К. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ СПОРТИВНЫХ КОМАНД КАК УСЛОВЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕВОСХОДСТВА В СПОРТЕ

Жундибаева Э.К.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина,

Екатеринбург, Россия

GROUP COHESION SPORTS TEAMS AS A CONDITION FOR ACHIEVING EXCELLENCE IN SPORT

Zhundibaeva E.K.

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

Спорт, на сегодняшний день рассматривается как совместная коллективная деятельность, включающая в себя весь спектр социально-педагогических и социально-психологических проблем межличностного общения, взаимовлияний, лидерства.

Проблема изучения спортивного коллектива определяется практикой спорта и теми исследованиями, которые доказывают взаимосвязь между успешностью выступлений в соревнованиях и сплоченностью коллектива.

Психолого-педагогическое обеспечение подготовки высококвалифицированных спортсменов выражается, прежде всего в слаженной организации совместной деятельности спортсменов в команде в учебно-тренировочном и соревновательном процессе.

Социально-педагогическая специфика современного спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов формирования сплоченности в спортивных командах, формирования благоприятной “психологической атмосферы” в них.

Различные аспекты коллектива в процессе спортивной деятельности были представлены в исследованиях Деркача А.А., Исаева А.А., Джамгарова Т.Т., Коломейцева Ю.А., Гогунова Е.Н., Мартьянова Б.И. , Сидоренкова А.В., Мальчиков А.В. и др.

В этих работах изучались взаимоотношения в спортивной группе, успешность выступления в соревнованиях в зависимости от сплоченности команды; анализировались причины возникновения в команде; стиль руководства спортсменами со стороны тренера, исследовалась роль лидеров в спортивных командах игровых видов спорта.

Это и определило актуальность проведения нашего исследования.

Объект исследования – социально-психологическая сплоченность в спортивной команде.

Предмет исследования – теоретические подходы к изучению сплоченности спортивной команды.

1.Понятие и социально-психологические особенности спортивной группы

Спорт – это жизнь в миниатюре, поэтому спортивная деятельность подчиняется всем социально - психологическим принципам, механизмам и закономерностям, таким как; закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их принадлежностью к группе, взаимоотношение личности и группы, групповое взаимоотношение, и т.д.

Спортивная деятельность человека – это коллективная деятельность, она протекает в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда – это коллектив со своими психологическими характеристиками, в которых преобладает свой социально-психологический климат , а между спортсменами складываются определенные отношения. Спортивная команда – это спортивная группа, которая подчиняется законам малой группы, ей присущи все социально-психологические закономерности и принципы малой группы, такие как: размер группы, наличие формальных и неформальных структур и т.д.

Полагаясь на теоретический анализ, спортивной группой можно считать группу, в состав которой входит не менее 2 и не более 25 человек, объединенных едиными целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи. Эта деятельность характеризуется как персональными, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов, которые регламентированы временем, полом, возрастом, правилами и нормами.

Спортивная группа является крайне сложным структурным образованием.

Она состоит из ряда подструктур: ранговой (иерархической), ролевой, общения, взаимодействия, соподчинения.

А так же разделяется на межличностные отношений по вертикали (тренер – спортсмен) и горизонтали (спортсмен – спортсмен), сплоченности и согласования. Каждая из этих подструктур, структур спортивной группы в целом делиться на формальную и неформальную.

Формальная структура в команде формируется в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в соответствии с распоряжениями и требованиям тренера, регламентирует процесс взаимодействия и отношения членов команды. Считается, что неукоснительное и обязательное соблюдение всех правил и инструкций всеми гарантирует им положительный статус, исходя из потребностей тренера и вышестоящих организаций. Впрочем чтобы функционировать успешно, формальная организация должна предусматривать некоторые «отступы» в своей организации, некую степень свободы для развития связей, основанных, не на формальных, строго регламентированных отношениях, а на симпатии, общих интересах и потребностях. Эти спонтанные взаимоотношения получили название неформальных отношений, или неформальной структуры связи.

Одной из ключевых особенностей этих структур является то, что она способствует объединению людей в группы. В то же время она регулирует частоту контактов, плотность и их качество. В этом проявляется сдерживающая функция формальной организации по отношению к развитию неформальной. Однако данные меры не всегда эффективны, так как порой неформальная структура связей практически полностью совпадает либо, перекрывает формальную, становясь ведущей. В этих случаях происходит разрушение формальной структуры, которое характеризуется нарушением субординации в системе «тренер – спортсмен», снижением критической оценки поведения, личной ответственности за собственные действия. Группа перестает отвечать тем задачам, для решения которых была сформирована.

В случае, когда члены команды строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и правил, с учетом жестко регламентируемых, формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмпатии и эмоциональных связей приводит к недопониманию, ухудшению отношений и, в конечном итоге, к конфликту. Два типа структур – формальная и неформальная – всегда сосуществуют вместе, взаимодополняя и образуя сложное соотношение между собой.

Из работ советских психологов можно узнать, что наиболее устойчивой, устойчивой к распаду является группа из 6-8 человек. Данное количество считается оптимально для неформальной малой группы, так как помогает:

  • Быстро и легко устанавливать контакты;

  • Лучше распознать личные качества и способности каждого;

  • В очень короткие сроки, достоверно передавать информацию друг другу.

Относительно объема формальной группы, можно сказать, что он всегда обусловлен задачами и целями, стоящими перед ней. Правила и структура состязаний четко ограничивают состав группы, а поставленные задачи диктуют оптимальное количество людей для их решения. Спортивной группе свойственны такие признаки, как:

  • добровольность входа и выхода из группы

  • автономия группы, ее изолированность и обособленность от других групп

  • сплоченность, т.е. наличие такого чувства как «мы»

  • осуществление контроля за поведением членов группы

  • положение и роль (у каждого члена определенная роль согласно занимаемому им положению)

  • стремление сохранить оптимальный объем группы

  • иерархия членов группы

  • конформизм; приспособляемость и готовность разделять существующие в группе нормы, обязанности, порядок

  • интимность

  • психологический климат группы, в нем чувства и желания индивида получают свое удовлетворение или неудовлетворение.

  • стабильность

  • референтность, значимость и привлекательность членов группы для каждого входящего в нее, стремление действовать так, как это принято среди тех, кто привлекателен

Так же, следует отметить, что спортивной группе присущи некие специфические признаки, такие как:

1. направленность на достижение высоких личных и командных спортивных результатов

2. специфичность ролевых действий

3. относительно одинаковый возрастной и квалификационный уровень ее членов

4. половая идентичность (за исключением некоторых видов спорта)

5. специфичность мотивов вступления в группу и дальнейшего присутствия в ней

6. спонтанность организации.

Заключая вышесказанное, можно сказать, что спортивному коллективу присущи признаки и структура характерная для малой социальной группы, где учитывается такие характеристики, как: групповая сплочённость, психологическая атмосфера, устойчивость структуры, иерархия членов группы, сохранение оптимального объёма группы и многое другое.

2. Групповая сплочённость и определяющие её факторы

Групповая сплочённость — степень приверженности к группе её членов. Групповая сплочённость является одним из процессов групповой динамики. Групповая динамика — научное направление, изучающее процессы взаимодействия членов группы.

Групповая сплоченность – является показателем прочности, устойчивости и слаженности работы коллектива, базирующаяся на межличностных взаимоотношениях между людьми, которые характеризуются взаимной всесторонней симпатией членов группы и удовлетворенностью членством в ней. Развитие и формирование групповой сплоченности любого коллектива характеризуется сходством представления его членов об действующих нормах, правилах, требованиях и ожидаемого от группы результата работы.

Можно сказать, что, групповая сплоченность способствует удовлетворению человека от пребывания в группе. Силы сплочения группы имеют две образующих: во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп.

Не каждая команда может похвастаться групповой сплоченностью, и не все команды способны превратиться в единое, слаженно действующее целое. Рассмотрим далее факторы групповой сплоченности:

• согласие между членами команды по поводу ее целей;

• широкое общение и взаимодействие между членами команды;

• не слишком большое, приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов команды;

• положительное мнение членов команды друг о друге;

• пространственная близость. При наличии других условий существует прямая зависимость между близостью рабочих мест и сплоченностью команды;

• психологическая совместимость членов команды. Она представляет собой совокупность индивидуальных качеств каждого члена команды, обеспечивающих слаженность и эффективность их деятельности.

А так же нужно упомянуть то, что может служить причинами снижения уровня сплоченности команды:

• распад группы на мелкие подгруппы, часто с эффектом негласного соревнования между собой;

• близкие отношения между членами группы (дружба, любовь) или наоборот внезапно возникшая неприязнь между отдельными членами;

• Ошибки в неправильный стиль управления тренера спортивной команды

• отсутствие единой цели, объединяющей всех участников, вялая динамика развития совместной деятельности, организованной ведущим; вялая динамика развития совместной деятельности.

Ю.Ф. Коломейцев отмечает, «Кроме индивидуального отношения к тренировочной и соревновательной деятельности, в командных видах спорта существует коллективное отношение. Формируется оно на базе индивидуальных, однако, не является простой их суммой. Объясняется это тем, что потребности, лежащие в основе отношений, даже при одинаковой их направленности могут иметь различную интенсивность. Чтобы сформировать разные отношения к тренировочному процессу в одно общекомандное, необходимо максимально сблизить потребность всех членов команды, создать атмосферу, где все желают достичь одной цели»

Проблема межличностных взаимоотношений в команде изучалось в работах А.Ц. Пуни, В.В. Белорусова, А.П. Рудик, И.П. Волков, Ю.Л. Ханин, Г.Д. Горбунов, В.И. Румянцева, Р.Л.

Английские психологи Девид Понсоби и Морис Яфер обнаружили, что футболисты в сложных ситуациях значительно чаще передают мяч тем коллегам по команде, к которым испытывают большие симпатию и уважение. Видеозаписи показали, что делается это автоматически, подсознательно даже в тех случаях, когда футболисты получали строгие инструкции от тренеров не делать этого.

Г. Ленк также получил данные, согласно которым достижение высокого результата возможно, несмотря на внутренние конфликты, что опровергает бытующее мнение, будто команды добиваются успеха только тогда, когда между игроками установлены близкие дружеские отношения.

Клещев Ю.Н. указывает на то, что при высокой сплоченности члены команды больше заботятся о сохранении хороших отношений с товарищами, чем о достижении высоких спортивных показателей. Попытки тренеров навязать в таких командах мотивационную установку на достижение цели приводят к конфликту.

В то же время в командах с высокой потребностью в дружеских связях, игроки выражают большую удовлетворенность своей деятельностью по сравнению с командами, где эта потребность была ниже, несмотря на одинаковые успехи тех и других и соревновательной деятельности.

Анализ литературы позволяет выделить противоречие в подходах к решению проблемы создания психологического климата в спортивном коллективе.

На основании изученной нами литературы можно говорить, о том, что совместимость членов спортивной команды обусловлена субъективными и объективными факторами.

Во-первых, наличием у спортсменов совместимости по психологическим и психофизиологическим характеристикам, которые могут способствовать взаимопониманию игроков и улучшению их совместной деятельности. Так, когда два игрока работают в паре и выполняют игровую ситуацию, но у одного более медленная реакция и переработка информации идет медленнее, а другой реагирует быстро и предвосхищает события – таким игрокам труднее сыграться, так как них отсутствует необходимая степень совпадения реакций и поведения в выполнении совместных действий.

Во-вторых, особенностями межличностных отношений между членами команды. Различные примеры из спортивной практики показывают, что команды более слабые в технико-тактической подготовке, но более сплоченная одерживает убедительную победу.

Сыгранность спортивной команды особый процесс, который в условиях тренировочных занятий и соревнований, а также и в условиях проведения свободного времени и досуга.

В-третьих, существует ряд особенностей во взаимоотношениях членов группы, которые относятся только спортивному коллективу, например, это взаимодействие в спортивной команде игроков основного состава и запасных.

В-четвертых, к особенностям спортивной команды можно отнести взаимоотношения ветеранов и молодежи. Ветераны часто по объективным причинам занимают ведущее положение и имеют высокий статус в комане, пользуются большим доверием со стороны спортсменов, а так же тренера и руководства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте/ Ю.Л.Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1980. 208с.

2. Малкин В.Р., Рогалева Л.Н. Психология физического воспитания: учеб. пособие/ В.Р.Малкин. Екатеринбург, 2007. 258с.

3. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде/

Ю.А. Коломейцев М.: Физкультура и спорт, 1984. 128с.

4. Ашмарил Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/ Б.А. Ашмарил М.: Физкультура и спорт, 1978. 223с.

5. Кузьмин Е.С. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий/ Е.С. Кузьмин; под ред. Е.С. Кузьмина,

7. Ложкин Г.В. Интерперсональные конфликты в спортивное команде/

Г.В. Ложкин. М.: РГАФК, 2000 379-381с.

8. Ильин Е.П. Психология спорта/ Е.П. Ильин, СПб.: Питер, 2008. 352с.

9. Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей/ Н.Н. Обозов. СПб.: ЛНПП «Облик», 2000. 212с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн, СПб.: Питер, 2007. 713с.

11. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. М.: Издат. центр «Академия», 2000. 288с.

12. Обозов Н.Н. Межличностные взаимоотношения/ Н.Н. Обозов. Л.: ЛГУ, 1979. 177с.

14. Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой спортсмена: учеб пособие/ В.Р. Малкин, Л.Н. Рогалёва. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 136с.

15. Проблемы развития физической культуры, спорта и молодёжной политики: материалы 6 Международной научно-практической конференции ИФКС и МП Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2013. 256с. С.155-158

16. Донцов А.И. Психология коллектива/ А.И. Донцов. М.: Физкультура и спорт, 1984. 244с.

Просмотров работы: 5190