Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяют кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, так как цель её не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьёзную самостоятельную работу.
Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Занятия со школьниками, проявляющими к изучению математики повышенный интерес, отвечают следующим целям:
Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и формирование у детей определенных навыков научно-исследовательского характера.
Воспитание высокой культуры математического мышления.
Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с групповой.
Предполагается, что реализация этих целей частично происходит и на уроках, однако это не удается сделать в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы. Окончательная и глубинная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия.
Между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь, однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу.
Можно рекомендовать следующие формы проведения внеклассной работы по математике:
математические кружки.
Основным видом внеклассной работы по математике в школе являются факультативные занятия по математике. Вызывая интерес учащихся к предмету, факультативы способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся. Их дополняют разовые мероприятия, проводимые как в школе (математические вечера, викторины, олимпиады, КВН, соревнования команд и др.), так и вне школы (математические конкурсы, занятия в физико-математических школах, конкурсы по решению задач и др.).
математические вечера;
математические викторины;
недели математики;
математические конкурсы и олимпиады.
Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников, что способствует выявлению одаренных учащихся, имеющих интерес и склонности к тем или иным предметным дисциплинам.
Олимпиадные испытания охватывают широкий круг учебных предметов, в том числе и предмет математику. За годы существования математические олимпиады стали самыми массовыми творческими соревнованиями школьников. Они проводятся практически во всех странах мира, а в Международной математической олимпиаде школьников, которая берет свое начало в середине прошлого столетия, ежегодно принимают участие более 90 стран, и эта цифра постоянно растет.
В математических олимпиадах основой успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него логическую конструкцию. Только в математических олимпиадах задание может начинаться со слов: «Докажите, что…». Решая задачу выявления творческих способностей учащегося, т. е. умения «нестандартно мыслить», олимпиадная математика в значительной степени отошла от стандартной («школьной») математики.
Хотя промежуточное звено между «школьной» и «олимпиадной» математикой – так называемые задачи повышенной трудности и занимательные задачи – всегда включались в школьные учебники по математике. Они помогают учителю в работе со способными учениками, в поддержке у них интереса к предмету.
Проведение и организация любого внеклассного мероприятия требует подготовки. Подготовительная работа к каждому из них имеет различную продолжительность и трудоемкость, в зависимости от вида мероприятия.
Больше всего сил и времени у учителя и учащихся требует подготовка математического вечера. Поэтому математические вечера в школе проводят сравнительно редко (один раз в четверть или полугодие).
Подготовка к викторине имеет другой характер. Здесь в основном готовится учитель. Он готовит на компьютере материал для показа на интерактивной доске с вопросами и заданиями для учащихся.
Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь в виду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъявляют желание участвовать в работе математического кружка и нередко весьма успешно занимаются там; учителю математики не следует этому препятствовать. Необходимо лишь более внимательно отнестись к таким учащимся, постараться укрепить имеющиеся у них ростки интереса к математике, проследить за тем, чтобы работа в математическом кружке оказалась для них посильной. Конечно, наличие слабо успевающих учащихся среди членов математического кружка затрудняет работу учителя, однако путем индивидуализации заданий, предлагаемых учителем кружковцам, можно в некоторой степени ослабить эти трудности. Главное - сохранить массовый характер кружковых занятий по математике, являющийся следствием доступности посещения кружковых занятий всеми желающими.
Уже при организации математического кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что работа в кружке не является дублированием классных занятии, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы (для этого целесообразно выделить часть времени на одном из уроков математики с тем, чтобы обратиться с сообщением об организации кружка ко всему классу).
На первом занятии кружка надо наметить основное содержание работы, выбрать старосту кружка, договориться с учащимися о правах и обязанностях члена кружка, составить план работы и распределить поручения за те или иные мероприятия (выпуск математической стенной газеты, ведение документации работы кружка и т. п.).
Занятия кружка целесообразно проводить один раз в неделю, выделяя на каждое занятие по одному часу. К организации работы математического кружка целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений по конкретной теме, подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков к данному занятию и т. д.). На занятиях математического кружка учитель должен создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии. Тематика кружковых занятий по математике в современной школе весьма разнообразна. В тематике кружковых занятий для 5-11 классов находят место вопросы, связанные с историей математики, жизнью и деятельностью российских и зарубежных известных математиков.
Таким образом, целесообразно выделить следующие аспекты подготовительной работы к внеклассным мероприятиям:
Организационная деятельность поможет возбудить у школьников интерес к внеурочным занятиям математикой, привлечь их к участию в массовых мероприятиях и отдельных состязаниях, к занятиям в математическом кружке или факультативе.
Психологический. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности школьников.
Дидактическая же роль подготовительной работы состоит в том, чтобы помочь ученику в преодолении трудностей, возникающих при дополнительных занятиях математикой во внеурочное время, помочь закрепиться в кружке или факультативе, поддержать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься математическим самообучением, тем самым создавая базу каждому для дальнейших личных успехов.
Список использованной литературы:
Агаханов, Н.Х. Математика. Областные олимпиады. 8-11 классы / Н.Х.Агаханов, И.И. Богданов, П.А. Кожевников. – М.: 2010. – 239с.
Безрукова, О.Л. Олимпиадные задания по математике. 5-11 классы /О.Л.Безрукова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 143с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов/ И.А.Зимняя – Москва: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
Устиловская, А.А. Метапредмет «Задача». Учебное пособие для педагогов./ А.А. Устиловская. – Москва: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, Пушкинский институт, 2011. – 272 с.