ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

Кораблева Д.А. 1
1Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяют кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, так как цель её не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьёзную самостоятельную работу.

Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Занятия со школьниками, проявляющими к изучению математики повышенный интерес, отвечают следующим целям:

  1. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

  2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и формирование у детей определенных навыков научно-исследовательского характера.

  3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

  4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

  5. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с групповой.

Предполагается, что реализация этих целей частично происходит и на уроках, однако это не удается сделать в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы. Окончательная и глубинная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия.

Между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь, однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу.

Можно рекомендовать следующие формы проведения внеклассной работы по математике:

  • математические кружки.

Основным видом внеклассной работы по математике в школе являются факультативные занятия по математике. Вызывая интерес учащихся к предмету, факультативы способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся. Их дополняют разовые мероприятия, проводимые как в школе (математические вечера, викторины, олимпиады, КВН, соревнования команд и др.), так и вне школы (математические конкурсы, занятия в физико-математических школах, конкурсы по решению задач и др.).

  • математические вечера;

  • математические викторины;

  • недели математики;

  • математические конкурсы и олимпиады.

Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников, что способствует выявлению одаренных учащихся, имеющих интерес и склонности к тем или иным предметным дисциплинам.

Олимпиадные испытания охватывают широкий круг учебных предметов, в том числе и предмет математику. За годы существования математические олимпиады стали самыми массовыми творческими соревнованиями школьников. Они проводятся практически во всех странах мира, а в Международной математической олимпиаде школьников, которая берет свое начало в середине прошлого столетия, ежегодно принимают участие более 90 стран, и эта цифра постоянно растет.

В математических олимпиадах основой успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него логическую конструкцию. Только в математических олимпиадах задание может начинаться со слов: «Докажите, что…». Решая задачу выявления творческих способностей учащегося, т. е. умения «нестандартно мыслить», олимпиадная математика в значительной степени отошла от стандартной («школьной») математики.

Хотя промежуточное звено между «школьной» и «олимпиадной» математикой – так называемые задачи повышенной трудности и занимательные задачи – всегда включались в школьные учебники по математике. Они помогают учителю в работе со способными учениками, в поддержке у них интереса к предмету.

Проведение и организация любого внеклассного мероприятия требует подготовки. Подготовительная работа к каждому из них имеет различную продолжительность и трудоемкость, в зависимости от вида мероприятия.

Больше всего сил и времени у учителя и учащихся требует подготовка математического вечера. Поэтому математические вечера в школе проводят сравнительно редко (один раз в четверть или полугодие).

Подготовка к викторине имеет другой характер. Здесь в основном готовится учитель. Он готовит на компьютере материал для показа на интерактивной доске с вопросами и заданиями для учащихся.

Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь в виду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъявляют желание участвовать в работе математического кружка и нередко весьма успешно занимаются там; учителю математики не следует этому препятствовать. Необходимо лишь более внимательно отнестись к таким учащимся, постараться укрепить имеющиеся у них ростки интереса к математике, проследить за тем, чтобы работа в математическом кружке оказалась для них посильной. Конечно, наличие слабо успевающих учащихся среди членов математического кружка затрудняет работу учителя, однако путем индивидуализации заданий, предлагаемых учителем кружковцам, можно в некоторой степени ослабить эти трудности. Главное - сохранить массовый характер кружковых занятий по математике, являющийся следствием доступности посещения кружковых занятий всеми желающими.

Уже при организации математического кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что работа в кружке не является дублированием классных занятии, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы (для этого целесообразно выделить часть времени на одном из уроков математики с тем, чтобы обратиться с сообщением об организации кружка ко всему классу).

На первом занятии кружка надо наметить основное содержание работы, выбрать старосту кружка, договориться с учащимися о правах и обязанностях члена кружка, составить план работы и распределить поручения за те или иные мероприятия (выпуск математической стенной газеты, ведение документации работы кружка и т. п.).

Занятия кружка целесообразно проводить один раз в неделю, выделяя на каждое занятие по одному часу. К организации работы математического кружка целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений по конкретной теме, подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков к данному занятию и т. д.). На занятиях математического кружка учитель должен создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии. Тематика кружковых занятий по математике в современной школе весьма разнообразна. В тематике кружковых занятий для 5-11 классов находят место вопросы, связанные с историей математики, жизнью и деятельностью российских и зарубежных известных математиков.

Таким образом, целесообразно выделить следующие аспекты подготовительной работы к внеклассным мероприятиям:

  1. Организационная деятельность поможет возбудить у школьников интерес к внеурочным занятиям математикой, привлечь их к участию в массовых мероприятиях и отдельных состязаниях, к занятиям в математическом кружке или факультативе.

  2. Психологический. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности школьников.

  3. Дидактическая же роль подготовительной работы состоит в том, чтобы помочь ученику в преодолении трудностей, возникающих при дополнительных занятиях математикой во внеурочное время, помочь закрепиться в кружке или факультативе, поддержать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься математическим самообучением, тем самым создавая базу каждому для дальнейших личных успехов.

Список использованной литературы:

  1. Агаханов, Н.Х. Математика. Областные олимпиады. 8-11 классы / Н.Х.Агаханов, И.И. Богданов, П.А. Кожевников. – М.: 2010. – 239с.

  2. Безрукова, О.Л. Олимпиадные задания по математике. 5-11 классы /О.Л.Безрукова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 143с.

  3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов/ И.А.Зимняя – Москва: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.

  4. Устиловская, А.А. Метапредмет «Задача». Учебное пособие для педагогов./ А.А. Устиловская. – Москва: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, Пушкинский институт, 2011. – 272 с.

Просмотров работы: 864