ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО ДОМА. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО ДОМА.

Горбашова А.В. 1, Кузьменко И.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО ДОМА.

Горбашова А.В., Кузьменко И.В.

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

г.Шуя, Россия

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT CHILDREN OF ADAPTATION TO CONDITIONS OF ORPHANAGE

Gorbashova А.V., Kuzmenko I.V.

Shuysky branch of Ivanovskoye of the state university

Shuya, Russia

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Но весь этот перечень материальных благ не всегда включает в себя общечеловеческие ценности.

Для того чтобы выпускники детского дома стали полноправными членами общества, они должны в этом обществе социализироваться и адаптироваться.

Но, прежде чем они выйдут в общество, пройдут месяцы или года. Все это время дети будут находиться в детском доме, в котором тоже нужно адаптироваться. И проблема адаптации детей к условиям детского дома стоит намного острее, чем может казаться.

Как пишет Т.А. Гилева: «При поступлении в детский дом жизнь ребенка меняется полностью. В биологическом плане изменяются физиологические условия – от привычных продуктов питания, до организации основных режимных моментов. В социально-психологической области изменения главным образом касаются таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные привязанности, в первую очередь привязанность к матери»[1].

Социальная дезадаптация, в той или иной форме, как правило, спутник детей из детского дома.

По мнению Назаровой И.Б. «Дети-сироты - проблемная группа и не только в психологическом плане; лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение - это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции.

В обычных условиях, как правило, начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, что не всегда можно измерить, описать, а иногда даже уловить, например, психологические характеристики»[2].

В качестве основных подходов, влияющих на адаптацию воспитанников в детском доме и позволяющих избегать дезадаптации, И.В. Дубровина предлагает следующие:

- общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения; - понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании, обучении и имеет право на материальное обеспечение просто потому, что он еще маленький, остался без родителей и его защищает закон;

- установка на помощь детям в «трудной жизненной ситуации»;

- четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном;

- знание новообразований, ведущей деятельности, возрастных задач, типичных поведенческих проявлений детей разного возраста необходимо для правильного воспитания;

- понимание того, что общение со взрослым - необходимое условие психического и личностного развития ребенка [3].

Разнадежин И.А. в свою очередь добавляет еще несколько:

- выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;

- целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе духовных и социальных ценностей;

- своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку [4].

Но даже выполнение всех вышеперечисленных условий не гарантирует успешную адаптированность ребенка к условиям детского дома, если с ним не будет проводиться постоянная индивидуальная работа специалистов учреждения (воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов). Человеческое отношение, любовь и забота – вот чего так сильно не хватает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. И как бы руководители учреждений не старались создать благоприятные условия для адаптации детей в детском доме, без этих трех составляющих личности воспитателя ребенок не сможет стать полноправным членом коллектива, а впоследствии общества.

Литература:

1. Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома / Гилева Т.А.

2. Адаптация и возможные модели мобильности сирот / Назарова И.Б. // СОЦИС, 2001, №4

3. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с

4. Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам / сост.: И.А. Разнадежин. – Сургут, 2010. – 46 с.

Просмотров работы: 649