МЕТОД КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИИ В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОД КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИИ В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Лукина С.Ф. 1, Чуб И.С. 2, Ложкина Е.М. 3
1С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова
2С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова, институт естественных наук и технологий,студент
3С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова, институт естественных наук и технологий,студентка
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из перспективных направлений современных психофизиологических исследований является изучение взаимосвязи соматического развития и психофизиологических функций. В рамках данной работы мы изучаем влияние когнитивных нагрузок на работу сердечно-сосудистой системы детей 7-12 лет и студентов.

В исследованиях многих авторов показано, что в результате адаптации функциональной системы к когнитивным нагрузкам происходит перестройка элементов этой системы (Либина И.И. [5]; Безруких М.М. [1]; Евстифеева Е.И. [3]). Имеются литературные данные о наличии взаимообусловленности типологических особенностей ВНД с механизмами регуляции кардиоритма и функциональными показателями внешнего дыхания (Манчук В.Т. [6]). Изучены также особенности функциональной ассиметрии, степени доминирования моторных центров и динамики вариабельности сердечного ритма (Гук В.Ф. [2]). На основании исследований других авторов (Краулис А.А. [4]) была показана взаимосвязь некоторых психофизиологических характеристик, свойств нервной системы и характера реагирования сердечно-сосудистой системы на когнитивную нагрузку, установлены различия в степени реактивности регуляторных механизмов в зависимости от рода нагрузки.

Проведённые нами исследования на группе детей 7-10-летнего возраста (n=350) подтверждают литературные данные о прогрессивном совершенствовании регуляторных механизмов с возрастом и стёртости половых различий в начале периода второго детства. Ритмограммы на коротких промежутках времени (2 минуты) включали в себя записи с не менее 150QRS-комплексами. Регистрация ВРС осуществлялась в состоянии спокойного бодрствования, ортостате, когнитивной нагрузке (устный счет) и в покое после каждого вида нагрузки. Независимо от возраста девочки характеризовались более высоким напряжением сердечного ритма, умеренной тахикардией и функциональной гипертонией, что являлось следствием более высокой мотивации получения положительного результата. Деление обследуемых на группы адаптации по реактивности ВНС в ортостате показало, что дети 7-8 лет с высокими резервами сердечно-сосудистой системы успешнее справляются с когнитивной задачей. Однако медианы индекса напряжения, показывающие степень преобладания центрального контура регуляции над автономным, были выше у детей 10-летнего возраста с хорошими результатами когнитивной пробы: 215 и 120 усл. ед. соответственно. Обширная группа исследований демонстрирует прямую зависимость адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы и успешности обучения в школе (Псеунок А.А. [7]; Шлык Н.И. [8] и др.). Анализ распределения детей по скоростным и точностным характеристикам выполнения теста Тулуз-Пьерона, показал, что дети с высокими уровнем внимания, отличались более стабильным сердечным ритмом, что являлось критерием дезадаптации. Однако школьники, имеющие более высокие значения объёмов кратковременной зрительной и слуховой памяти выполняли когнитивную нагрузку успешнее и с меньшими физиологическими «затратами», чем их сверстники с низкими показателями. Можно рассматривать два варианта взаимосвязи кардиоритма и когнитивных функций. В первом случае высокие адаптивные резервы способствуют адекватной реакции на когнитивные нагрузки и соответственно высокому качеству их выполнения. Во втором случае высокий уровень развития психофизиологических функций (например, высокая работоспособность, объём оперативной памяти, скорость нервных процессов и т.д.) способствует меньшему напряжению регуляторных механизмов кардиоритма. Анализ индивидуально-типологических особенностей реакции сердечно-сосудистой системы на умственную нагрузку демонстрирует зависимость вегетативного гомеостаза от реактивности звеньев регуляции в процессе когнитивной деятельности (r=0,72; p

Просмотров работы: 838