ТАЙМ – МЕНЕДЖМЕНТ ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТАЙМ – МЕНЕДЖМЕНТ ШКОЛЬНИКА

Братенкова М.М. 1
1Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение

4

Глава I. Теоретические основы тайм-менеджмента

 
  1.  
    1. Что такое тайм-менеджмент?

5

  1.  
    1. Историография теории тайм-менеджмента

6

  1.  
    1.  
      1. Тайм менеджмент в ХІХ в.

6

  1.  
    1.  
      1. Тайм-менеджмент в началеXX в.

6

  1.  
    1.  
      1. Современный подход к тайм-менеджменту

7

  1.  
    1. Восприятие времени школьником

9

Глава II. Принципы тайм-менеджмента для школьника

 

2.1. Принципы и подходы тайм-менеджмента

13

2.2. Специфические инструменты для управления временем

19

Глава III. Режим дня школьника: теория и реальность

 

3.1. Принципы правильного режима дня школьника

24

3.2. Проведенные исследования

29

Заключение

32

Список литературы

34

Приложение №1

36

Приложение №2

36

Приложение №3

37

Приложение №4

39

Приложение №5

41

Приложение №6

43

Приложение №7

45

Приложение №8

47

Приложение №9

50

Введение

Что такое тайм-менеджмент? Какова его роль в жизни людей? Зачем он нужен каждому человеку? Именно над этими вопросами большинство людей даже не задумывается. Мне же эта тема показалась настолько актуальной и интересной, что целью своей работы я сделала изучение теории тайм-менеджмента для школьника, его характеристик, задач и методов выполнения.

В переводе с английского языка (time management) «тайм-менеджмент» означает «управление временем». Нетрудно заметить, что управлять временем человек не может. Поэтому термин «управление временем» (тайм-менеджмент), или «организация времени», достаточно условен.

Под управлением временем мы понимаем исключительно управление собственной деятельностью, организацию выполнения задач и распределения ресурсов. Ведь менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления.

Термин «управление личным временем» оправдан тем, что время является наиболее ценным из всех ресурсов, как совершенно невозобновимый и очень ограниченный. Поэтому именно время даёт наиболее удобный угол зрения на все процессы управления.

Задачами моего исследования являются:

  1. Изучить распределение времени у школьников в течение суток.

  2. Найти «потерянное время» и сформировать у учащихся представление о ситуациях, в которых происходит потеря времени, и способах организации времени в таких случаях.

  3. Обучить учащихся планированию времени в учебный период и в свободное от занятий время.

  4. Мотивировать школьников на применение тайм-менеджмента и самореализации в нем.

Глава I. Теоретические основы тайм-менеджмента

  1.  
    1. Что такое тайм-менеджмент? Тайм-менеджмент – искусство управления временем, наука о методах определения, что для человека важно и на что в первую очередь следует потратить время.

Над вопросом «Что есть время?» всегда размышляли философы и физики, писатели и поэты. Но если первые старались понять и проникнуть в суть явления, то вторые стремились дать образное, ассоциативное представление о нем. «Время бесконечно для умеющих его ценить и правильно им распоряжаться». Эти слова принадлежат немецкому мыслителю, философу, поэту Гете. А Лукреций Кар говорил: «Времени нет самого по себе, но тела сами ведут к ощущению того, что в веках совершилось. И неизбежно признать, что никем ощущаться не может время само по себе вне движения тел и покоя»1.

Что же такое время?

Из античных философов наиболее последовательную концепцию времени (из дошедших до нас) выстроил Аристотель. Аристотель отделяет время от изменения вообще. Он делает попытку абстрагировать, выделить суть изменения в принципе. Аристотель связывает время как суть изменения с движением, причем в сам термин «движение» вкладывается примерно тот смысл, что и в современное понятие «процесс». «Так как время – мера движения, то она будет и мерой покоя, ибо всякий покой во времени. Не надо думать, что находящееся во времени так же необходимо движению, как и все находящееся в движении: ведь время есть не движение, а число движения, в числе же движения возможно быть и покоящемуся»2. Таким образом Аристотель дал эмпирическую концепцию времени, логически ясно и непротиворечиво выразив исконное, народное понимание времени. Ясно, что само понятие времени Аристотель не выводил из логических рассуждений, а брал его в том значении, в котором употребляли его современники. Представление о времени как о числе движения перешло от Аристотеля к схоластам средневековья и натурфилософам нового времени.

Так что же на самом деле время?

В настоящее время, под понятием «время» мы понимаем промежуток той или иной деятельности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней и лет.

1.2.Историография теории тайм-менеджмента

1.2.1.Тайм менеджмент в ХІХ в.

В этот период развитие тайм-менеджмента набирает обороты. Во-первых, потому, что промышленная революция позволила перейти от аграрной экономики к промышленной и, как следствие, увеличилась потребность в умении управлять своим временем. Также важным фактором здесь является развитие почтового сервиса, телеграфа и, конечно же, транспортной инфраструктуры, а также развитие науки и мысли. Так, Исаак Ньютон со своей идеей о четкой и дисциплинированной работе вселенной3 стимулировал людей упорядочивать и управлять своими жизнями4. Следует упомянуть важные советы тайм-менеджмента, которые озвучил в этот период Бенджамин Франклин, такие как, например, «время – деньги» или «время – материя, из которой состоит жизнь»5. Люди постепенно начали организовывать свое рабочее время. В этом столетии у рабочих уже появился четкий график работы, в то время как бизнесмены работали по гибкому графику, приблизительно три часа в день, а все остальное свое время посвящали политическим делам, церкви и другим социальным обязательствам.

1.2.2. Тайм менеджмент в начале ХХ в.

История тайм-менеджмента в ХХ столетии развивается параллельно с эволюцией науки о тайм-менеджменте. Важное место в ней занимает научный подход Ф.У.Тейлора к менеджменту. Он уделял внимание управлению времени работников в сфере торговли и концентрировался на принципах эффективного тайм-менеджмента. Именно он говорил о неэффективности тенденции работников к медленному ритму работы, без какой-либо инициативы развития для того, чтобы работать быстрее. И именно он предложил ввести постановку четких целей, а также вознаграждение работников за их выполнение6. Это помогло улучшить их навыки управления временем и легло в основу современных подходов тайм-менеджмента. Позже начали делать ставку также и на многозадачность, гибкость рабочего графика, а также на баланс между заданиями на работе и дома в тех семьях, где работают оба супруга. Все эти понятия чрезвычайно повысили уровень тайм-менеджмента как концепции.

1.2.3. Современный подход к тайм-менеджменту

Тайм-менеджмент первоначально сложился как практическая дисциплина, развиваемая в большей степени консультантами по управлению, нежели учеными. Ряд отечественных и западных специалистов по управлению разрабатывали практические технологии планирования, предлагая их менеджерам-практикам в форме книг и учебных курсов. Как правило, применение либо неприменение технологий тайм-менеджмента оставлялось руководством организации на собственное усмотрение сотрудника. Поэтому в научном менеджменте сравнительно редко затрагивались вопросы самоменеджмента и первоначальной организации труда. Классики научного менеджмента, например, Ф.У. Тейлор, впервые поставили вопрос о централизованном внедрении технологий персональной организации труда, рассматривая при этом в основном физический труд.

На сегодняшний день существует много методов тайм-менеджмента. Крайняя необходимость в многозадачности, балансировки домашней и основной работы делает тайм менеджмент одним из важнейших элементов современности.

Стивен Кови, автор бестселлера «FirstThingsFirst» («Главное внимание главным вещам») охарактеризовал развитие тайм-менеджмента как науки после второй мировой войны, разделив на четыре этапа или поколения7:

1. Первое поколение тайм-менеджмента основывается на традиционных и рудиментарных подходах к управлению временем, таких как напоминания, например.

2. Второе поколение уделяет больше внимания планированию и подготовке расписаний и событий, включая четко ограниченные по времени цели.

3. Третье поколение основывается на расстановке приоритетов при планировании заданий и событий, а также контролирует выполнение заданий с помощью расписаний.

4. Четвертое поколение: это и есть современный подход. Это поколение также ставит на первое место расстановку заданий по приоритетам, но приоритетность уже зависит не от срочности выполнения, а от важности самого задания. Также такой подход основывается на эффективности и проактивности, используя при этом разные методы тайм менеджмента.

Традиционный тайм-менеджмент пропагандирует подходы для эффективного выполнения заданий для того, чтобы научится контролировать нашу жизнь.

Мировые организации, занимающиеся тайм-менеджментом:

1.Институт рациональной организации времени в Германии (Лотар Зайверт);

2.Учебно-консультационный Центр лидерства в США (Стивен Р. Кови);

3.Общество «Организация времени» в России (Глеб Архангельский)

Управление временем включает в себя инструменты и методики планирования времени, обычно с целью увеличения эффективности его использования в личных или корпоративных целях. Эти методики (иногда противоречивые) представлены в ряде книг, материалах семинаров и курсов. Общими в них являются:

  • список задач, постановка целей.

  • установка приоритетов.

Обычно термин «тайм-менеджмент» в российской практике применяют тогда, когда с позиции руководителя говорят об управлении рабочим временем и организации работы своих подчиненных.

Считается, что впервые обособление тайм менеджмента как отдельного направления в науке и практике управления произошло в Голландии в связи с открытием специальных курсов для служащих и деловых людей. Вскоре той же проблемой занялись специалисты в Германии, США, Финляндии и других странах.

На сегодняшний день понятно, что своим временем необходимо сознательно управлять. И чем лучше мы будем им управлять, тем больше успеем сделать. Нехватка времени – настоящий бич нашего современного общества. С его нехваткой сталкиваются все: от мала до велика. В частности, школьникам не хватает времени, чтобы сделать домашние задание, заняться любимым делом. Поэтому тайм-менеджмент – это не очередное модное течение, а жизненная необходимость!

1.3.Восприятие времени школьником

Время – такая же объективно имеющаяся действительность, как и пространство, ввиду того, что все явления реальности наблюдаются и во времени и в пространстве. Сам объект познания – время – является весьма разносторонним аспектом окружающей действительности. Восприятие времени – это отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности.8

По теории Д.Б. Эльконина, для освоения различных сторон времени необходима функция различных корковых структур головного мозга человека.9

Для детей отражение такого сложного аспекта реальности, как время, – во многом более трудная проблема, чем восприятие пространства. Это вызвано, в основном, самой сущностью времени как объекта отражения и его ролью в жизни детей.

Особенности10:

  1. Обозначение временных отношений изменчиво. То, что было «скоро», становится через некоторое время «сейчас», а затем – «недавно». Эта отвлеченность, текучесть, незримость времени, его слитность с теми же событиями, важными для жизни, которые ребенок наблюдает, крайне осложняют его выявление и познание

  2. Для восприятия времени у человека нет специального анализатора. Время может быть обнаружено только через движение, или ритм жизненных процессов или с помощью измерителей времени – часов, то есть время познается опосредованно. У взрослого, сформировавшего человека восприятие времени происходит благодаря слаженной работе единой системы анализаторов. У детей такой слаженной системы пока нет.

  3. Восприятие времени изменяется внутренними факторами субъекта восприятия времени: значимостью для субъекта временного промежутка, его наполненность, состоянием самого субъекта (увлеченность, ожидание).

  4. Время текуче. Время не может быть воспринято сразу, а лишь последовательно (но не одномоментно): начало, только потом конец. Это относится ко всем «частицам» времени, даже к самым маленьким.

Время – верный помощник, если им правильно распоряжаться. Умение распоряжаться временем наряду с правильным руководством выступает фактором, который предопределяет успех или неудачу. Вот четыре основных блока для дальнейшего развития:

  • умение работать с целями;

  • правильное определение приоритетов;

  • знание инструментов планирования;

  • наработка привычек.

Управлять временем просто. Надо лишь изменить методы своей работы и эффективно использовать высвободившееся в итоге время. Только и всего.Большинство из нас не задумываются об организации повседневных дел и беспорядочно тратят на них силы и время.11

Для того чтобы помочь людям в решении сложных проблем организации своего времени, и существует так называемый «тайм-менеджмент» – искусство управления временем. Большинство мало знакомых с тайм-менеджментом людей представляет его себе как систему планирования и структурирования времени по принципу: чем больше порядка, тем лучше результаты. Это не совсем так. Планирование, конечно, неотъемлемая и очень важная часть управления временем, но это не единственный метод, предлагаемый современным тайм-менеджментом. И, используя его, не стоит забывать обо всех остальных способах, без которых это самое структурирование вряд ли окажется эффективным.12 Сегодня организация времени рассматривается в тесной связи с жизненной позицией личности как инструмент для максимальной реализации персонального потенциала в соответствии с жизненными ценностями, мировоззрением и мироощущением человека. Рассматривается миссия человека как предпосылка для формирования целей, цели – как предмет для оснащения критериями, ценности – как основа для приоритетов и жажда саморазвития – как основной мотиватор.13

Но не все методы управления временем – новинка. Некоторые методы – это отголоски хорошо забытых советских приемов. Они используются не только при управлении временем сотрудников, но и для иных целей. К таким относится «фотография рабочего места», когда отслеживается время, которое необходимо сотруднику для совершения той или иной операции. Обычно эти методы применяются в головных офисах структур, разрабатывающих стандарты качества обслуживания клиентов.14

Глава II. Принципы тайм-менеджмента для школьника

2.1. Принципы и подходы тайм-менеджмента

Тайм-менеджмент воспитывает у детей следующие качества: самостоятельность, ответственность, целеполагание, рефлексия. Опыт по развитию интеллектуальной и волевой сферы. Все это неразрывно связано с умением организовывать свою деятельность и время.

Правильное управление своим временем помогает ребенку в процессе социализации. Социализация – процесс становления личности, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т. е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участие в труде, общественной жизни. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придется столкнуться в дальнейшей жизни.

Как и любая наука, тайм-менеджемент имеет свои законы, принципы и подходы:

Закон Парето(принцип 80/20)15 говорит нам о том, что 80% результата достигается путем 20% наших усилий, а 80% наших усилий дает нам только 20% результата. Так почему же не сосредоточить наше внимание только на этих наиболее важных нам 80%? Закон справедлив в отношении множества ситуаций. Знание этого факта позволяет при рассмотрении списка дел выделить те 20%, которые дают максимальный результат и поэтому требуют особого внимания. Ясные цели помогут определиться с приоритетами. Все дела, которые помогают нам достичь поставленных целей, необходимо рассматривать как приоритеты высшего порядка. Они-то и должны составлять содержание наиболее продуктивных 20% работы. Необходимо приложить к их выполнению максимум усилий.

Также немаловажным в тайм-менеджменте является закон Паркинсона.16 В 1958 году С.Н.Паркинсон сформулировал тезис о том, что работа имеет особенность растягиваться на все время, отпущенное на ее исполнение.

Анализ методом критического пути предполагает анализ всех этапов комплексного процесса, выяснения характера взаимодействия этапов и времени каждого из них. Далее выясняется оптимальный порядок прохождения этапов за наиболее короткое суммарное время, то есть собственно «критический путь». Критический путь вычерчивается на схеме с использованием частично перекрывающихся линий, и рисунок реального развития процесса может отслеживаться путем сопоставления его параметров со схемой.

Альтернативная стоимость времени – это стоимость тех благ, которые мы могли бы получить в единицу времени, но от которых отказались или намеревались отказаться, потратив эту единицу времени еще на что-то. Концепция альтернативной стоимости особенно полезна при расстановке приоритетов.

В настоящее время очень актуально планирование времени через приоритеты – технология планирования, заключающаяся в составлении списка дел на период и упорядочении их по приоритетам в порядке убывания с целью последующего выполнения. Делается это для того, чтобы обеспечить полезность всех последующих дел относительно той или иной цели или задачи. Какие-то из приоритетов окажутся более важными, другие - менее, а потому их пронумеруют по степени значимости. Ранжирование задач по важности и срочности. Деление целей на коротко-, средне-, и долгосрочные. Зарождается концепция ежедневного планирования, которое видеться в деловых блокнотах, но уже сложнее: сначала записывается перечень задач. А затем они распределяются к выполнению в соответствии со степенью важности и срочности.17

Большое внимание уделяется также психологическим особенностям организации времени каждой отдельной личностью. Это и особенности характера, и особенности восприятия мира (в том числе и времени). Возникло важное понятие «линии времени», открытое нейропсихологами. Такой качественный скачок требует более глубокого познания себя, высокой самодисциплины и настойчивости.

Два основных типа линий времени впервые описал Т.Джеймс. Он обнаружил, что между данными вариантами временной организации существует очень большая разница, весьма существенно определяющая жизнь и судьбу человека.

У людей со сквозной линией времени представления о времени действительно линейны и последовательны, причем, в силу ее местоположения как бы «неподалеку», они оказываются в состоянии, воспринимать «цепочки» и последовательности событий в продвижении из прошлого в настоящее. В результате они легко придерживаются расписаний, точны, приходят в назначенное время и требуют такой же точности от других. Подобные субъекты превалируют в мире бизнеса.

Люди с включенным временем, наоборот, часто оказываются не в состоянии толком различить прошлое, настоящее и будущее, поскольку в силу того, что линия времени проходит как бы через их голову, они все время находятся в настоящем, в постоянном «здесь и теперь». В результате точное время встречи и сроки исполнения того или иного дела для них лишь относительное значение, при этом, поскольку они находятся внутри своей линии,их воспоминания, а иногда и будущие представления оказываются ассоциированными. Такие люди весьма нелегки для бизнеса – и как собственно бизнесмены.18

Не нужно забывать и о поглотителях времени. Поглотители времени – это различного рода препятствия, затрудняющие, а иногда даже делающие невозможным дальнейшее выполнение работы. К ним можно отнести отсутствие продуманных планов, попытки много сделать за один раз, чрезмерное стремление к совершенству, откладывание, нерешительность, спешку, неумение говорить «нет», визиты случайных гостей и многое другое.Человек начинает нервничать, перескакивать с одной работы на другую, отвлекаться на запланированные ранее планы. Тайм-менеджмент позволяет научиться сокращать до минимума или вообще избегать подобных затрат времени.

Однако, кажется, что тайм-менеджмент – это задача совсем не детского возраста, что к ней надо обращаться в подростковом, юношеском возрасте, когда ребенок станет более осознанным. Дети, дескать, и без тайм-менеджмента могут обойтись. Но мы видим, что и в младшем школьном возрасте встает вопрос об обучении детей навыкам управления временем в связи с тем, что дети реально нуждаются в подобных навыках – в подростковом возрасте может быть уже поздно учить ребенка планировать время на приготовление уроков, на организацию полезной деятельности, на отдых: ребенок привыкнет к тому образу жизни, который у него был.

Конечно, можно менять привычки и в подростковом возрасте, но легче всего начинать работу над этим с младшего школьного возраста, объявив войну врагам потерянного времени, которые были выявлены.

Важно отметить, что вопросы, связанные с управлением временем, поднимаются педагогами, когда они с детьми работают над поговорками типа «Сделай дело, гуляй смело», или когда учат уроки с детьми на продленке, или на тематическом родительском собрании. Затрагивают эти моменты и родители, занимаясь воспитанием ребенка в семье, выполняя с ребенком уроки или стараясь приучить его к порядку.19 Однако вся эта работа по обучению ребенка умениям управления временем протекает стихийно и как бы между прочим, опираясь в большей степени на собственный жизненный опыт родителей и педагогов. Стихийность связана с тем, что в школе отсутствует курс, где бы школьники могли приобрести и обобщить соответствующие навыки, а родители освоить технологии формирования таких умений.20

Методы должны:

  • Быть активными и практикоориентированными – без действий, проживания конкретных ситуаций, проб сложно что-то актуализировать, тем более, если речь идет о совместной деятельности, решении проблем, взаимодействии. Без самостоятельного открытия знаний, способов, проживания ситуаций школьникам трудно будет присвоить знание и сделать его своим.

  • Быть событийными – они должны создавать события – значимые, важные для детей, которые лежат в основе изменений.

  • Быть рефлексивными и одновременно личностно значимыми – без осмысления своих действий, действий других невозможно говорить о каком-либо развитии и изменении. Однако, психология человека такова, что нам хочется, чтобы все изменения происходили сами по себе, без затрат и усилий. Поэтому многие упражнения, связанные с рефлексией и необходимостью изменений, не очень-то желанны, если их «давать в лоб». Такие упражнения хорошо идут либо в игровом контексте, либо когда «отступать уже некуда», т.е. когда ребенок осознал необходимость изменений.

  • Ставить ребенка в активную позицию и поощрять ее.

  • Создавать ситуации проектирования дальнейших событий и реализации задуманных проектов – стимулировать саморазвитие.

  • Отвечать потребностям и интересам детей.

Этапы реализации деятельностного подхода:

  1. Постановка задачи. Совместное открытие нового начинается с постановки перед школьниками задачи, которую необходимо решить.

  2. Совместное открытие нового знания. Школьники и педагоги ищут пути преодоления затруднения и в результате получают новые знания.

  3. Закрепление и обобщение нового материала в разных формах, которые предполагают активную позицию ребенка.

Методы и приемы:21

  • Погружение

  • Проектная деятельность

  • Мозговой штурм и групповая дискуссия

  • Театрализованная деятельность

  • Игровая деятельность

  • Беседа

  • Эксперимент

  • Групповая совместная деятельность

  • Анализ ситуаций и их изменение

  • Создание историй

Также в программу включены приемы, которые являются специфическими для тайм-менеджмента:

  • анализ количества потерянного времени с помощью «календарика-пинарика» и листа-хронометража;

  • планирование дня, фиксация в виде плана и его проживание с использованием золотых правил управления времени; ведение ежедневника;

  • оценка выполнения запланированного и фиксация итогов.

2.2. Специфические инструменты для управления временем

Одним из инструментов, помогающим рациональному управлению временем, является «календарик-пинарик».

  • КАЛЕНДАРИК-ПИНАРИК представляет собой табличный календарь, где дополнительно к датам и дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час (см. приложение №1).

Идея инструмента:

«Календарик-пинарик» ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван показать школьнику то, сколько времени он тратит впустую, а также мотивировать его на более полезное использование времени. Использование «календарика-пинарика» в работе со школьниками показало, что количество потерянных часов сокращается. Кроме того, дети отмечают, что стали бережнее относиться ко времени.

Это достигается за счет следующих эффектов:

  • Школьник наглядно видит, сколько времени он потратил впустую, и это заставляет его задуматься. Получая в конце недели пугающую цифру о потерянных часах, в частности, были случаи, когда 41 час ребенок потратил впустую, которые можно было бы потратить с пользой, у многих детей наступает прорыв, и они начинают по-другому относиться ко времени.

  • Учащийся собственноручно отмечает потерянные часы цветом, что дополнительно показывает ребенку, что именно от него зависит количество потраченного впустую времени. Кроме того, здесь срабатывает и желание ребенка «быть идеальным», что выражается в том, что ребенку хочется зачеркнуть как можно меньше квадратиков.

  • Календарик постоянно находится у ребенка перед глазами, ребенок постоянно видит и осознает, что ему надо будет его раскрасить – в данной ситуации календарик выступает своеобразным вынесенным контролем, некой напоминалкой, которая ежеминутно сигнализирует о нежелательности траты времени впустую.

Принцип действия календарика таков: ежедневно учащийся отмечает то время, которое он потратил впустую, цветным карандашом (ручкой). Фиксация идет по часам. Например, ребенок с 15.00 до 22.00 играл в компьютер, хотя ему было позволено играть в течение часа, а остальное время он должен был учить уроки и убираться по дому. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяется цветом. Час с 15.00 до 16.00 идет как время отдыха и относится к полезному времени (ребенку в качестве отдыха положен час компьютера в данном примере). При этом календарик все время находится вместе с ребенком и ставится на самое видное место.

После того, как день прожит, подсчитывается общее количество потраченного впустую времени, и цифра записывается в колонке «Итоги».

По итогам недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую за неделю.

Наряду с «календариком-пинариком», для анализа количества потерянного времени и мотивирования ребенка на более рациональное использование времени также есть прием «Хронометраж».

  • ХРОНОМЕТРАЖ – это также инструмент для анализа количества потерянного времени.

Хронометраж реализуется в виде 2 последовательных этапов:

1. Фиксация всех событий, которые имели место быть у ребенка от подъема до отбоя. Ребенку предлагается записывать в течение одного-двух дней все мероприятия, которые имели место быть, начиная с подъема и кончая отходом ко сну в той же последовательности, как они происходили. Ребенок просто записывает все, что он делает, или с ним происходит.

2.Совместный с ребенком анализ листа зафиксированных событий. В отличие от «календарика-пинарика» анализ работы с хронометражем позволяет выявить как количество потерянных часов впустую, так и определить, на что конкретно ребенок потратил время.

Вместе с тем, хронометраж более труден для выполнения, и его нецелесообразно проводить более 1-2 раз, потому что интерес падает. Обычно рекомендуется ребенку зафиксировать 2 свои дня – один рабочий день, а другой выходной, т.к. по содержательному наполнению эти дни отличаются.

  • ПЛАН НА ДЕНЬ

План на день – еще один удобный инструмент в управлении временем, но к которому младшие школьники прибегают нечасто.

Работа со школьниками в рамках планирования дня позволила выявить следующие негативные особенности планирования времени младшими школьниками:

  • К планированию чаще всего прибегают школьники, которые занимаются в разных секциях для того, чтобы успеть все. Школьники, не посещающие дополнительные образовательные учреждения, реже обращаются к планированию.

  • Дети склонны просто наполнять свой день мероприятиями – им больше свойственно просто придумывать мероприятия под время, а не планировать время под заранее продуманные дела.

  • Дети не склонны включать в свой план полезные дела по дому.

Для того, чтобы школьники научились более рационально управлять своим временем, необходимо использовать такой инструмент тайм-менеджмента как «План на день».

План на день – инструмент планирования времени и фиксации выполнения запланированных мероприятий.

Работа с планом учит:

  • Планировать время и рационально им управлять;

  • Контролировать и оценивать результаты;

  • Анализировать происходящее, выбирать наиболее важные мероприятия и планировать время для их реализации;

  • Выполнять ту работу, которая является необходимой, но не всегда интересной (например, уборка по дому и т.д.).

Анализируя выявленные особенности планирования и проектируя коррекционно-развивающие действия, я пришла к следующим этапам организации работы ребенка с планом на день. На мой взгляд, предложенные ниже этапы в максимальной степени позволяют достичь коррекционно-развивающие эффекты.

  •  
    1. Осмысление и планирование предстоящих событий

Важно, чтобы работа по планированию дня начиналась с осмысления того, что ребенку предстоит завтра-послезавтра: какие мероприятия предвидятся, какие планы в отношении него у родителей. При этом ребенок должен наметить мероприятия из серии «Учебные дела», «Полезные дела», «Дела из области свободного времени».

Для того чтобы дети обратили внимание на полезные дела, необходимо, чтобы ребенок включал их в план в обязательном порядке. Желательно сразу ввести для ребенка правило «Съесть лягушку» – делать каждый день дела полезные, но не очень интересные. Таким образом, в плане на день у ребенка должны быть отражены учебные дела, полезные дела и дела из области свободного времени.

Если ребенок работает над преодолением какой-то проблемы или выработки определенного навыка по системе «кнута и пряника», например, ребенок учится хорошо себя вести, то это тоже должно найти отражение в плане на день.

  •  
    1. Выявление наиболее важных дел. После того, как ребенок очертил круг мероприятий, важно чтобы он отметил для себя наиболее важные мероприятия, которые необходимо сделать в первую очередь.

    2. Планирование порядка и времени выполнения того или иного дела. Ребенку целесообразно прикинуть порядок и время выполнения намеченного. Важно, чтобы главные дела стояли в плане в числе первых, а не откладывались на потом.

    3. Фиксация планируемых мероприятий и времени их выполнения в плане на день.

    4. Фиксация ребенком факта выполнения и невыполнения мероприятий. В плане есть отдельная колонка, где ребенок фиксирует значком степень выполнения запланированного.

    5. Анализ выполненных и невыполненных мероприятий. Анализ причин невыполнения задуманного и планирование мероприятий по коррекции возникших трудностей.

    6. Составление плана на новый день с учетом возникших трудностей предыдущего дня (см. приложение №2).

Глава III. Режим дня школьника: теория и реальность

  1.  
    1. Принципы правильного режима дня школьника

Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:22

1. Правильное чередование труда и отдыха;

2. Регулярный прием пищи;

3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну;

4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур;

5. Определенное время для приготовления домашних заданий;

6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.

Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома. Но для всестороннего развития детей очень важно также приучать их к физическому труду. При этом дети приобретают не только трудовые навыки, но и получают физическую закалку, укрепляют свое здоровье. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника.

Для школьников младшего, среднего и старшего возраста, исходя из возрастных особенностей их центральной нервной системы, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2 – 2 часа, средних классов – 2 – 3 часа, старших классов – 4 часа.

При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными; сколько-нибудь заметных признаков утомления не отмечается.

Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.

Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше, чем с 16 – 17 часов. Для учащихся второй смены на подготовку домашних заданий следует отвести время, начиная с 8 – 8 1/2 часов утра; нельзя допускать, чтобы они готовили уроки вечером после возвращения из школы, так как работоспособность к концу дня понижается.

При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.

Часто дети тратят много времени на приготовление домашних заданий потому, что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу, не создают для этой работы такие условия, которые позволяли бы сосредоточиться и работать без отвлечения внимания. Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а, кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться во время работы посторонними делами. Бывает и так, что родители во время приготовления ребенком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой «дверь» и т. д. Это недопустимо. Надо создать для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени.23

Каждый школьник нуждается в определенном, постоянном месте за общим или специальным столом для выполнения домашних уроков, так как в одной и той же постоянной обстановке быстрее сосредоточивается внимание на учебном материале, а следовательно, успешнее идет его усвоение. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться со своими пособиями. Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащегося, в противном случае происходит быстрое утомление мышц, ребенок не может сохранять правильную позу за столом во время выполнения заданий. Длительное сидение в неправильной позе влечет за собой искривление позвоночника, появление сутулости, впалой груди, неправильное развитие органов грудной клетки.

Для роста и развития организма ребенка необходим чистый, свежий воздух. Большое значение он имеет для повышения умственной работоспособности, улучшения работы мозга и сохранения бодрости. Поэтому перед занятиями, а также во время 10-минутных перерывов нужно проветривать комнату, а в теплое время года следует заниматься при открытой форточке или при открытом окне. Другим важным условием для занятий является достаточное освещение рабочего места, как естественное, так и искусственное, так как выполнение домашних заданий (чтение, письмо) связано с большим напряжением зрения. Свет из окна или от лампы должен падать на учебники (тетради) слева от сидящего ученика, чтобы не падала тень от руки (для правшей).

Выполнение всех перечисленных условий способствует сохранению высокой работоспособности.

Родители должны поощрять желание школьников среднего и старшего возраста заниматься спортом в одной из спортивных секций при школах или при юношеских спортивных школах. Эти занятия делают школьника крепким, выносливым и оказывают положительное влияние на его работоспособность и успеваемость.

Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков, а учащимся второй смены – после приготовления домашних уроков до ухода в школу. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3 – 3 1/2 часов, для старших – не менее 2 – 2 1/2 часов.Подвижным играм, спортивным развлечениям на воздухе следует уделять больше времени в выходные дни, сочетая их с прогулками за город, в лес, с экскурсиями.

В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности, такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 – 1 1/2 часа, а старшим – 1 1/2 – 2 1/2 часа.24

Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Некоторые родители совсем не привлекают детей к работам по обслуживанию семьи и даже к обслуживанию самого себя. Этим они допускают большую ошибку.

Для правильного роста и развития ребенка необходимо достаточно калорийное питание, полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.25

Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время – через 3 – 4 часа (4 – 5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи.

День школьника должен завершаться вечерним туалетом и последующим сном. На вечерний туалет отводится не более 30 минут.

К вечеру, после напряженных часов бодрствования и восприятия множества раздражений из внешнего мира, в коре головного мозга быстрее возникает тормозной процесс, который легко распространяется на другие участки нервной системы, обусловливая сон.

Это торможение называют охранительным, так как оно охраняет нервную систему от чрезмерной работы, от истощения. Как уже говорилось, чем младше ребенок, тем его нервная система обладает меньшей выносливостью к внешним раздражителям и тем больше его потребность во сне.

Так, общая продолжительность сна для 7-летних школьников должна составлять 12 часов в сутки, из которых один час лучше отводить на послеобеденный сон. Продолжительность сна для детей 8 – 9 лет составляет 10 ½ – 11 часов, для 10 – 11 лет – 10 часов, для 12 – 15 лет – 9 часов и для учащихся старшего возраста – 9 – 8 1/2 часов.

Одним из основных условий сохранения глубины сна детей является сон в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не выше 16-18.

Это то, что должно быть в теории. А что на самом деле?

3.2. Проведенные исследования

Для того чтобы выяснить, насколько школьники правильно организуют свое время и вообще задумываются о режиме дня, я провела опрос среди учеников 4 «В» класса МАОУ «Гимназии №87» города Саратова в количестве 10 учеников возраста 9 – 11 лет о том, как они проводят свой день (результаты опроса в приложении №3). Как мы видим, ученики не владеют в достаточной степени умениями управлять временем, что не позволяет им с успехом временем распоряжаться. На основе ответов учащихся я составила диаграмму, типичную для учащихся 4 «В» класса. Вместе с тем, умения тайм-менеджмента являются одними из основных и в обучении в школе, и во взрослой жизни. Когда мы тратим время впустую, мы вместе с ним теряем тот стержень, который позволяет нам конструктивно управлять собственной деятельностью и жизнью в целом.

Так как же можно изменить данную ситуацию? Я решила провести курс лекций по тайм-менеджменту для школьников и посмотреть, как изменятся показатели. Мною были использованы методики, описанные выше. Результат не заставил себя ждать. Ученики придерживались простых правил и эффективность их деятельности выросла в несколько раз. Школьники стали более свободными, у них появилось время, чтобы гулять, заниматься любимым делом, посещать секции и дополнительные занятия, кружки, даже есть четкое время для игр и просмотра телевизора (результаты изменений в приложении №4).

Также я провела опрос и среди учеников 7 «Б» класса МАОУ «Гимназия №87»города Саратова в количестве 15 человек возраста 14 – 16 лет (результаты опроса в приложении №5). Из исследования видно, что многие ученики не могут правильно распределять свое время в течение дня. Хотя некоторые и более эффективно используют свое время, чем их одноклассники, потеря времени все равно происходит по понятным причинам. Для того, чтобы изменить такую ситуацию, я решила поработать с учащимися индивидуально и посмотреть на результаты. И вновь через 2 недели мы обнаружили положительный результат. Учащиеся с интересом соблюдали мои советы по управлению временем и добились впечатляющих результатов (результаты повторного опроса в приложении №6).

Но есть ли тайм-менеджмент у учеников 11 класса? Я решила провести опроссреди учеников 11 «Б» класса возраста 16 – 18 лет МАОУ «Гимназия №87» города Саратова и выяснить, как выпускники распределяют свое время в течение суток. Как оказалось, многие выпускники довольно не плохо умеют работать со временем, но все же есть те, кто не умеет этого делать (результаты в приложении №7). Проведя опрос, я нашла типичных представителей выпускников по распределению своего времени. Таких типичных представителей среди ответов оказалось 3 (результаты в приложении №7). Выпускникам я задавала несколько вопросов:

  1. Знаешь ли ты что такое тайм-менеджмент? У тебя есть режим дня? Как ты организуешь свое время в течение дня?

  2. Устраивает ли тебя твое распределение времени в течение дня? Все ли ты успеваешь?

  3. Как ты думаешь, где именно ты тратишь свое время, на каких вещах?

  4. Что ты можешь сделать и как изменить ситуацию? Готов ли ты поменять свой режим дня и начать управлять своим временем?

И здесь я провела курс лекций по тайм-менеджменту и через 2 недели повторно провела опрос учащихся. Эффективность всех школьников выросла в 1,5 – 2 раза. Учащиеся стали более точно и наглядно представлять свое время, умело распоряжаться им (результаты в приложении №8). Респондентам задавались следующие вопросы:

  1. Что изменилось в твоем режиме дня? Какие положительные и отрицательные стороны проявились?

  2. Устраивает ли теперь тебя распределение времени в течение дня? Стал ли ты больше успевать?

  3. Проанализировав свои «поглотители времени» стал ли ты избегать их? Как ты с ними справляешься?

  4. Что ты собираешься в дальнейшем делать со своим режимом дня?

  5. Понравился ли тебе социологический эксперимент «тайм-менеджмент школьника»? Что для тебя показалось интересным, познавательным?

На конец эксперимента типичных представителей среди ответов опять оказалось 3. Ответы выпускников оказались довольно схожи (результаты в приложении №8).

Таким образом, после проведенных мной курса лекций в 4, 8 и 11 классах я каждому ученику раздала памятку-алгоритм по тайм-менеджменту. Она очень эффективна при работе и правильному распределению своего времени. Так ученики смогут всегда иметь возможность заглянуть в нее и придерживаться простых и очень полезных правил (памятка-алгоритм в приложении №9).

Заключение

Таким образом, мы выяснили, что необходимо обучать школьников управлению временем уже с 1 класса. Именно в младшем школьном возрасте учащиеся наиболее удачно воспринимают информацию об управлении временем. Они расценивают свою новую деятельность как игру и активно в ней участвуют. В подростковом возрасте ребенка труднее приучить к определенному режиму, так как уже сформировался некий поведенческий стереотип. Итак, тайм-менеджмент:

  1. учит детей правильному чередованию труда и отдыха;

  2. рациональному планированию предстоящих событий и наиболее важных дел;

  3. распределению времени на выполнение того или иного дела;

  4. контролированию и оцениванию своих результатов, эффективному анализу своей деятельности;

  5. составлению каждодневного плана и учета времени;

  6. создает умение работать с целями;

  7. вырабатывает привычки, которые так необходимы при применении законов тайм-менеджмента.

В итоге, тайм-менеджмент воспитывает у детей следующие качества: самостоятельность, ответственность, целеполагание, рефлексия. Опыт по развитию интеллектуальной и волевой сферы. Все это неразрывно связано с умением организовывать свою деятельность и время.

Сегодня организация времени рассматривается в тесной связи с жизненной позицией личности как инструмент для максимальной реализации персонального потенциала в соответствии с жизненными ценностями, мировоззрением и мироощущением человека. Рассматривается миссия человека как предпосылка для формирования целей, цели – как предмет для оснащения критериями, ценности – как основа для приоритетов и жажда саморазвития – как основной мотиватор.

Результатом системного управления временем являются:

  • Понимание, что является важным для достижения поставленных целей;

  • Достижение своих целей быстрее. Жизнь наполняется новым смыслом и удовлетворением;

  • Объективно существует четкий и ясный план работы и не менее четкий график работы;

  • Человек становится более организованным, сокращается расход времени на пустяки и отвлекающие дела;

  • Ученик сможет лучше сосредоточиться на наиболее важных вопросах, повысится результативность принимаемых им решений;

  • Учащийся будет достигать большего за меньшее время, а сэкономленное время сможет использовать для достижения других целей;

  • Поскольку сами ученики будут хорошо организованы, им будет проще и приятнее работать с учителями;

  • У школьников появится больше простора для творчества, поскольку они высвободят для этого достаточно времени;

  • У учащихся просто появится больше свободного времени для себя.

Теперь мы с вами наглядно убедились, как важно и необходимо для людей, в частности, школьников, придерживаться основ тайм-менеджмента в жизни.

Список литературы

  1. Аллен Д. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 386 с.

  2. Аристотель. Физика. Сочинения. – М.: Академкнига, 2013. – 173 с.

  3. Архангельский Г. Корпоративный тайм-менеджмент: энциклопедия решений. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 160 с.

  4. Архангельский Г. Тайм-драйв: как успевать жить и работать. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 272 с.

  5. Блюмин И.Г. Теория Парето. Критика буржуазной политической экономии: в 3 томах. – М.: АН СССР, 1962.

  6. Боровская Э. Здоровое питание школьника. – М.: Эксмо, 2010.

  7. Владимиров В.Франклин. – М.: Журнально-газетное объединение, 1934. – 224 с.

  8. Кар Т.Л. О природе вещей. – М.: АН СССР, 1958. – 260 с.

  9. Кобзарев И.Ю. Ньютон и его время. – М.: Знание, 1978.

  10. Кови С. Главное внимание главным вещам. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 328 с.

  11. Крутецкая В. Правила успеваемости и режим дня школьника. – М.: Литера, 2013. – 64 с.

  12. Кузнецов Б.Г. Ньютон. – М.: Мысль, 1982. – 175 с.

  13. Лакейн А. Искусство успевать. – М.: ФАИР, 1995. – 240 с.

  14. Лидс Р. Полный порядок. Понедельный план борьбы с хаосом на работе, дома и в голове. – М.: Юнайтед Пресс, 2010. – 272 с.

  15. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. – М.: Прогресс, 1989.

  16. Тейлор Ф.У.Принципы научного менеджмента. – М.: Контроллинг, 1991. – 104 с.

  17. Уитроу Дж. Естественная философия времени. – М.: Прогресс, 1964. – 431 с.

  18. Феррис Т. Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе «от звонка до звонка», жить где угодно и богатеть. – М.: Добрая книга, 2014. – 424 с.

  19. Шина И.С. Эффективное восприятие времени. Управление развитием персонала. – М.: Гребенников, 2005. – 18 с.

  20. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

  21. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2004. – 384 с.

  22. Эльконин Д.Б. Психология развития и возрастная психология. – Юрайт-Издат, 2012. – 567 с.

Приложение №1

«Календарик-пинарик»

Приложение №2

Примерный план на день учащегося:

ПЛАН НА ДЕНЬ

время

занятость

отметка о выполнении

8.00-13.00

уроки в школе

+

15.00-16.00

игра на компьютере

+

16.00-18.00

приготовление уроков(!!!)

+

18.00-19.00

мытье посуды(!!!)

-

19.00-20.00

прогулка с братом

-

21.00-22.00

сборка модели

+

Приложение №3

Вот что говорят наши дети по поводу управления временем:

  1. Леша Ищенко:«Свои выходные я провожу так: можно спать до одиннадцати, потом телевизор смотреть часами, затем компьютер до ночи».

  2. Матвей Жуков: «Мой день примерно такой: утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом опять ем, вновь телевизор и вновь прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка».

  3. Данил Веселый: «А вот это мой учебный день: я люблю много гулять, а уроки – к ним я приступаю, когда мама на меня наорет».

  4. Арина Морозова: «Я всегда тяну время, когда надо делать что-то по дому».

  5. Ангелина Колчева: «Меня сильно отвлекает телевизор – я и хочу делать уроки, но не могу от него оторваться».

  6. Маша Макарова: «Я уроки начинаю делать в 20:30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы».

  7. Маша Вавина: «Я долго настраиваюсь на выполнение чего-либо: вначале чаю попью, с кошкой поиграю, телик посмотрю. А потом уже и за полезные дела».

  8. Саша Тузлуков: «Я делаю уроки иногда по 5 часов до 22:00 вечера».

  9. Катя Миронова: «Когда я прихожу со школы я смотрю мультики до вечера, а потом, когда папа ругается начинаю учить уроки».

  10. Женя Иванов: «После школы у меня секция дзюдо, потом я прихожу домой и сплю, а вечером до 22:30 учу уроки».

Это одни из немногих ответов школьников по поводу распределения своего времени в течение дня.

Вывод: школьники не умеют правильно распределять свое время. Им необходимо оказать помощь в правильном составлении режима дня.

Приложение №4

После проведенных мной ряда лекций ожидания оправдались. Через 2 недели школьники более умело стали распределять свое время в течение дня.

Вот что они говорят:

  1. Леша Ищенко: «Я теперь встаю в 9, с утра делаю уроки, и потом могу смотреть телевизор и играть в планшет, даже остается свободное время».

  2. Матвей Жуков: «У меня теперь распределено время прогулок, учения уроков, игр и еды».

  3. Данил Веселый: «Я все равно много гуляю, но уроки успеваю делать все, даже мама перестала кричать».

  4. Арина Морозова: «У меня появилось свободное время, потому что я тянучие дела делаю сразу».

  5. Ангелина Колчева: «Я попросила бабушку выключать мне телевизор, чтобы я смогла сосредоточиться и уже начать делать уроки. Теперь я делаю домашку за 2 часа».

  6. Маша Макарова: «Да, я играю в куклы, но стараюсь это сделать после выполнения всех уроков, а если закончу поздно учить уроки, то даже уже не хочется в них играть».

  7. Маша Вавина: «Теперь все полезные дела делаю сразу, и у меня остается время поиграть с кошкой и телек посмотреть, а после школы я хожу теперь в кружок рисования».

  8. Саша Тузлуков: «Раньше я постоянно отвлекался, а теперь понял, что нужно сосредоточиться, и делаю уроки в 2 раза быстрее, даже спать ложусь в 22:00».

  9. Катя Миронова: «Когда папа и мама увидели, что я успеваю выучить уроки и до вечера сама, они мне предложили ходить на танцы, теперь я хожу на танцы и мне это очень нравится».

  10. Женя Иванов: «У меня теперь правильный режим сна и отдыха, после дзюдо я делаю все уроки, и даже раньше ложусь спать».

Вывод: мы с вами убедились, что эффективность школьников намного улучшилась. Школьники стали гораздо лучше работать со своим временем. Они научились правильно распределять время в течение суток.

Приложение №5

Вот что говорят учащиеся 7 «Б» класса:

  1. Даша Усолец: «Мне очень часто не хватает времени, чтобы качественно подготовить все уроки».

  2. Кристина Смирнова: «Я – отличница и мне нужно успевать сделать все уроки, и поэтому я допоздна делаю домашние задания и не высыпаюсь».

  3. Женя Муравьев: «Я занимаюсь футболом и мне бывает некогда гулять или учить уроки».

  4. Настя Борзова: «Мой режим дня меня вроде устраивает, но у меня нет времени на прогулки».

  5. Данил Зверев: «Очень часто я не успеваю выучить все уроки, потому что устаю, а устаю, потому что ложусь поздно и встаю рано».

  6. Никита Матроскин: «Когда я учился еще в начальной школе, мои родители помогли мне с правильным режимом дня, и сейчас мне хватает времени, чтобы заниматься спортом и хорошо учиться в школе».

  7. Вика Каткова: «Я постоянно не высыпаюсь, какой режим дня?».

  8. Инесса Волкова: «У меня плотный режим дня, который мне составила мама, даже в Интернете могу «посидеть».

  9. Денис Долгушин: «Я занимаюсь в музыкальной школе и мне часто не хватает времени, чтобы подготовить домашние задания и в музыкальную школу».

  10. Данил Молчанов: «Я много времени сижу в Интернете, и не знаю как оторваться, как меньше времени на него тратить».

  11. Даша Гаврилова: «Мне постоянно не хватает времени и я не знаю, что с этим делать».

  12. Юля Нестерова: «Я раньше пыталась себе составить план на день, но никогда не получалось его выполнять».

  13. Маша Иванова: «Из-за того, что я быстро утомляюсь, я часто болею, мне определенно нужно составить правильный режим дня, но я не знаю как».

  14. Инна Душевина: «У меня получается соблюдать режим дня, но очень это сложно, может есть выход сделать что-то?».

  15. Максим Текчев: «У меня в голове есть определенные мысли по поводу «что нужно сделать», но четкого плана нет».

Это одни из немногих ответов школьников по поводу распределения своего времени в течение дня.

Вывод: школьники испытывают трудности с составлением своего плана на день и распределением времени в течение дня.

Приложение №6

После проведенных мной ряда лекций ожидания оправдались. Через 2 недели школьники более умело стали распределять свое время в течение дня.Вот что они говорят:

  1. Даша Усолец: «У меня есть время и теперь даже остается».

  2. Кристина Смирнова: «Моя успеваемость в школе улучшилась, я стала высыпаться».

  3. Женя Муравьев: «Теперь я успеваю при всех моих нагрузках гулять и бывать на свежем воздухе».

  4. Настя Борзова: «Я теперь знаю, как важны прогулки, мне стало легче даже засыпать».

  5. Данил Зверев: «Я составил себе режим отдыха и сна, и сразу увидел положительные для меня результаты».

  6. Никита Матроскин: «Мне понравилось участвовать в этом проекте и я многое взял для себя».

  7. Вика Каткова: «Самое главное, что у меня появился режим дня, и он работает. Тайм-менеджмент помог мне не терять время зря».

  8. Инесса Волкова: «Теперь я сама составляю себе режим дня и даже удачно».

  9. Денис Долгушин: «Мои показатели успеваемости в музыкальной школе улучшились, потому что я нашел время для делания домашних заданий».

  10. Данил Молчанов: «Я стал меньше времени тратить на Интернет, ведь можно пойти погулять или пообщаться с друзьями».

  11. Даша Гаврилова: «Как ни странно, но я почувствовала перемены сразу, как только стало получаться соблюдать режим дня».

  12. Юля Нестерова: «Сначала у меня не получалось придерживаться режима, но спустя несколько дней, у меня все же получилось».

  13. Маша Иванова: «Конечно, рано говорить как повлиял режим дня на мое здоровье полностью, но я определенно чувствую себя лучше».

  14. Инна Душевина: «Тайм-менеджмент определенно для меня».

  15. Максим Текчев: «Тайм-менеджмент помог мне правильно поставить приоритеты, теперь я многое успеваю».

Вывод: мы с вами еще раз убедились, что эффективность школьников после ознакомления с основами тайм-менеджмента выросла. Повторная диагностика показала, что учащиеся научились правильно распределять свое время в течение дня, ставить приоритеты. Научились находить «потерянное время». Многие теперь постоянно составляют планы на день и контролируют время.

Приложение №7

3 типичных представителя ответов среди выпускников на начало эксперимента:

Представитель №1:

  1. Да, я знаю, что такое тайм-менеджмент. У меня нет четкого режима дня, но примерный план дел на день есть.

  2. Я успеваю сделать многое, но мое распределение времени меня не устраивает.

  3. Мне кажется, я очень много времени трачу в Интернете.

  4. Я готов на изменения в своем режиме дня, думаю, я ничего не потеряю.

Представитель №2:

  1. Я не знаю про тайм-менеджмент ничего. У меня нет своего режима дня, но когда-то пытался что-то соблюдать. Соответственно, ничего не организую систематично, но иногда приходится планировать дела, это выходит стихийно.

  2. Меня совершенно не устраивает мое распределение времени. Я знаю, что могу лучше. Я знаю, что стоит попробовать придерживаться режима.

  3. Может я много времени отвлекаюсь на что-то или может еще где-то трачу время.

  4. Я готов прослушать курс лекций по тайм-менеджменту и надеюсь, что он мне поможет. Я хочу выстроить свой режим дня, необходимо.

Представитель №3:

  1. Я сам термин «тайм-менеджмент» слышу первый раз, но точно могу сказать, что режим дня у меня есть, без него никак в 11 классе.

  2. Бывает, когда что-то не успеваю сделать, когда много планирую, но в основном придерживаюсь плана.

  3. Мне кажется, что я настолько эффективно использую время, что даже остается лишнее.

  4. Я хочу поучаствовать в данном эксперименте, может почерпну для себя что-то новое, интересное.

Приложение №8

3 типичных представителя ответов среди выпускников на конец эксперимента:

Представитель №1:

  1. У меня появился режим дня. Иногда я испытываю трудности, но уверен, они временны.

  2. Мне стало нравиться управлять своим временем. Я и дальше хочу заниматься планированием своего времени.

  3. Теперь я гораздо меньше времени трачу в Интернете, стараюсь концентрироваться только на нужных делах.

  4. Я буду совершенствовать свой режим.

  5. Мне понравился этот эксперимент. Я узнал для себя много нового, познавательного. В частности, мне очень помог «Хронометраж» и я сразу увидел, насколько было неэффективным мое распределение времени.

Представитель №2:

  1. Я стал четко соблюдать режим дня, теперь каждый вечер составляю его. Конечно, всегда трудно начать. Но это того стоит.

  2. Я получаю удовольствие от того, что все намеченное мной выполняется, абсолютно все.

  3. Я нашел столько своих «поглотителей», что сразу решил «срубить их на корню». Некоторые еще остаются, но я собираюсь и дальше продолжать.

  4. Режим дня для школьников, я считаю, очень полезен и продуктивен.

  5. На мой взгляд, этот эксперимент очень интересный, особенно для тех, кто раньше не пробовал заниматься планированием своего времени. Находишь и открываешь много нового для себя. Например, «календарик-пинарик» мне очень помог, постоянно напоминает тебе о том, что время бежит неугомонно.

Представитель №3:

  1. Ничего особо в моем режиме дня не поменялось, так как я и раньше придерживалась режима. Всегда старалась иметь какой-либо список дел.

  2. Мое распределение времени меня устраивает, и кстати, после ряда лекций, я, действительно, стала больше успевать.

  3. О «поглотителях» можно говорить вечно, мне кажется, надо четко просто придерживаться плана и все.

  4. Я считаю необходимым и дальше соблюдать режим, очень эффективно и действенно.

  5. Этот эксперимент показывает школьникам, насколько размыто было их представление о времени. Я считаю, что те, кто раньше не планировал, а теперь попробовал, не смогут это бросить, так как есть положительный эффект всегда, главное стараться. Когда намеченное сбывается, получаешь много положительных эмоций, впечатлений.

Вывод: мы видим, что эффективность школьников выросла в 1,5 – 2 раза. Все, кто принимал участие в эксперименте, остались довольны. Каждый почувствовал результаты, перемены. Выпускникам и дальше хочется придерживаться плана, режима дня. Они считают, что это необходимо в старших классах.

Приложение №9

Памятка – алгоритм для школьника по тайм-менеджменту:

Памятка по составлению плана и работы с ним для школьника:

  • Подумай, какие учебные мероприятия завтрашнего дня являются важными для выполнения.

  • Спроси у родителей, как ты можешь им помочь завтра или, если у тебя есть фиксированные обязанности по дому, вспомни, что ты должен делать завтра.

  • Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время.

  • Подумай, в каком порядке ты будешь завтра выполнять намеченные мероприятия. Помни, что ты должен успеть и отдохнуть, и поучиться, и помочь родным.

  • Возьми ежедневник и запиши там то, что ты планируешь делать завтра в той последовательности, как это будет происходить. Укажи примерное время, когда ты собираешься это делать. Не забудь, что в план необходимо обязательно включить:

  • Учебные дела,

  • Полезные дела, – помощь по дому

  • Свободное время.

  • Однако помни, что нельзя спланировать каждую минуту - нужно оставлять в плане время для непредвиденных дел, которые могу возникнуть. Около особо важных дел, поставь восклицательный знак (!!!).

  • После того, как ты выполнил запланированное дело, поставь в плане отметку о выполнении. Если в течение дня ты выполнил запланированное, поставь «+», если не сделал – поставь «-»

  • Вечером посвяти 5 минут своему плану. Посмотри, что ты сделал, а что нет. Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но основные важные дела должны быть выполнены…

Ответь для себя на ряд вопросов:

Все ли из запланированного я сделал?

Что мне не удалось сделать? Почему?

Не удалось выполнить дела из разряда важных или из блока «Отдых»? Или и те и другие…

Подумай, как можно исправить ситуацию с невыполненными делами (особенно важными).

ПОДСКАЗКА – сделай их вечером, если есть возможность, или обязательно на следующий день.

  • После того, как ты обдумаешь выполненные и невыполненные дела, составь план на новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать.

1Кар Т.Л. О природе вещей. – М.: АН СССР, 1958. – 260 с.

2Аристотель. Физика. Сочинения. – М.: Академкнига, 2013. – 173 с.

3Кобзарев И.Ю. Ньютон и его время. – М.: Знание, 1978.

4Кузнецов Б.Г. Ньютон. – М.: Мысль, 1982. – 175 с.

5Владимиров В. Франклин. – М.: Журнально-газетное объединение, 1934. – 224 с.

6Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. – М.: Контроллинг, 1991. – 104 с.

7Кови С. Главное внимание главным вещам. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 328 с.

8Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2004. – 384 с.

9Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

10Эльконин Д.Б. Психология развития и возрастная психология. – Юрайт-Издат, 2012. – 567 с.

11Уитроу Дж. Естественная философия времени. – М.: Прогресс, 1964. – 431 с.

12Архангельский Г. Тайм-драйв: как успевать жить и работать. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 272 с.

13Аллен Д. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 386 с.

14Архангельский Г. Корпоративный тайм-менеджмент: энциклопедия решений. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 160 с.

15Блюмин И.Г. Теория Парето. Критика буржуазной политической экономии: в 3 томах. – М.: АН СССР, 1962.

16Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. – М.: Прогресс, 1989.

17Лакейн А. Искусство успевать. – М.: ФАИР, 1995. – 240 с

18Шина И.С. Эффективное восприятие времени. Управление развитием персонала. – М.: Гребенников, 2005. – 18 с.

19Уитроу Дж. Естественная философия времени. – М.: Прогресс, 1964. – 431 с.

20Лидс Р. Полный порядок. Понедельный план борьбы с хаосом на работе, дома и в голове. – М.: Юнайтед Пресс, 2010. – 272 с.

21Феррис Т. Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе «от звонка до звонка», жить где угодно и богатеть. – М.: Добрая книга, 2014. – 424 с.

22Крутецкая В. Правила успеваемости и режим дня школьника. – М.: Литера, 2013. – 64 с.

23Крутецкая В. Правила успеваемости и режим дня школьника. – М.: Литера, 2013. – 64 с.

24Крутецкая В. Правила успеваемости и режим дня школьника. – М.: Литера, 2013. – 64 с.

25Боровская Э. Здоровое питание школьника. – М.: Эксмо, 2010.

Просмотров работы: 3893