НАРУШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ГБУЗ АРДКБ Г. МАЙКОПА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НАРУШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ГБУЗ АРДКБ Г. МАЙКОПА

Багирокова Ф.Ч. 1, Темников А.А. 1, Чебыкин В.А. 1, Багирокова С.Х. 2
1Майкопский государственный технологический университет, медицинский институт
2Кубанский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Развитие речи происходит в определенные возрастные периоды, и прежде всего эти процессы детерминированы развитием центральной нервной системы. Отклонения и нарушения в развитии ЦНС приводят к дизонтогенезу.

За последние годы наблюдается возрастание частоты перинатальных поражений мозга. В аналитической статье «Состояние здоровья детей в Российской Федерации» академик А.А.Баранов (2012) отмечает, что на протяжении последних 5–6 лет ежегодно 35–37% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности, не менее 9–10% детей рождаются недоношенными и с низкой массой тела. Увеличивается количество младенцев, имеющих не только нарушения моторного развития разной степени тяжести, но и психического, прежде всего речевого развития. В результате в дальнейшем растет число детей, испытывающих значительные трудности социальной адаптации, не способных полностью усвоить программу массовых дошкольных и школьных учреждений.

Если воспитание и развитие речи не происходит в срок с первых дней жизни и до 3-х лет, то в развитии личности наступают необратимые изменения, компенсировать которые в более позднем периоде не удается.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и имеет две важнейшие составляющие:

1. восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли);

2. воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция, которая обеспечивается центром Брока (располагается в нижних отделах лобной доли, в непосредственной близости от проекции в коре мускулатуры, участвующей в речи).

Оба речевых центра у правшей располагаются в левом полушарии головного мозга, а у левшей — наоборот, в правом. В соответствии с этим разграничиваются импрессивная речь (процесс восприятия речи на слух, понимание смысла, содержания речевого высказывания) и экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка).

В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка. Первая из них — фонетика, система звуков речи. Любой язык имеет в своей основе определенный сигнальный или фонематический признак, изменение которого меняет смысл слова. Этот сигнальный, смыслоразличительный признак составляет основу звуковых единиц языка — фонем (от греч. phonema — «звук речи»). В русском языке различают 42 фонемы, среди них 6 гласных и 36 согласных. К числу основных смыслоразличительных признаков относятся звонкость и глухость (был–пыл, дом–том, гость–кость), твердость и мягкость (пыл–пыль), ударность и безударность (за’мок–замо’к).

Кроме того, язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам. Совокупность этих правил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Синтаксис устанавливает правила сочетания слов в предложении, семантика объясняет значение отдельных слов и фраз, а прагматика — социальные правила, предписывающие, что, как, когда и кому следует говорить. В процессе развития речи дети осваивают эти законы родного языка (Дж. Баттерворт, М. Харрис, 2000).

Классификации нарушений развития речи у детей

Диагностика нарушений развития речи предполагает участие в оказании помощи ребенку не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике. До настоящего времени не разработано единой классификации речевых расстройств у детей. В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Л. О. Бадалян (1986, 2000) предложил приведенную ниже классификацию.

I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на следующие формы.

1. Афазии — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.

2. Алалии — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.

3. Дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая.

II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).

III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

IV. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).

В отечественной логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999). Эти классификации, хотя и рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения, не противоречат, а дополняют одна другую и оказываются ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса коррекции нарушений развития речи. Следует отметить, что обе классификации относятся к первичному недоразвитию речи у детей, т. е. к тем случаям, когда нарушения развития речи наблюдаются при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

К нарушениям фонационного оформления высказывания относятся:

Дисфония (афония) — расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата; дисфония проявляется в нарушениях силы, высоты и тембра голоса.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи, проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи, проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (синонимы: дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).

В психолингвистическом аспекте нарушения произношения могут возникать вследствие трех основных причин: недостатки операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия); несформированность операций отбора и реализации произносимых звуков; нарушения условий реализации звуков при анатомических дефектах речевого аппарата.

У большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы к 4–5 годам. Чаще всего дефекты речи бывают обусловлены тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляторных позиций, необходимых для произнесения звуков) или артикуляторные позиции сформировались неправильно, вследствие чего продуцируются искаженные звуки.

Перспективы психического развития, успешность обучения детей с отклонениями в нервно-психическом развитии, их школьная и социальная адаптация зависят от раннего выявления нарушений в познавательной деятельности.

В детском возрасте речь развивается наиболее интенсивно и неисправленные речевые дефекты в будущем вызовут трудности в общении, и потому необходимо заниматься на ранних этапах.

Целью нашего исследования являлось выявление пациентов с различными видами и степенями нарушений речи, с последующим анализом анамнестических данных, для разработки методов своевременной диагностики и профилактики данной нозологии. В структуру материала вошли данные клинических и сопутствующих диагнозов и их осложнений, неврологический статус пациентов, данные электроэнцефалограмм и заключения логопеда.

Исследование проводилось на базе ГБУЗ АРДКБ в отделении ОМР. Для этого была определена и проанализирована выборка историй болезней пациентов с нарушениями речи за последние 6 месяцев. Выборку составили 52человека в возрасте от 6 месяцев до 16 лет, из них 25 лиц женского и 27 лиц мужского пола.

С помощью полученных анамнестических данных и проведенных исследований выделено процентное (количественное) соотношение клинических диагнозов в выбранной группе пациентов (Табл №1).

Диагноз

Количество пациентов

Процентный индекс (%)

ДЦП

   

10

20

Миатоническийсиндром

6

12

Органическое поражение ЦНС

9

18

Вегето-сосудистая дистония

3

6

Астено-невротический синдром

8

16

Черепно-мозговая травма

1

2

Минимальные мозговые дисфункции

6

12

Грыжа Шмарля

1

2

Болезнь Дауна

2

4

Перинатальное поражение ЦНС

4

8

Нарушение осанки

5

10

Табл. №1

Данные неврологического статуса:

У 19 человек (37%) нервно-психическое и физическое развитие соответствует возрасту, сознание ясное. Со стороны черепно-мозговых нервов отсутствует очаговая симптоматика. Парезов, параличей, координационных нарушений нет.

В ходе обследования у 12 человек (23%) были выявлены выраженные вегетативные нарушения: лабильность настроения, дистальный гипергидроз, красный дермографизм. Диффузная мышечная гипотония выявлена у 11 человек (21%).

Вовремя неврологического осмотра 14 пациентам было установлено следующее заключение: сознание ясное, контактны, ориентированы в окружающем пространстве, эмоционально лабильны, снижена фиксационная память, критика сохранена. Обучаясь в общеобразовательной школе, программу усваивают с трудом. Черепно-мозговые нервы: зрачки S=D, реакция зрачков на свет прямая и содружественная сохранна, нистагма и анизокарии нет, корнеальные рефлексы симметричные и живые, глазные щели D=S, лицо симметричное, слух не нарушен, глотание не изменено, артикуляция и фонация сохранены. Глоточный рефлекс сохранен S=D, uvulae по средней линии, речь с элементами дизартрии, мягкое небо подвижно. Язык по средней линии. У троих мышечный тонус в конечностях повышен, у 11 понижен. Мышечная сила по группам снижена, в нижних конечностях на 3 балла, высокие, спастичные до клонусов СХР S=D. Брюшные рефлексы живые, симметричные, патологический рефлекс Бабинского, чувствительность сохранена, координационные пробы выполняет не уверенно. Нарушений тазовых органов нет. Менингиальные знаков нет.

Данные ЭЭГ:

После проведенных ЭЭГ-исследований данной группе пациентов, нами было установлено:

Только у одного (2%) пациента электроэнцефалограмма в пределах возрастной нормы.

4 человека (8%) имеют умерено выраженные изменения биоэлектрической активности головного мозга с признаками вовлечения в патологический процесс глубинных мозговых структур. Эпилептиформная активность не регистрируется.

Легкие диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга выявлены у 10 человек (20%).

Умеренно выраженные диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга с признаками ирритации диэнцефальных структур головного мозга имеют 5 человек (10%).

Данные эпилептоформной активности:

У 2 (4%) выявлена генерализованная эпилептиформная активность, состоящая из комплексов «острая- медиальная волна», «медленных волн», свидетельствующая о заинтересованности в патологический процесс глубинных, мозговых образований.

Эпилептиформная активность выявлена у одного пациента преимущественно в правой лобной области в виде одиночных и множественных комплексов. «Острая – медленная волна», «спайк-волна» на фоне грубых диффузных изменений ЭЭГ. У остальных она не регистрируется.

Нарушение речи

Все выявленные нарушения речи сгруппированы и изложены в Табл. №2:

Табл. №2

Диагноз

Количество пациентов

Процентный индекс (%)

Системное недоразвитие речи легкой степени тяжести

1

2

Системное недоразвитие речи средней степени тяжести

5

10

Системное недоразвитие речи тяжелой степени

2

4

Отсутствие речи

4

8

Недоразвитие смысловой и произносительной сторон речи

14

28

Неврозоподобное заикание тоно-кланической формы средней степени тяжести

1

2

Неврозоподобное заикание тоно-кланической формы тяжелой степени

1

2

Легкая форма дизартрии

1

2

Задержка речевого развития

12

24

Детская афазия

1

2

Дислалия

5

10

Лабдацизм

1

2

Лексико-прагматическое недоразвитие речи

1

2

Фонематическое недоразвитие

1

2

Просмотров работы: 32176