ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У СТУДЕНТОВ МГТУ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У СТУДЕНТОВ МГТУ

Куижева А.А. 1, Темников А.А. 1, Чебыкин В.А. 1
1Майкопский Государственный Технологический Университет, медицинский институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности.

По итогам весны 2010 года в России насчитывалось 43,3 млн интернет-пользователей (тех, кто выходил в Интернет хотя бы раз за последний месяц), недельная аудитория 39,2 млн человек, а ежедневная — 29,4 млн [4,6]. Динамика роста российской интернет-аудитории с 2000 по 2010 годы составила 1826 % [5].

По состоянию на 2010 год, каждая четвёртая семья в России обеспечена широкополосным доступом в Интернет (25,5 % квартир имеют интернет-доступ на скорости не менее одного мегабита в секунду) [8].

В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общеcтва стала актуальной проблема патологического использования Интернета, возникшая за рубежом еще в конце 80х годов прошлого столетия [3].

Cогласно В. А. Лоскутовой, основными свойствами Интернета, способствующими его превращению в аддиктивный агент, являются: сверхличностная природа межличностных взаимоотношений в сети; возможность анонимных социальных интеракций; возможность использования Интернета для реализации представлений и фантазий; вуайеристический аспект; неограниченный доступ к информации (Лоскутова, 2000).

В 2000 г. К. Янг был создан «Центр онлайн-зависимости», где была разработана трехуровневая модель, объясняющая приверженность к применению Интернета. Согласно данной модели, зависимость от Интернета возникает в силу доступности соответствующих действий; сохранения контроля за собственными действиями и последствиями принимаемых решений; эмоционального подъема от результатов собственных действий (Янг, 2000).

Так, в ходе опросов, проводимых К. Янг, было выявлено, что 25% интернет-зависимых личностей приобрели данный вид зависимости в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% — в течение второго полугодия, а 17% — через год .

На данный момент количество интернет-сообществ, где пользователи социальных сетей способны находить единомышленников и людей со схожими интересами и взглядами на жизнь, ежедневно стремительно растет.

Подобные интернет-сообщества постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего общества, а виртуальная реальность со всем ее практически безграничным информационным ресурсом все чаще рассматривается как «поле» самовыражения [1].

Говорят уже о том, что фактически складывается новая сфера существования личности – «публичная субъективность», реализуемая в многочисленных вариантах «виртуальной идентичности», которая ста- новится и дополнением, и способом развития личности. В современных условиях необходимо изучение функций таких новых институтов социализации, как молодежная субкультура, Интернет и др., а также их со- отношений с традиционными институтами [7].

В проведенном исследовании проверялась гипотеза о том, что современные технологии (Интернет, социальные сети) заняли главенствующую роль в ориентации молодых людей в быту, учебе, досуге, социальной, и даже личной жизни.

В исследовании были использованы следующие методики: 1) анкета-опросник активности в сети Интернет и социальных сетях.

2) Для выявлении тревоги и депрессии была использована методика HADS (Госпитальная шкала тревоги и депрессии), разработанная в 1983 г. А. С. Зигмондом (A. S. Zigmond) и Р. П. Снайсом (R. P. Snaith) [2].

3) Для выявлении Интернет-зависимости была использована шкала Интернет-зависимости из опросника «Поведение в Интернете» А. Жичкиной.

В исследовании, проводившемся на базе Майкопского государственного технологического университета, приняли участие 112 студентов пользователей Интернет, из них 39% (44 человека) мужчины и 61% (68 человек) женщины, в возрасте 16-23 года.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

Выявить степень и группу риска Интернет-аддикции в молодежной среде.

Определить уровень депрессии и тревожности у студентов, имеющие или неимеющие Интернет-аддикцию.

Согласно данным, которые были получены в результате анкетирования, 94% респондентов сообщили о приобретении интернет-зависимости менее чем за полгода.

Все учащиеся являются активными пользователями социальных сетей. Меньше часа ежедневно Интернет не использует никто.

Как было выяснено, большинство (58%) используют Интернет ради развлечения (просмотра видео-фильмов, чтения различных цитат и блог-постов, прослушивания музыки). В сфере профессиональной деятельности и поиска литературы Интернет оказался значимым лишь для 11% опрошенных. Оставшиеся 31% студентов проводят время «онлайн» ради виртуального общения, поддержания связи с друзьями и родственниками.

Подтвердилось и предположение, что персональные компьютеры и ноутбуки резко вытеснены и на их смену пришли мини-гаджеты, такие как смартфоны и айфоны. Этот факт выведен из того, что все студенты используют персональные компьютеры не чаще 2-3 раз в неделю, затрачивая не более часа.

Важной находкой является и то, что 100% всех опрошенных считают, что будучи оторванными от сети интернет, они не смогут в полной мере справляться с повседневными обязанностями и задачами. Это объясняется тем, что современные технологии заняли главенствующую роль в ориентации молодых людей в быту, учебе, досуге, социальной ,и даже личной жизни.

Проведя анализ полученных данных из анкет-опросников, было установлено, что молодые люди с Интернет-зависимостью имеют субклинически выраженную тревогу (27%), депрессию (45%). 6% Интернет-аддиктов находятся в клинически выраженной форме депрессии, наряду с 8% клинически выраженной тревогой. Данные показатели у обоих полов практически идентичны.

Подводя итоги, важно признать необходимость в разработке методов анализа событий, происходящих в социальных сетях и интернете, как в новом, и довольно влиятельном, институте социализации молодежной среды, значимость которого, безусловно, сегодня недооценивается.­­

Литература:

  1. Тальнишних Н. К. Культура сетевых сообществ : автореф. дис. … канд. филос. наук. Ростов-н/Д, 2004.

  2. Андрющенко А. В., Дробижев М. Ю., Добровольский А. В. Сравнительная оценка шкал CES-D BDI и HADS в диагностике депрессий в общемедицинской практике // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2002 г. Т. 103. № 5. С 11-18.

  3. М.И.Дрепа Интернет зависимость как объект научной рефлексии современной психологии (2009г.) // Гуманитарная экспертиза. № 2. С. 190-191.

  4. В онлайне уже 30 % населения России / Статистика / Хабрахабр ( Электронный адрес, URL: http://geektimes.ru/post/101868/ )

  5. РИА Новости — Развитие Интернета в России ( Электронный адрес, URL: http://ria.ru/infografika/20100930/280796937.html )

  6. Интернетом пользуется почти треть россиян — Интернет и связь — Статистика — Рунет — Компьюлента( Электронный адрес, URL: http://net.compulenta.ru/555039/)

  7. Шаповаленко A.A., Активность пользователя социальной сети (на примере vk.com) и особенности личностного самоопределения в юности (2013г.) // ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2013. № 4. С. 135

  8. Каждая четвёртая семья в России обеспечена широкополосным Интернетом | Новости Hardware — 3DNews — Daily Digital Digest ( Электронный адрес, URL: http://www.3dnews.ru/news/kazhdaya-chetvertaya-semya-v-rossii-obespechena-shirokopolosnim-internetom/ )

  9. Боровиков А.М. «Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности». Психологический журнал т.21, №1, 2000г., стр.75-68.

  10. Вересаева О. «Психология и интернет на пороге ХХI века». Психологическая газета №12, 1996 г., стр.4-6.

  11. Кудрявцев В. «Интернет, или «экологически чистый» наркотик». Журнал «Воспитание школьников» №5, 1995 г., стр.35-40.

  12. Фигурнов В.Э. «IBM PC для пользователей». Краткий курс. М., 1997 г.

  13. Наталья Боровкова, журнал «Человек и наука», статья 3«Виртуальное зависание», февраль 2002 год.

Просмотров работы: 848