РАЗЛИЧИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗЛИЧИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ

Вараксина В.В. 1
1Уральский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В данной статье рассматривается изучение доминирующего типа личности в старшем подростковом возрасте у юношей и девушек. Для анализа использовались методика «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда (Дж. Голланда), метод математической статистики для выявления различий в профессиональном выборе юношей и девушек в старшем подростковом возрасте по критерию Стюдента.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, старший подростковый возраст, профессия, профессиональная деятельность, личность.

Annotation. This study examines the dominant type of personality in late adolescence in boys and girls. For the analysis we used the technique of "the Questionnaire of occupational preferences" J. Holland (Dzh. Holland), method of mathematical statistics to identify differences in occupational choice of young men and women in their late adolescence, according to the Student test.

Keywords: professional self-determination, the senior teenage age, profession, professional activity, personality.

Вопрос «Кем быть?» возникает в жизни любого человека, находящегося на пути окончания школы. Особенно данный вопрос актуален для старшего подросткового возраста, т. к. именно этой возрастной категории учащихся предстоит сделать выбор: выбор профессии, выбор учебных предметов для сдачи необходимых экзаменов, выбор учебного заведения для получения профессионального образования. Перед сдачей экзаменов и поступлением в профессиональное учебное заведение перед учащимися появляется главная цель — профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение — это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. В этот период происходит согласование социально-профессиональных потребностей и внутриличностных особенностей и склонностей личности, который проявляются в обучении и на всем жизненного пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор будущей профессии, изучение и соотношение своих способностей и возможностей выбранной деятельности, построение плана освоения профессии.

Старшим подростковым возрастом называют период с 14 до 16 лет, но границы данного периода, как показывает Л. Ф. Обухова, могут отличаться в исследованиях авторов. Данному возрасту уже не свойственны те импульсивность и неустойчивость, которые характерны для младших подростков. Наоборот, старшие подростки становятся более внимательными, стабильны и устойчивы в своих предпочтениях, поведении и ценностных ориентациях, однако в этот период часто изменяется интерес к той или иной профессии [5].

Подростковые увлечения обусловлены случайными факторами. Подросток ориентируется только на содержание и внешний престиж профессиональной деятельности, не замечая других аспектов. Мир профессий, как и все остальное, в этом возрасте часто кажется черно-белым: в «хорошей» профессии все хорошо, в «плохой» - все плохо.

Гендерные особенности эмоционально-личностной сферы подростков и молодежи были подробно исследованы Е.С. Ивановой (2005-2012гг.), которая убедительно показала, насколько разными путями идет становление коммуникативных способностей, навыков и стратегий у юношей и девушек. Фактически, девушки ориентируются на выбор межличностных процессов в качестве сферы своей профессиональной деятельности, влияния на других людей, тогда как для юношей высоко значимо саморазвитие и самореализация [2].

Л. И. Божович отмечает, что проблему самоопределения чаще всего решают взрослые или обстоятельства жизни и лишь иногда сами подростки. «Исключение составляют только учащиеся, обладающие какими-либо социальными способностями или рано сложившимися устойчивыми личностными интересами» [1].

Основой для адекватного профессионального выбора подростка является формирование познавательных интересов и профессиональной склонности личности. Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересов – положительное отношение к широте определенной области труда, стремление к познанию и деятельности. Интересы различаются по содержанию, широте, длительности и глубине. Содержание и широта интересов отражают кругозор и любознательность человека. Глубина и длительность интересов характеризуют устойчивость профессионального выбора.

Однако старшие подростки задумываются о том, правильный ли выбор они сделали, отдавая предпочтение какой-либо профессии, это является важным условием повышения производительности общественного труда, что особенно важно в условиях сокращения возможностей экстенсивного развития народного хозяйства. С другой стороны, повышается степень удовлетворенности работой и жизнью вообще, уменьшается возможность разочарований, связанных с первыми самостоятельными шагами. Удачный выбор профессии человеком – одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Понятно, что общественное поведение высокоразвитой личности ценнее, чем малоразвитой. Все это создает объективные предпосылки для общего повышения качества жизни, сокращения разного рода асоциальных и антисоциальных явлений (пьянство, хулиганство) [3].

Объектом исследования является профессиональный выбор в старшем подростковом возрасте. Предмет исследования - различия в профессиональном выборе юношей и девушек.

Экспериментальное исследование проводилось в 2015 году на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гимназии № 104 «Классическая гимназия». В исследовании приняло участие 80 учащихся 9-х классов, в возрасте – от 14-16 лет.

Нами были использованы методика «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда (Дж. Голланда), метод математической статистики для выявления различий в профессиональном выборе юношей и девушек в старшем подростковом возрасте по критерию Стьюдента [4;6].

Цель данного исследования - выявить доминирующий тип личности, который может влиять на профессиональный выбор в старшем подростковом возрасте.

Выдвинута следующая гипотеза о том, что существуют различия в профессиональном выборе юношей и девушек в старшем подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность определения «профессиональный выбор» в подростковом возрасте;

2. Выявить и описать различия в профессиональном выборе юношей и девушек в старшем подростковом возрасте.

При проведении исследования использовалась теория профессионального выбора Дж. Холланда (Дж. Голланда), сущность которой сводилась к следующим положениям:

1. В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: реалистическому (Р-типу), исследовательскому (И-типу), артистическому (А-типу), социальному (С-типу), предпринимательскому (П-типу) и конвенциональному (К-типу).

Каждый тип является идеализацией, гипотетической конструкцией для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Он является некоторым эталоном, стандартом, с которым сравнивается реальная личность. Тип характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением. Каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей. Типологические особенности личности являются результатом взаимодействия множества факторов: культурных и личностных. Это такие, как влияние семьи, родителей и других значимых людей, квалификация и опыт предыдущей работы, социокультур-ное влияние, физическое окружение и т.д. Так, под влиянием этих факторов личность первоначально предпочитает одни и отвергает другие виды деятельности и социальной активности. Затем эти деятельности становятся преобладающими интересами. Эти интересы ведут к развитию определенных способностей. И, наконец, интересы и способности личности формируют определенные личностные диспозиции, которые определяют то, как человек воспринимает окружающий мир, чувствует, думает и действует.

2. Существует 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское и конвенциональное.

В каждом виде окружения доминирует соответствующий тип. Так, в социальном окружении функционирует гораздо больший процент людей С-типа, чем, например, Р-типа.

В силу того, что различные личностные типы имеют разные интересы, способности и диспозиции, они стремятся окружить себя такими людьми, предметами, материалами и решать такие проблемы, которые были бы конгруэнтны их запросам.

3. Люди ищут такое окружение, которое бы позволило им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблем и брать на себя соответствующие запросам роли.

Р-тип ищет реалистическое окружение, С-тип, ищет, соответственно, социальное и т.д. Аналогично и соответствующее окружение привлекает к себе наиболее соответствующих ему людей.

4. Поведение личности определяется взаимодействием между ее личностными особенностями и характеристиками ее окружения.

Если мы знаем типологические особенности личности и характеристики его окружения, мы можем высказать предположение относительно его удовлетворенности, потенциальной текучести, достижений, мотивации стремления к совершенствованию. Так, люди, занятые в профессии и находящиеся в окружении, соответствующем их типу более удовлетворены своей карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих организациях. И, наоборот, люди, выполняющие профессиональную деятельность, не соответствующую их типу будут испытывать чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, низкую мотивацию.

Взаимоотношения между шестью выделенными типами описывается, согласно теории Дж.Холланда, гексагоном — шестиугольником, на вершинах которого расположены типы личности в определенном порядке: Р—И—А — С—П—К. Гексагон Холланда является основой для понимания его теории, интерпретации получаемых результатов и демонстрации психологического сходства — различия между типами.

Рисунок 1. Гексагон Дж. Холланда (Дж. Голланда)

На основе шестиугольной модели Холланд постулировал 4 дополнительных понятия, расширяющих объяснительную силу его теории.

1.Однородность

Данное понятие применяется как к типам личности, так и к типам окружения. Одни типы более схожи друг с другом, чем другие. Так.социальный и артистический типы более схожи друг с другом, чем, например, исследовательский и предпринимателький. Так как реальная личность (как и окружение) содержит в себе элементы разных типов, то она может быть более или менее однородной. Одна из функций гексагона — помочь определить однородность личности и (или) окружения. Чем ближе друг к другу на гексагоне расположены типы, составляющие содержание конкретной личности, тем она более однородна. Например, реалистический индивид, который также имеет интерес к исследовательской и конвенциональной деятельности (РИК), личностно более однороден, чем реалист, ориентированный на социальную и предпринимательскую активность (РПС).

2.Дифференцированность

Некоторые личности или окружения более «чистые», т.е. они демонстрируют большую принадлежность к одному типу и меньшую к другим. Тогда как есть личности и окружения, в которых разные типы представлены в равной степени. Индивиды или окружения, в которых разные типы представлены в примерно равных пропорциях рассматриваются как слабо дифференцированные. Эмпирически степень дифференцированное-™ личности определяется по выраженности баллов по методике СНП.

3.Конгруэнтность

В соответствии с данным понятием разные типы личности требуют соответствующего окружения. О конгруэнтности можно говорить в том случае, когда индивид живет и работает в окружении того же типа, к которому принадлежит и он сам. Неконгруэнтность, например, будет иметь место в том случае, если реалистический тип будет работать или жить в окружении социального типа. Для определения степени конгруэнтности личности и окружения можно использовать гексагон Холланда, однако это легче сделать с помощью таблицы 1, построенной на его основе.

По данным эмпирического исследования получились следующие результаты, данные представлены на рисунке 2, в процентном соотношении:

Рисунок 2. Гистограмма общих данных 9-х кл. по методике ОПП Дж. Холланда (Дж. Голланда)

1. В 9 «А» классе доминируют артистический тип профессионального предпочтения 55%, предпринимательский тип 50% и социальный тип 47%.

2. В 9 «Б» классе доминирует артистического типа 44%, предпринимательского типа 36% и социального типа 33%, но данные показатели выражаются в меньшей степени, чем в 9 «А» классе.

3. В 9 «В» классе мы наблюдаем доминирование артистического типа 50%, предпринимательского тип 41% и социального тип 39%.

4. В 9 «Г» классе доминирует предпринимательский тип 55%, артистический тип 47% и социальный тип 39%.

Исходя из полученных результатов, мы видим, что во всех классах с гуманитарным уклонам доминируют артистический и предпринимательский типа (55%), социальный тип (39%).

При использовании метода математической статистики, критерия Стьюдента, мы можем наблюдать существенные различия у юношей и девушек в профессиональном выборе старшего подросткового возраста:

Таблица 1

Результаты эмпирического исследования по критерию Стьюдента (значимые различия)

Шкалы

Откл. сред.

Юноши

Откл. сред.

Девушки

Квад. откл.

Юноши

Квад. откл.

Девушки

tЭм

Реалистический

-0,1

-0,15

1192.686

1415.2005

4.1

Исследовательский

0.1

-0.05

1148.686

1859.2445

0.8

Артистический

0.05

0.2

1768.1715

2595.912

4.3

Социальный

-0.1

0

1998.686

2280.8

1.3

Предпринимательский

0.15

-0.2

2842.7435

2829.912

1.5

Конвенциональный

0

0.2

1346.4

1141.912

1.1

*Примечание: жирным шрифтом выделены значимые различия, по шкалам исследовательский тип, социальный тип, предпринимательский и конвенциональный тип.

Вывод: по результатам исследования, у юношей и девушек выявлены различия по четырем шкалам (перечислены выше), девушки в отличие от юношей больше склонны к такому ряду профессий как: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, коммерсант, предприниматель, биржевой брокер, адвокат, страховой агент, менеджер, бухгалтер, кассир, счетовод, секретарь. Юноши отдали предпочтение другому ряду профессий: плотник, картограф, фермер, инженер, лесничий, пилот, милиционер, ветеринар, водитель, сварщик, артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, директор музея. Это может быть связано с профилем класса: гуманитарный или естественно-научный, что может объяснять данный профессиональный выбор юношей и девушек в старшем подростковом возрасте.

Список литературы

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

  2. Иванова Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.// Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2011. №1 (80). С. 33-41

  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. Москва.: Академия, 2008.-220с.

  4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002.

  5. Филиппова Е.С. Особенности профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7

  6. Фишер Р.А. Статистические методы для исследователей. М.: Госстатиздат, 1954. 267 с.

Научный руководитель: Иванова Е.С., к.пс.н., доцент, кафедра общей психологии Института психологии УрГПУ.

Просмотров работы: 1619