ОРГАНИЗАЦИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вихарева А.Б. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Справедливо возникает вопрос, чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы.

В 2004 году было сохранено единое образовательное пространство, обеспечена доступность образования в пределах минимального достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников. Однако социальные процессы в обществе, развитие информационно-коммуникационных технологий потребовали сегодня существенных изменений. Во главе процесса обучения должен стоять результат, а под него формироваться условия и структуры образовательной программы начального общего образования.[1]

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Вся учебная деятельность, согласно ФГОСу НОО, должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Как следствие в примерных программах по учебным предметам, в разделе варианта тематического планирования, представлена характеристика деятельности учащихся (в соответствии со спецификой предмета). В качестве примера можно привести фрагмент планирования урока «Окружающий мир» «Повторение пройденного по теме «Живые организмы»». ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.[2]

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • Предъявить противоречивые факты, теории;

  • Обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

  • Использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современных развивающих уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Для реализации этих положений вводится постепенно в уроки начальной школы проектные технологии, которые позволяют установить взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью. Так, например, на уроке литературного чтения – проект «Мы с мамой и папой» может быть продолжен детьми вместе с родителями во внеурочной деятельности через создание творческих работ.

Необходимым условием становления учебной деятельности младших школьников является использование учителем таких развивающих технологий гуманистического типа, как проблемно-поисковые, коммуникативно-диалоговые и учебные игры (технологии моделирующего обучения).

ФГОС регламентирует новую систему оценки учебных достижений учащихся, основными особенностями которой являются:

  • оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;

  • оценка способности решать учебно-практические задачи;

  • сочетание внутренней и внешней оценки

  • комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных);

  • организация и оценивание нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.

  • уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;

  • накопительная система оценки индивидуальных достижений;

  • использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;

  • интерпретация результатов на основе контекстной информации[2]

Новые формы позволяют одновременно в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения детей и на определенном этапе сравнивать их достижения с некоторым эталоном. Снять противоречие между этими двумя задачами позволяет:

1) подход, используемый в технологии уровневой дифференциации обучения;

2) использование таких форм интегрированной оценки, как «портфель достижений» и защита проекта, направленных на сближение школьной оценки и реальной оценки общества, которое оценивает и качество, и сложность выполняемых заданий и проектов, и способность приобретать новые знания, и способность работать в коллективе, и поведение ребёнка в проблемной ситуации.

Проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

Если ученик будет обладать вышеперечисленными качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.[1]

Список литературы:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения)

Просмотров работы: 798