ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ

Гилязетдинова Е.М. 1
1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.1. Становление и развитие паралимпийского спорта за рубежом и в России……………………………………………………………………………...5

1.2. Особенности паралимпийского спорта ………………………………….10

1.3. Психологические проблемы спортсменов –паралимпийцев…………….12

1.3.1.Проблема навешивания «ярлыков»………………………………………14

1.3.2. Классификация спортсменов- паралимпийцев как психологическая проблема…………………………………………………………………………15

1.3.3. Травма как «вторичная» инвалидность……………………………….....17

1.4. Особенности работы со спортсменами –паралимпийцами………………18

1.4.1. Особенности работы тренера…………………………………………….19

1.4.2. Особенности работы психолога…………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………22

Введение

Актуальность: физическая культура и спорт для лиц с инвалидностью, как показал многолетний практический зарубежный и отечественный опыт, являются одним из основных способов их физической, психической и социальной реабилитации. Адаптивная двигательная рекреация возвращает людям с ограниченными возможностями уверенность в себе, самоуважение. Интеграция в общество человека с ограниченными возможностями сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и занятия адаптивной физической культурой и спортом наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, благоприятных для его развития.

В настоящее время паралимпийский спорт становится все более конкурентно способным. Спортсмены с ограниченными возможностями, так же как и обычные спортсмены ставят цели и добиваются высоких результатов путем огромной физической и психологической работы над собой. В России вопросы использования физической культуры и спорта для восстановления физического, психического, социального и нравственного состояния человека отражены в работах В. И. Дикуля, С П. Евсеева, Ю.С. Сыромолотова, и др., но данные работы не касаются специальной и общей психологической работы со спортсменами с ограниченными возможностями. Поэтому проблема организации и проведения психологической работы с данной категорией спортсменов остается в отечественной спортивной науке и практике практически не разработанной.

Цель: изучить теоретические подходы к изучению психологических проблем в паралимпийском спорте.

Объект: процесс психологической работы в паралимпийском спорте

Предмет: психологические трудности спортсменов паралимпийцев

Гипотеза: достижение спортсменами-паралимпийцами результатов международного уровня тесно связано с преодолением ими психологических трудностей и проблем, которые вызваны не только со спортивной деятельностью, но и специфическим диагнозом. В связи с этим знание психологических проблем и трудностей может способствовать разработке программ психологической работы со спортсменами паралимпийцами.

Задачи:

  1. Провести анализ научно- методической литературы по особенностям паралимпийского спорта и психологическим трудностям спортсменов-паралимпийцев.

  2. Рассмотреть особенности работы со спортсменами –паралимпийцами.

Методологической основой и теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей: С.П. Евсеева, Л.В. Шапковой, А.С. Махова, О.Н. Степановой и др.

Методы исследования:

Теоретические методы исследования: анализ литературы,синтез различных теорий по теме работы.

  1.  
    1. Становление и развитие паралимпийского спорта за рубежом и в России

Одним из наиболее эффективных средств укрепления здо­ровья и воспитания характера во все времена и у всех народов были и остаются занятия физической культурой. Трудно пе­реоценить ее значение и в социальной адаптации инвалидов. Физические упражнения помогают обучению необходимым в жизни умениям и навыкам, способствуют восстановлению и расширению диапазона двигательной активности и фор­мированию многих положительных черт характера. Многолетняя практика работы специалистов разных стран с инвалидами различных нозологии свидетельствует, что эф­фективным методом восстановления данного контингента является реабилитация средствами спорта. Современные ис­следования показали, что элементы соперничества являют­ся универсальным компонентом антропологии человека, что соревнования в духовной, интеллектуальной и физической культуре имеют универсальный характер и являются одним из наиболее важных социальных и этиологических принци­пов человечества. Соревновательная деятель­ность имеет огромное значение для формирования сознатель­ной способности человека, его самосознания (рефлексии). Это обусловлено тем, что мы можем сказать о себе что-то конкрет­ное, определенное, можем выделить (идентифицировать) са­мих себя в качестве носителя той или иной способности лишь постольку, поскольку у нас есть возможность сопоставить себя с каким-то другим индивидом - реальным или лишь воображаемым, поскольку существует ситуация такого сопоставления. Эта ситуация в спорте и есть ни что иное, как соревновательная деятельность. Таким образом, современный спорт - закономерный результат познавательной деятельности человека. Спорт сле­дует рассматривать как многофункциональное явление куль­туры, как совокупность материальных и духовных ценностей общества, как вид и результат деятельности. Особенно значи­мым для человечества результатом спортивной деятельности является достигнутый уровень физического совершенства, владения двигательными умениями и навыками, повышен­ная трудоспособность и конкурентоспособность человека, занимающегося спортом. Все большее значение в современном обществе приобрета­ет адаптивный спорт. Инвалиды участвуют в различных со­ревнованиях, мир убеждается в том, что спорт не является прерогативой только здоровых людей и что инвалиды, даже с такими тяжелыми нарушениями, как слепота, поврежде­ния позвоночника и спинного мозга, церебральный паралич и т.д., могут стать спортсменами и участвовать в соревнова­ниях. Адаптивный спорт, или спорт инвалидов - относительно новый раздел в теории и практике спортивной тренировки и соревновательной деятельности, который требует внимания и изучения. Адаптивные спорт в международной классификации разделяется на три направления: паралимпийские игры, в них участвуют спортсмены с ампутацией, проблемами опорно-двигательного аппарата и слабовидящие и слепые спортсмены, сурдлимпийские игры, это соревнования для слабослышащих и глухих спортсменов, игры специальных олимпиад, это соревнования для спортсменов с интеллектуальными нарушениями. Рассмотрим историю возникновения паралимпийских игр.

Анализ развития международного спортивного движения инвалидов показал, что идеи паралимпизма почти совпада­ют с идеями олимпизма. Однако долгое время Игры инвали­дов проводились не только не в столицах Олимпийских игр, но даже в других странах. Лица с повреждениями опорно-двигательного аппарата стали активно привлекаться к занятиям спортом только после Второй мировой войны. Спортив­ное движение инвалидов войны возникло в Англии (в Эйлесбурге, в Сток-Мандевильском госпи­тале). Нейрохирург Людвиг Гуттманн, беженец из нацистской Германии, 1 февраля 1944 г. осно­вал при Сток-Мандевильском госпитале Центр спинальных повреждений для лечения воен­нослужащих, которые вернулись с войны с повреждениями спин­ного мозга. Как обязательная часть комплексного лечения была включена спортивная про­грамма[6].

В Сток-Мандевильском госпи­тале 28 июля 1948 г. под руко­водством доктора Людвига Гутт­манна состоялись со­ревнования по стрельбе из лука среди инвалидов на колясках. В соревнованиях приняли участие 14 мужчин и две женщи­ны. Необычное событие привлекло внимание специалистов и общественности. Можно предположить, что простое совпа­дение - одновременное проведение в 1948 г. Игр XIV Олим­пиады в Лондоне и первых соревнований по стрельбе из лука. Позже Людвиг Гуттманн пи­сал, что, организовывая эти со­ревнования, он в первую очередь имел целью физическое развитие и избавление больных от однооб­разной жизни в больнице. В следующем году в таких соревнованиях приняли участие инвалиды уже из пяти госпита­лей, а в 1952 г. - и инвалиды-ветераны из Нидерландов. Так было положено начало ежегодному проведению Международ­ных Сток-Мандевильских игр. В 1960-1972 гг. соревнования инвалидов назывались Международные Сток-Мандевильские игры. Название сорев­нований, возникших на территории Англии, было перенесе­но на международные соревнования, которые проводились в других странах. Это можно объяснить тем, что именно ру­ководители Международной федерации Сток-Мандевильских игр и Международной спортивной организации инвалидов долгое время были фактическими организаторами этих со­ревнований. В 1976 г. игры состоялись в Торонто под названием «Торонтолимпиада». В 1980 г., во время Игр XXII Олимпиады в Москве, между­народные соревнования инвалидов проходили в Нидерландах и назывались «Олимпиада для инвалидов. Арнем». Это был единственный случай, когда в названии Игр однозначно ис­пользовалось слово «Олимпиада», что не нашло поддержки МОК[13].

В России в настоящее время имеется большое количество общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, которые играют важную роль в развитии большого спорта и вносят существенный вклад в организацию массового физкультурно-спортивного движения. Во многих муниципалитетах открыты школы и клубы, направленные на работу с людьми с ограниченными возможностями здоровья[12].

История развития спорта инвалидов России для разных нозологических групп приходится на конец XIX начало XX веков. К примеру, начало физического воспитания слепых в России восходит к 1881 году, когда было создано благотворительное общество, получившее наименование «Мариинское Попечительство для призрения слепых», а с 1888 года – «Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых». Создателем и первым председателем Совета Попечительства был известный государственный и общественный деятель России, статс-секретарь Константин Карлович Грот.

К.К. Грот одним из первых в нашей стране понял суть физического воспитания молодежи вообще и слепых детей в частности. Еще в 1870 году, то есть за 11 лет до создания Мариинского Попечительства о слепых, он явился учредителем в Петербурге первого в нашей стране врачебно-гимнастического общества и открыл двухгодичные курсы по подготовке преподавателей гимнастики для гимназий и прогимназий. На курсах обучались в основном студенты Петербургского университета, желающие получить вторую специальность. Это был первый опыт создания в России учебного заведения по подготовке преподавателей физкультуры для гражданского ведомства. Курсы просуществовали всего два года, однако данный опыт был востребован в будущем[17].

23 ноября 1981 г. в Ленинграде состоялась 1-я научно-практическая конференция «Физическая культура и спорт инвалидов», организованная Советом экономического и социального развития при Ленинградском обкоме КПСС, Комитетом по физической культуре и спорту при Исполкоме Ленсовета, Ленгорсобесом, ЛНИИ протезирования и городским врачебно-физкультурным диспансером[12].

Развитие спорта инвалидов в тот период тормозило отсутствие информации о состоянии и развитии физической культуры и спорта за рубежом, поэтому практические наработки осуществлялись на интуитивном уровне.

Огромный вклад в создание клубов, секций, Федераций в России и СССР внесла ответственный секретарь Всероссийской Федерации физической культуры инвалидов С.А. Титова. Так, в вузовские научно-практические и методические конференции Ленинграда были включены материалы по физическому воспитанию студентов-инвалидов, динамике физической работоспособности, читались доклады в научном обществе по спортивной медицине в Ленинграде, Москве, Новокузнецке, Брянске и других городах[12].

Однако следует считать, что впервые советские инвалидыспортсмены появились за рубежом в 1989 г. – на чемпионате стран социалистического содружества по плаванию. На этих соревнованиях у сборной команды инвалидов СССР появилась возможность заявить о себе в международном спортивном сообществе. Этим соревнованиям предшествовали I Всероссийские летние спортивные игры инвалидов (Омск, 1987 г.), II Всероссийские летние спортивные игры инвалидов (Омск, 1988 г.), Всесоюзная Спартакиада инвалидов (Саки, 1989 г.), а с 1990 г. стали проводиться чемпионаты и первенства РСФСР и СССР по отдельным видам спорта (легкой атлетике, плаванию, волейболу сидя, стрельбе из лука, настольному теннису, шашкам, шахматам)[14].

Современные Паралимпийские игры проводятся на тех же спортив­ных объектах, что и Олимпийские, с использованием анало­гичных ритуалов и атрибутики - флага белого цвета с распо­ложенным в центре паралимпийским символом. Спортсмены-паралимпийцы произносят клятву, по своему духу похожую на олимпийскую: «От имени всех спортсме­нов я обещаю, что мы будем участвовать в Паралимпийских играх, уважая и соблюдая установленные правила, в духе справедливой борьбы, ради славы спорта и чести наших ко­манд». Философская концепция жизни, которая концентри­руется в олимпизме и объединяет в единое целое тело, волю и разум, в свое время нашла отражение в паралимпийском де­визе - «Разум, тело, дух».

Членами Международного паралимпийского комитета являются более 162 национальных организации, но не каж­дая имеет статус национального паралимпийского комитета своей страны[12].

  1.  
    1. Особенности паралимпийского спорта

Современный спорт лиц с особыми потребностями как социальное явление характеризуется наличием целого ряда специфических тенденций и особенностей. Главными из них являются: выраженная тенденция к популяризации и развитию среди инвалидов практически тех же видов спорта, что пользуются популярностью в обществе, а также нозологически - специфических видов спорта (голбол,боче и т.д.); наличие адекватных изменений в правилах соревнований, обусловленных исключительно функциональными возможностями инвалидов; стремление к интеграции адаптивного спорта со спортом здоровых людей[15 ].

Важная особенность паралимпийского спорта это использование именно спортивной дея­тельности по сравнению с лечебной физической культурой или занятиями в рамках адаптивного физического воспитания обоснована следующим:

  • психологическое воздействие спортивных игр и сорев­нований облегчает компенсацию физических, психических, социальных изменений личности инвалида, нормализуя его социальную значимость, повышая психоэмоциональную стойкость в условиях стресса;

  • дозированное использование повышенных физических нагрузок при занятиях спортом выявляет резервные возмож­ности организма, ускоряя процессы адаптации;

  • повышение коммуникативной активности, социальная поддержка в условиях соревнований имеет большое значение как в семейно-бытовой сфере, так и в процессе подготовки к трудовой деятельности. Одна из основных особенностей Паралимпийских игр, это содержание программы соревнований, а именно сами соревнования.В настоящее время, на Паралимпийских играх проводят­ся соревнования по баскетболу на колясках, боче, велоспорту, волейболу сидя, голболу, гребле (с 2008 г.), дзюдо, конному спорту, легкой ат­летике, настольному теннису, парусному спорту, пауэрлифтингу, плаванию, стрельбе из лука, стрельбе пулевой, регби на колясках, теннису на колясках, фехтованию на колясках, футболу 7х7 и футболу 5х5 (с 2004 г.). На Паралимпийских зимних играх - соревнования по биатлону, горнолыжному спорту, лыжным гонкам, хок­кею сидя и кёрлингу (с 2006 г.). В программу Паралимпий­ских летних игр могут быть включены только те виды спорта, которые культивируются не менее чем в десяти странах че­тырех континентов, а в программу Паралимпийских зимних игр - только виды спорта, которые культивируются не менее чем в восьми странах двух континентов. Должны существо­вать международные и национальные организации по этому виду спорта, признанные Международным паралимпийским комитетом, национальные чемпионаты должны проводиться каждые два года[16]. Следует отметить, что среди этих организаций регламентирующих деятельность спорта инвалидов только дея­тельность Международного паралимпийского комитета име­ет нозологически полиструктурный характер - в Паралимпийских играх принимают участие спортсмены с поражением зрения, повреждениями позвоночника и спинного мозга, це­ребральным параличом, ампутациями и другими поврежде­ниями опорно-двигательного аппарата. В Паралимпийских играх 1996-2000 гг. принимали участие также спортсмены с поражением интеллекта, но в 2001 году Международный паралимпийский комитет исключил спортсменов данной нозологической группы из-за нарушения требований МПК [10]. Игры спортсменов с поражением слуха- Сурдлимпийские игры проводятся под руководством Международного сурдлимпийского комитета, а игры спортсменов с нарушениями интеллекта – Международной организацией Специальных олимпиад. С Паралимпийских игр в Лондоне 2012 года, спортсмены с поражением интеллекта вновь участвуют в паралимпиаде.

  1.  
    1. Психологические проблемы спортсменов - паралимпийцев

В научной теории инвалидность представляет собой состояние человека, характеризующееся постоянной или длительной, полной или частичной потерей трудоспособности. Выраженные нарушения функций не могут быть восстановлены под влиянием лечебных мероприятий и препятствуют выполнению работы по профессии (специальности). Эти нарушения нередко приводят к психическим расстройствам, связанным с ощущением неполноценности. Очень сильное отрицательное воздействие оказывает инвалидность на психоэмоциональное состояние человека. Психологическая перестройка личности после травмы характеризуется наличием астеноневротического синдрома, выражающегося в раздражительности, вспыльчивости, быстрой истощаемости психических и физических процессов. Психика инвалидов сильно страдает от ограниченности информации, не поступающей в соответствующие отделы мозга от двигательного аппарата, и от невозможности выполнения ряда двигательных действий. Патологические процессы, развивающиеся в результате травмы, с одной стороны разрушают целостность и естественность функционирования организма, а с другой - вызывают у инвалидов комплексы психической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками.

При подготовке спортсмена к соревнованиям необходимо соблюдать ряд условий: спортсмен должен иметь хорошую физическую и техническую подготовленность, а также быть готовым настойчиво и систематически укреплять свою психику.

К приемам, содействующим развитию психической устойчивости и самообладания, относят:

• требование выполнять задание на оценку в присутствии посторонних наблюдателей;

• требование выполнять задание с самооценкой сразу после исполнения;

• выполнение задания на устойчивость в различных направлениях и точках зала;

• выполнение задания в соревновании между членами учебной группы;

• работа над заданием в условиях сбивающих факторов;

• выполнение задания в состоянии усталости.

Индивидуализация подготовки спортсменов к соревнованиям основывается прежде всего на особенностях их психических качеств в конкретных условиях предстоящих соревнований и направлена на формирование уверенности. Исследования установили, что многие спортсмены с ограниченными возможностями уже используют психологические навыки, хотят узнать больше о психологических приемах и методах для скорейшего достижения цели[21].

Важно помнить, что спортсмены с ограниченными возможностями в первую очередь именно спортсмены, люди, у которых также как и у других спортсменов могут возникнуть какие либо проблемы как физические, так и психологические, рассмотрим некоторые из них.

  1.  
    1.  
      1. Проблема навешивания «ярлыков»

Одна из проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями это «навешивание ярлыков» из –за инвалидности, а такие качества как интеллект, социальная компетентность, чувство юмора, способности и др. остаются незамеченными в обществе. Люди склонны рассматривать инвалидность, ориентируясь на образы, представленные в средствах массовой информации. В отличие от представленного негативного образа, образ спортсмена с ограниченными возможностями часто формируется позитивным. Для общества спортсмены с ограниченными возможностями часто являются героями, выполняя даже обычную деятельность, такую как поход в школу или на тренировку. Представление общества о том что спортсмены с ограниченными возможностями являются героями участвуя в соревнованиях и живя при этом обычной жизнью, также является стереотипом, к которому сами спортсмены относятся непониманием. Спортсмены считают свои спортивные успехи обычными спортивными достижениями[22].

Р. Бергер предположил, что стереотип может быть одновременно ограничением возможностей и расширением прав для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В одном из исследований, спортсмен, который участвовал в нем, указал на то, что чувствовал, что люди относятся к нему двояко: как к беспомощному и как к герою. Большинство спортсменов высокого класса не хотят быть сведены к стереотипному представлению о себе, они предпочитают быть признанными за свои спортивные достижения[19].

Так, можно сказать о том, что спортсмены с ограниченными возможностями здоровья занимаются спортом не для прославления себя, а для развития себя как личности и достижения спортивных результатов. Спортивные психологи, работающие со спортсменами должны сосредоточиться в первую очередь на способностях спортсмена, а не на инвалидности.

  1.  
    1.  
      1. Классификация спортсменов - паралимпийцев как психологическая проблема

Классификация спортсменов является неотъемлемой частью спортивной деятельности. Спортсмены -олимпийцы классифицируются по полу, иногда по весу и большинство спортсменов знают их классификационную группу, могут предположить или контролировать результат. Спортсмены с ограниченными возможностями также классифицируются на основании их функциональных возможностей[21].

Спортсмены различных нозологий распределяются на соревновательные группы в соответствии с медицинскими (общими) и спортивно-функциональными классификациями.

Медицинская классификация позволяет определить диагноз и степень поражения организма, спортивно-функциональная - степень двигательные возможности для участия в соревнованиях по определенному виду спорта, причем двигательные возможности паралимпийцев учитываются независимо от их тренированности, а класс спортсмена подлежит постоянному пересмотру с учетом возможных функциональных изменений организма.

К медицинским (общим) классификационным группам относятся спортсмены с поражением зрения (3 класса); повреждениями спинного мозга (8 классов); ампутациями (9 классов); церебральным параличом (8 классов); прочими повреждениями опорно-двигательного аппарата (6 классов). Спортсмены, которые не имеют возможности ходить, объединяются в стартовые группы на колясках в соответствии с уровнем двигательных возможностей.

Спортивно-функциональные классификации направлены на обеспечение равных возможностей для достижения спортивных результатов.

Например, в соревнованиях по легкой атлетике из спортсменов схожих функциональных возможностей формируются стартовые группы трековых (бег, гонка на колясках и т.д.) и полевых дисциплин (метания), обозначенные «Т» и «F» соответственно (от англ. Track & field - «легкая атлетика»).

В баскетболе на колясках двигательные возможности спортсмена оцениваются в 1-4,5 балла, а сумма баллов команды из пяти спортсменов не может превышать 14 баллов[18].

В плавании спортсмены с травмами спинного мозга, детским церебральным параличем и ампутацией конечностей могут соревноваться в одной группе[20]. Подобные классификационные нормы используются во всех видах спорта программы Паралимпииских игр.

Процесс классификации может стать стрессовым. Во - первых, сам процесс прохождения классификации это стресс, независимо от результата. Во- вторых, если спортсмена переводят в более сложный функциональный уровень, это значит, что он будет соревноваться со спортсменами, которые сильнее и подготовлены лучше, работают быстрее. Мысль о столкновении с более подготовленными спортсменами часто вызывает тревожность и страх и сомнение в своих силах, что соответственно может сказаться на результатах соревнований. Изменение классификационной категории на уровень ниже, чем была у спортсмена до этого, также не вызывает положительных эмоций перед соревнованиями[21].

Можно сделать вывод о том, что процедура классификации спортсменов с ограниченными возможностями здоровья также может стать целой психологической проблемой, над которой нужно работать. Спортивные психологи должны помогать своим спортсменам готовиться к процессу классификации, как к положительному ее исходу, так и к отрицательному.

  1.  
    1.  
      1. Травма как «вторичная» инвалидность

Около 15% спортсменов живут со своими недостатками с рождения и не знают жизни без инвалидности. По сравнению со спортсменами –олимпийцами, спортсмены с ограниченными возможностями здоровья тратят больше времени на обучение и закрепление навыков. Состояние инвалидности, специфические спортивные стрессоры и использование каких либо вспомогательных или поддерживающих средств (например, протезов, колясок) часто во взаимодействии приводят к увеличению вероятности травмы. Например: спортсмены с односторонней ампутацией ноги, часто получают травмы суставов целых конечностей по причине повышенной нагрузки на одну сторону. Травмы плеча довольно распространенное явление среди спортсменов на колясках и часто происходят от колясок для тренировок и в повседневной жизни в сочетании с недостаточным отдыхом и временем восстановления. Существует также риск теплового удара или истощения организма. Для спортсменов с ограниченными возможностями, усталость, боли и дискомфорт это неотъемлемые составляющие спортивной деятельности. Боль и усталость являются барьерами, ограничивают физическую активность, тем самым становятся очередной психологической проблемой спортсменов - паралимпийцев, с которой нужно уметь справляться. Обучение в управлении болью, избеганием травм и перетренированности, продуктивная подготовка к соревнованиям может быть трудной для спортсменов с ограниченными возможностями. Довольно сложно распознать боль из – за усталости и боль, которая может являться признаком серьезной травмы. Умение вовремя распознать и предотвратить травму может быть сложным не только для спортсменов, но и для тренеров и спортивных психологов[21].

  1.  
    1. Особенности работы со спортсменами -паралимпийцами

Человеку, оказавшемуся в состоянии инвалидности, необходимо приложить колоссальные усилия, к тому, чтобы приспособиться к сложившимся условиям, научиться жить полноценной жизнью и принимать активное участие во всех сферах жизни человеческого общества, организации и осуществлении физкультурно-спортивной деятельности. В немногочисленных исследованиях выявлено положительное влияние применения общеразвивающих упражнений, подвижных игр, элементов спортивных игр в комплексе с мероприятиями арттерапии и танцевально-двигательной терапии на физическую подготовленность инвалидов и в частности, инвалидов с ДЦП, их способность к самостоятельной двигательной деятельности, снижение степени ограничения подвижности суставов и оптимизацию психического состояния[4]. Однако все большее заимствование средств и методов, применяемых в спорте здоровых людей, увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок, использование вне тренировочных средств повышения работоспособности инвалидов приводит к необходимости оценки не только физической, но и психической адаптации спортсменов. Между тем, в отечественной и зарубежной литературе практически отсутствуют данные о личностных особенностях инвалидов и об особенностях работы с этой категорией спортсменов. Но нужно заметить, что, хоть паралимпийский спорт и имеет очень много общего с олимпийским, все же имеются особенности работы со спортсменами. Тренеру и спортивному психологу нужно учитывать различное отношение к болезни, личностные характеристики и психологические и физические данные спортсмена, особенности здоровья спортсмена[21].

  1.  
    1.  
      1. Особенности работы тренера

В последние десятилетия в теории и методике спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры наблюдается значительный прогресс, в сфере научного, методического, организационного обеспечения различных видов спорта, что определило выраженный рост не только в спортивных результатах, но и во всех компонентах спортивной деятельности в целом. В настоящее время высоких спортивных результатов достигают спортсмены, которые совместно с тренерским составом овладели современными научно-практическими и организационными знаниями в области спортивной деятельности, тренировочного и соревновательного процессов[15].

Тренер для спортсмена-инвалида — это и друг, и наставник, и руководитель. Он помогает своим подопечным собрать все необходимые документы, изучить основы тренировки в выбранном виде спорта, найти работу. Однако у подростков с ограниченными возможностями здоровья есть особенность – они обидчивы и мнительны. Тренер спортсменов-инвалидов ни на секунду не должен забывать о том, с кем он работает. Как только он забылся – грош ему цена. Поэтому тренер должен быть одновременно и тренером и психологом и другом[22].

В воспитании спортсменов с ограниченными возможностями здоровья немаловажную роль играют и родители. Они должны полностью положиться и довериться тренеру, поддержать спортсмена, но ни в коем случае не вмешиваться в тренерский процесс и не жалеть спортсмена. В этом случае очень важную роль будет играть отношение самого родителя к виду спорта, которым занимается спортсмен и установление доброжелательных отношений с тренером[15].

1.4.2. Особенности работы психолога

Многие спортсмены с ограниченными возможностями здоровья ощущают в своем виде спорта нехватку квалифицированных тренеров, многие из них не имеют специального образования или являются волонтерами, желающими помочь. Даже спортсмены стран с хорошо организованной системой поддержки спорта инвалидов, например Канада и США, также страдают он нехватки тренеров, хотя и тренируются спортсмены с ограниченными возможностями, со спортсменами, не имеющими инвалидность. Даже спортсмены Великобритании, страны с богатой историей адаптивного спорта ощущают нехватку тренеров для своей команды. По причине ограниченности в тренерском составе спортсмены часто вынуждены сами планировать и организовывать свою тренировку, но делают это очень часто не правильно и не корректно, что приводит к перетренированности или недоработки определенных элементов и соответственно не готовности показать хорошие результаты на соревнованиях[21].

На основании приведенных трудностей спортсменов с тренерами, можно предположить, что спортивным психологам, возможно, придется помогать своим клиентам, найти тренера. В некоторых ситуациях, спортивному психологу даже приходится становиться на место тренера спортивной команды и осуществлять функции тренера. Поэтому, подводя итог, важно подчеркнуть, что спортивные психологи, работающие со спортсменами с ограниченными возможностями, должны учитывать и рассматривать возможность расширения спектра услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сказать, что развитие адаптивного спорта и в частности паралимпийского спорта- очень важное и значимое явление, не только для самих спортсменов, но и для общества в целом. Особенности паралимпийского спорта, выражают его особую направленность и помогают людям с ограниченными возможностями здоровья встать в один ряд с олимпийскими спортсменами. При этом, жизнь «обычных» людей отличается от жизни спортсменов с ограниченными возможностями, а их жизненный опыт будет влиять на спортивные устремления и результаты. Но не смотря на трудности, с которыми сталкиваются спортсмены, а это непонимание и стереотипное мышление общества, недостаток квалифицированных тренеров, переживания по поводу собственного здоровья, физические и психологические трудности и многие другие, спортсмены- паралимпийцы раз за разом доказывают свою стойкость, жизнелюбие и силу воли, достигая новых вершин, устанавливая новые рекорды. Важную роль в подготовке спортсмена-паралимпийца играет тренер: его отношение к работе, профессиональные навыки и желание помочь спортсмену профессионально расти, учитывая его индивидуальность, особенности заболевания, а самое главное- способности спортсмена, помогут создать атмосферу взаимопонимания и принятия, что важно для достижения оптимального психологического и физического состояния спортсмена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алонсо Х.М. Спорт и инвалиды: социальный эффект Паралим­пийских игр / Х.М. Алонсо // Спорт для всех. –1996. – № 1. – С. 34.

  2. Астафьев Н.В. Дополнительное физкультурно-спортивное образование умственно отсталых школьников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.В. Астафьев; СибГУФК. – Омск, 2006. – 22 с.

  3. Брискин Ю.А. Тенденции развития спорта инвалидов в систе­ме Международного олимпийского движения / Ю.А. Брискин // Наука в олимпийском спорте. – 2006. – № 1. – С. 23–30.

  4. Дерябина Г.И. Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры у инвалидов 11 - 14 лет с детским церебральным параличом [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Г. И. Дерябина; [Тамбовский государственный университет]. – Тамбов, 2006. – 154 с.

  5. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании [Текст]: учеб. пособие для дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Дмитриев. – М.: Academia, 2002. – 176 с.

  6. Евсеев С.П. Адаптивный спорт: учеб. пособие / С.П Евсеев.- М.: Издательство "Советский Спорт", 2010. - 316 с.

  7. Евсеев С.П. Проблемы развития адаптивного спорта / С.П. Евсеев // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 527-528.

  8. Евсеева О.Э. Опыт повышения квалификации специалистов по работе с инвалидами / О.Э. Евсеева // Лесгафтовец. – 2012. – № 1 (1628). – С.3–4.

  9. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб.-методич. пособие / Т.В. Зозуля. -М.: Академия, 2005. - 304с.

  10. Карпенко Л.М. Деятельность организации «Специальные олимпиады» в современном обществе / Л.М. Карпенко // Наука в олимпийском спорте.– 2006. –№ 1.– С. 38–44.

  11. Марьясова Д. А. Психическая адаптация спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата [Текст] : автореф. дис. . канд. мед. наук : 14.01.06, 14.03.11 / Д. А. Марьясова ; [Моск. гос. мед.-стоматол. ун-т им. А. И. Евдокимова]. – Москва, 2013. – 26 с.

  12. Махов А. С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование: монография / А. С. Махов. – М.: РУДН, 2011. –196 с.

  13. Мудрик В. История возникновения и развития международ­ных спортивных организаций инвалидов / В. Мудрик // Наука в олимпийском спорте. – 2006. – № 1. – С. 45–49.

  14. Передерий А.В. Общая характеристи­ка классификации в спорте инвалидов / А.В Передерий // Наука в олимпийском спорте. – 2006. – № 1. – С. 50–54.

  15. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсме­нов / В.Н. Платонов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.

  16. Приступа Е.Н. Виды спорта и тенденции формирования программ соревнований Паралимпийских игр/ Е.Н.Приступа // Наука в олимпийском спорте. – 2003. – № 1. – С. 115–120.

  17. Скребицкий, А.И. Воспитание и образование слепых, и их призрение на западе/ А. И. Скребицкий. – СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1903. – 138 с.

  18. Сладкова Н.А. Функциональная классификация спортсменов-инвалидов /Н.А. Сладкова // Адаптивная физическая культура. – 2000. – № 2. –С.61–66.

  19. Berger R.J. Disability and the dedicated wheelchair athlete: Beyond the «Supercrip» critique / R.J. Berger // Journal of Contemporary Ethnography. – № 37. – 2008.– P. 647–678.

  20. Hanrahan S.J. Athletes with Disabilities / S.J. Hanrahan // Handbook of sport psychology. – 2007– P. 845–858.

  21. Martin Jeffrey J. Athletes with physical disabilities /Jeffrey J. Martin //Routledge Handbook of Applied Sport Psychology. ­– 2010. – P. 432–441.

  22. «Тренер для спортсмена с ограниченными возможностями здоровья - это и друг, и наставник» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://neinvalid.ru/trener-dlya-sportsmena-s-ogranichennyimi-vozmozhnostyami-zdorovya-eto-i-drug-i-nastavnik-slozhno-li-vospitat-chempiona-surdlimpiyskih-igr/ (Дата обращения: 23.12.2015).

23

Просмотров работы: 4771