ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОСНОВНЫЕ НОВЕЛЛЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОСНОВНЫЕ НОВЕЛЛЫ

Зайнетдинова Т.Ф. 1
1Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Практически во всех государствах мира дети находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и Российская Федерация, так как забота о несовершеннолетних, охрана их прав и законных интересов является важнейшей задачей нашего государства.

Несовершеннолетние наряду с инвалидами, престарелыми, беременными женщинами, лицами, страдающими психическими расстройствами относятся к числу тех лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества и поэтому нуждаются в особой защите своих прав и интересов.

В российском праве несовершеннолетний – это человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами государства.

В международных актах используется термин "несовершеннолетний" (малолетний, ребенок). Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 говорит, что несовершеннолетний- это о человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее.

Несовершеннолетние дети не являются или являются частично участниками гражданско- правовых отношений. Чтобы являться таковым для человека нужно быть правоспособным и дееспособным. Гражданская правоспособность — это признанная законом способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается за гражданами с рождения и прекращается с их смертью. Например, грудной ребенок может быть собственником дома, квартиры, вклада в банке и т. д.

Гражданская дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достиже­нии 18-летнего возраста (ст. 21). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной дееспособностью. Дети до 6 лет гражданской дееспособностью не обладают.

Как мы видим, чтобы осуществлять и защищать в полной мере свои права, гражданин должен быть совершеннолетним, т.е. достигшим возраста 18 лет, или эмансипированные до этого возраста по определенным причинам. А до достижения этого возраста права детей осуществляют и защищают родители или законные представители. Среди таких представителей органы опеки и попечительства занимают особое место.

Статья 56 Семейного кодекса РФ говорит нам о том, кто может выступать субъектом защиты прав и законных интересов ребенка, это – родители. В наше время нередки случаи, когда несовершеннолетние дети лишаются родителей по каким- либо причинам. Тогда их представляют лица, заменяющие родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки и попечительства, прокурор и суд.

Органы опеки и попечительства непосредственно включены в единый механизм осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан в области гражданских, семейных, жилищных отношений. Органы опеки и попечительства участвуют в установлении форм устройства и воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, осуществляют контроль за исполнением законными представителями несовершеннолетних возложенных на них полномочий. Без разрешения органов опеки и попечительства не могут быть совершены сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних. Участие органов опеки и попечительства в процессе осуществления сделок несовершеннолетними предопределено неполной дееспособностью детей. Эти органы выступают дополнительным контрольным звеном в определении законности и допустимости совершения сделок с имуществом ребенка после действий (содействия) родителей, усыновителей, опекунов (попечителей).[2]

Органы опеки и попечительства как элемент механизма защиты прав детей является комплексным и по сфере имущественных и неимущественных отношений, в которые он включен: гражданские, семейные, жилищные. В то время как вопросы регулирования указанных отношений отнесены либо к исключительному ведению РФ (гражданское законодательство), либо совместному ведению РФ и субъектов РФ (семейное, жилищное законодательство). С 1 января 2008 г. полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству переданы органам государственной власти субъектов РФ. До этого функции органы опеки и попечительства выполняли органы местного самоуправления. В настоящее время органы опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.[3]

Выделим самые главные функции данного органа:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) учет детей, оставшихся без попечения родителей ;

3) выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения;

4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей;

5) освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.[1]

В целях защиты прав несовершеннолетнего над ним устанавливается опека или попечительство.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, которые признаны судом недееспособными вследствие психического расстройства. Сущность опеки представляется в том, что вместо ребенка возрастом до 14 лет, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо- опекун. Эти лица являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени своих подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном.

Попечительство отличается от опеки содержанием обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей. Оно устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны, над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.[4]

Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо- попечитель -помогает частично дееспособному осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение такими лицами сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно). Попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего. Наряду с этим попечитель охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании подопечных, обеспечивать им уход и лечение, защищать их права и интересы, заботиться об их обучении и воспитании, если подопечные – несовершеннолетние, а также обязаны проживать совместно с подопечными.[5] Если несовершеннолетние достигли 16 лет – с разрешения органа опеки и попечительства возможно раздельное проживание.

Все положения об органах опеки и попечительстве изложены в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015). Этот закон в последние годы не потерпел кардинальных изменений. Но отдельные пункты все же подверглись преобразованиям. Например, в части 3 статьи 19 вошли новые положения о банковском счете подопечного, а именно о том, что опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного на счет, при условии, что указанные денежные средства застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает размер возмещения по вкладам (изменение, внесенное Федеральным законом от 04.11.2014 N 333-ФЗ). Тогда как в старой редакции норма звучала так: опекун или попечитель вносят денежные средства подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации.

В случае, если суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, превышает предусмотренный размер возмещения по вкладам, банк не позднее следующего рабочего дня уведомляет опекуна или попечителя, а также орган опеки и попечительства о сумме такого превышения и о последствиях такого превышения. (изменение, внесенное Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ).

Таким образом, органы опеки и попечительства являются одним из основных элементов системы защиты прав детей в нашей стране, и развитие законодательства РФ об обеспечении и защите прав несовершеннолетних развивается на принципах преемственности с включением элементов новизны, востребованных гражданским оборотом.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об опеке и попечительстве".- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  2. Магдесян Г.А. Правовое положение органов опеки и попечительства в правоотношениях по опеке и попечительству // Законность и правопорядок в современном обществе.- 2013.- № 15.- С. 31-35.

  3. Ахмедова З.А. Вопросы совершенствования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми // Юридический вестник ДГУ.- 2015. – № 4.- С.114-117

  4. Нечаева А. М. История законодательства об опеке и попечительстве над несовершеннолетними// Законы России: опыт, анализ, практика.- 2013.- № 4.- С. 3-8.

  5. Грибков А.М. ФЗ «Об опеке и попечительстве»: основные проблемы и пути развития// Юридическая наука и практика: история и современность. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции.- 2014.- С. 108-110.

Просмотров работы: 2066