КОРРУПЦИЯ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОРРУПЦИЯ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЙ

Савич Е.О. 1
1Южный институт менеджмента
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время о борьбе с экономической преступностью говорят, чуть ли не каждый день. Экономическая безопасность государства ставится во главу угла. Это и понятно. Ни одно государство не может развиваться, повышать уровень жизни своих сограждан, интегрироваться в мировое сообщество, если в стране процветает коррупция. А деньги, которые могли бы пойти на развитие социальной сферы, оседают в карманах чиновников или в оффшорных зонах.

Сегодня мы наблюдаем масштабную трансформацию коррупционных преступлений – преступник становятся все осторожнее, а коррупционные схемы все изощреннее. При этом, мы видим тенденцию сращивания интересов бизнеса и чиновничества, повышение «интеллектуальности» коррупционных механизмов и включение в коррупционные схемы должностных лиц и бизнесменов зарубежных государств. Ситуация в рассматриваемой сфере обостряется год от года.

Коррупция представляет угрозу безопасности для любого государства. Именно поэтому в 2003 году была принята Конвенция ООО «Против коррупции», а в марте 2006 года Россия ее ратифицировала. 13 апреля 2010 года Президент Российской Федерации подписал Указ, которым утвердил Национальную стратегию по противодействию коррупции. В указанной Стратегии изложена новая редакция Национального плана по противодействию коррупции. Целью приведенных нормативных актов является искоренение причин и условий, порождающих данное негативное явление в российском обществе.

В современном мире вряд ли хоть одна страна сможет застраховать себя от коррупции. Однако в нашей стране для процветания коррупции на всех уровнях властных структур сложились наиболее благоприятные условия.

Среди проблем, порождающих коррупцию в большинстве стран, которые находятся на стадии модернизации, можно выделить следующие:

1 Проблемы, связанные с переходом от тоталитарного режима к рыночным отношениям. Административные органы власти, особенно на уровне субъектов РФ, продолжают играть по тем правилам экономики, которые сами же для себя и устанавливают. Данная тенденция, несомненно, порождает коррупцию.

2 Политическая нестабильность и экономический спад. Данные факторы ведут к снижению уровня жизни населения, к неспособности государства гарантировать достойную заработную плату госслужащим, вследствие чего и те и другие осуществляют поиск дополнительной выгоды с помощью коррупции.

В условиях экономического кризиса государство, пытаясь увеличить доходную часть бюджета, увеличивает налоговое бремя налогоплательщиков, что приводит к расширению зоны теневой экономики, а, следовательно, и сферы коррупции.

3 Неразвитость и несовершенство законодательства. Прежде всего, проблемы возникают в переходной экономике ввиду отсутствия законодательного регулирования новых сфер деятельности, что является благоприятнейшим условием для развития коррупции. На сегодняшний день многие вопросы до сих пор сохраняют значительную законодательную неопределенность, в частности, это относится к вопросам собственности, и, прежде всего, собственности на землю. Нелегальная распродажа земельных ресурсов, однозначно, создает предпосылки к распространению коррупции.

Неразвитость законодательства проявляется и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур.

4 Неэффективность институтов власти, и, прежде всего, исполнительной, заключается в том, что на государственную службу приходит немало чиновников с целью использования служебного положения для удовлетворения личных потребностей.

5 Слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. Любое демократическое государство способно решать возникающие проблемы только совместно общественными институтами. При появлений разочарований граждан, обусловленных ухудшением социально-экономического положения, происходит отчуждение общества от власти и изоляция последней. При этом стоит отметить, что любое проявление коррупции не может быть подавлено без активного участия общественных институтов.

В последние годы в экономике России наиболее бурно происходили преобразования, появлялись новые сферы деятельности. Именно здесь более всего ощущался рост коррупции. Рассмотри основные сферы государственного присутствия в экономике, в которых чаще всего порождалась коррупция:

1 Приватизация государственной собственности. Данный феномен оказывает влияние на возникновение и развитие коррупции в любой стране мира. В нашей стране это еще и усугубилось масштабами приватизации и слабым контролем за ее ходом. Сюда же можно добавить и многочисленные случаи, не подпадающие под уголовную ответственность: заниженная оценка приватизируемых объектов, манипуляция условий конкурсов, банкротство предприятий и приобретение их чиновниками через подставных лиц практически бесплатно.

2 Исполнение бюджета и распределение бюджетных средств. Основная причина возникновения коррупции в этой сфере состоит в слабой дисциплине исполнения бюджета и в отсутствии должной реакции на результаты контрольных проверок, обнародованных Счетной палатой.

3 Предоставление эксклюзивных прав. Здесь идет речь о получении разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций, лицензирование отдельных видов экономической деятельности, получении льгот в области налогообложения и кредитования бизнеса. Сюда же следует отнести «услуги» по отсрочке налоговых платежей, предоставлению льгот заемщикам бюджетных средств, продлению кредитных договоров, предоставлению государственных гарантий и т.п.

4 Банковская сфера в России также подвержена коррупционному воздействию. По преступному сговору чиновников и коммерческих банков была разработана и широко использовалась коррупционная схема, позволившая перейти от взяток наличными в «конвертах» к получению льготных кредитов, открытию вкладов по завышенным (в десятки раз) процентам, а также к другим формам «благодарности».

5 Противозаконный лоббизм в законодательных органах. В силу депутатской неприкосновенности данный вид коррупционных проявлений сложнее всего подвергнуть контролю и уголовному преследованию.

6 Правоохранительные органы и экономическая преступность, сращиваясь, создают среду, которая является существенным препятствием для борьбы с коррупцией. Коррупция также проникает в судебные органы.

И это далеко не полный перечень основных сфер, в которых процветает коррупция.

Очевидно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни общества. На сегодняшний день в России уже проявляются следующие негативные последствия:

1 Экономические последствия:

– усиление развития теневой экономики, в результате чего бюджеты всех уровней бюджетной систем РФ недополучают значительных сумм налоговых поступлений. Вследствие этого обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой;

– возникает нарушение конкурентных механизмов рыночной экономики, что приводит снижению эффективности рынка, дискредитацию идей совершенной конкуренции, и, как результат, повышение цен и низкое качество товаров. Таким образом, победителем становится не тот, кто имеет конкурентное преимущество, а тот. кто смог эти преимущества приобрести за «отдельную плату».

– замедление появления эффективных частных собственников, в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации;

– неэффективное использование бюджетных средств, в частности – при распределении государственных заказов и кредитов, что еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны;

– повышение цен за счет коррупционных «накладных расходов». В итоге страдает потребитель;

– ухудшение инвестиционного климата и, следовательно, проблемы преодоления спада производства и обновления основных фондов не решаются.

2 Социальные последствия:

– обострение бюджетного кризиса, снижение способности власти решать социальные проблемы вследствие отвлечения колоссальных средств от целей общественного развития;

– резкое увеличение имущественного неравенства, бедности большей части населения. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения;

– формирование в общественном сознании представления о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти, т.е. происходит дискредитация права, как основного инструмента регулирования жизни общества.

– усиление социальной напряженности, бьющей по экономике и угрожающей политической стабильности в стране.

3 Политические последствия:

–смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок;

– снижение степени доверия к власти, рост ее отчуждения от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти;

– падение престижа страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

– снижение политической конкуренции. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает угроза разложения демократических институтов;

– повышение риска крушения развивающейся демократии по распространенному сценарию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией.

В 2014 году уровень коррупции в России увеличился: наша страна занимает 136 место, поделив его с Ливаном, Нигерией, Камеруном, Ираном и Кыргызстаном. Об этом говорится в ежегодном рейтинге «Индекс восприятия коррупции», представленном 3 декабря международной неправительственной организацией Transparency International.

На наш взгляд, основными мерами по снижению коррупции в России будут являться минимизация основных факторов, способствующих коррупции. Антикоррупционная программа должна обеспечивать системное применение экономических, социальных, правовых, организационных, воспитательных и других мер.

В качестве экономических мер по снижению коррупции в России можно выделить: обеспечение гарантий по свободе реализации предпринимательской инициативы и охране собственности граждан, обеспечение открытости бюджетной сферы, совершенствование законодательства в области налогообложения позволит уменьшить теневую зону экономики, расширение современных электронных средств расчетов приведет к сокращению наличного оборота и ограничению низовой коррупции.

Говоря о правовых мерах противодействия коррупции в России, нужно выделить: совершенствование судебной системы с гарантированием достойного дохода судей; совершенствование системы подготовки и отбора кадров на руководящие должности госаппарата; обеспечение большей процедурной и информационной надежности работы арбитражных судов; обеспечение развития административной юстиции.

На сегодняшний день проведение антикоррупционных мер в России, на наш взгляд, является не эффективным. Вынуждены согласиться с мнением председателя Конституционного суда РФ В. Зорькина, который отметил, что коррупция является одной из самых болезненных проблем российского общества, когда меры по борьбе с этим бедствием, вроде бы, принимаются, а результат от этих мер явно неудовлетворительный.

Таким образом, борьба с коррупцией должна осуществляться комплексно. оказывая рычаги давления как на экономические факторы ее возникновения, так и на политические, правовые, социальные и пр. Снижение уровня коррупции позволит создать сильное правовое и демократическое государство с конкурентоспособной экономикой, что приведет к повышению благосостояния граждан, сглаживанию социального неравенства, обеспечению социальной стабильности, порядка и справедливости.

Список использованных источников:

1. Гальперович Д. Коррупция в России: проблема обостряется [Электронный ресурс] // Код доступа: http://www.golos-ameriki.ru/content/dg-on-corruption-in-russia/2544835.html

3. Черкашина Е.А. Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы // Право: современные тенденции: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). – Уфа: Лето, 2014. – С. 77-80.

4. Интернет-портал РИА Новости [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ria.ru/incidents/20131126/979715462.html#ixzz3y7T2r5gd

Просмотров работы: 1856