ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дурнева Т.В. 1
1УлГПУ имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время перед образованием остро стоит проблема формирования у детей качеств личности. Федеральный государственный стандарт (ФГОС) ставит на первый план формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как способности ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного приобретения нового опыта. Стоит обратить внимание на личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях 2.

На наш взгляд, успешность социализации личности в обществе и системе межличностных отношений определяет уровень культуры поведения.

В отечественной педагогике вопросом о воспитании культуры поведения занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская. Однако в условиях постоянно меняющегося общества до сих пор остается нерешенным вопрос о принципах и средствах воспитания культуры поведения личности.

Формирование культуры поведения – это процесс длительный и требует усилий как школы, так и родителей. В условиях учебной программы формированию культуры поведения уделяется недостаточное внимание, а на уроках затрагиваются лишь некоторые стороны этого сложного процесса. Решать эту проблему позволяет внеурочная деятельность 4.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение результатов освоения основной образовательной программы».

Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра форм внеурочной деятельности, способствующих закреплению и развитию УУД по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) 1.

Важное место в организации внеурочной деятельности детей занимает создание условий для духовного становления личности, подготовки ребенка к предстоящему жизненному самоопределению, формирование у него активной гражданской позиции, готовности учащегося к самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности.

Внеурочная деятельность по формированию культуры поведения позволяет наиболее полно затронуть все аспекты развития личности, в том числе личностные УУД 2.

Взяв за основу программу внеурочной деятельности Ломтевой Е.Ю. «Этикет и культура общения», которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, мы выявили ряд условий, при которых, на наш взгляд, процесс формирования культуры поведения будет эффективен. Важно учитывать то, что в основу организации обучения положен ролевой и игровой принципы. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Главным содержанием занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами.

Эффективность процесса формирования культуры поведения во внеурочной деятельности можно повысить, если в ходе занятий:

  1. Используются наглядные средства;

  2. Выполняются творческие задания;

  3. Учащихся мотивируют к изучению правил поведения в обществе.

Использование наглядных средств стимулирует познавательные интересы учащихся, создает при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивает разностороннее формирование образов, способствует прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей 3. К наглядным средствам при изучении правил поведения мы относим плакаты, стенды, частично – настольные игры, рабочая тетрадь на печатно основе, просмотр дидактических мультфильмов.

Поскольку оформление отдельного кабинета, выделенного только под занятия этикетом, вызывает затруднения, следует обратить внимание на оформление школы в целом. Плакаты, стенды, обращающие внимание учащихся на правильность поведения в школе и за ее пределами, можно разместить в коридорах, рекреациях, специально отведенных в школе местах. Плакаты и стенды могут содержать материал и правила разного характера: утвердительное (как должно быть, как нужно поступать в той или иной ситуации) или отрицательное (через демонстрацию неправильного образца поведения).

Просмотр дидактических мультфильмов на занятии позволяет сделать процесс изучения нового материала интенсивным и интересным. Дидактический фильм (мультфильм) является одним из основных аудиовизуальных средств, используемых в процессе обучения. Нами было отобрано несколько мультипликационных сериалов, подходящих для сопровождения занятий по этикету: «Уроки тетушки Совы. Правила хорошего поведения» и «Уроки вежливости»; отечественных мультфильмов: «Винни-Пух в гостях у Кролика», «Мишка-задира», «Золотые слова», «Сестрички-привычки», «Что такое хорошо, что такое плохо?».

Настольные игры по этикету позволяют в доступной игровой форме изучить правила поведения. Кроме того, настольные игры имеют еще ряд положительных воздействий: развивается творческий потенциал и воображение, речь; происходит развитие социальной адаптивности ребенка, которому приходится ради достижения цели взаимодействовать с различными игроками; развивается скорость реакции, моторика 3. Нами были найдены следующие настольные игры по этикету, которые можно использовать на занятиях во внеурочной деятельности и на переменах: «Лото вежливости», «Пользование столовыми приборами», «Формулы вежливости», «Культура поведения». Игры рассчитаны как на несколько, так и на одного игрока, включают в себя инструкцию, игровое поле и карточки.

Творческие задания помогают учащимся внести собственную мысль, по-своему представить изучаемый материал через преобразование имеющихся знаний или создание новых форм. Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности младшего школьного возраста, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний 5.

Мы предлагаем следующие варианты творческих заданий в ходе внеурочной деятельности:

- иллюстрации к правилам поведения;

- рифмование правил поведения;

- написание сказок и рассказов, где применяется какое-то правило поведения;

- театральная постановка по сказкам, где отражаются правила поведения;

- составление словаря вежливых слов.

Мотивирование учащихся к изучению правил поведения в обществе происходит в первую очередь через осознание детьми необходимости знания правил этикета и применения их на практике. Это можно делать через вводную беседу, примеры, демонстрацию образцов неправильного поведения 4.

В занятие помимо вышеназванных приемов можно включить игры, театрализованные представления, экскурсии, посещение театра, библиотеки – все это создает условия для наилучшего усвоение принятого в обществе порядка поведения.

Для педагогов, занимающихся обучением детей правилам поведения, хорошо понятна воспитательная роль этикета: мы воспитываем человека, формируя у него понимание необходимости соблюдения правил поведения и взаимодействия в обществе 6. Поскольку младший школьный возраст является наиболее сензитивным для освоения норм и ценностей, а времени на уроках недостаточно для полноценного развития необходимых навыков поведения, внеурочная деятельность позволяет в полной мере охватить все направления развития культуры поведения, начиная с первого класса.

Литература:

  1. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. М.: ЦРСДОД, 2000. 180 с.

  2. Иванова И.Ю. Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2013. - № 2. – С. 57.

  3. Курочкина, Н. И. Этикет для детей и взрослых // Н. И. Курочкина. М.: Академия, 2001. 346 с.

  4. Строкова Р.С. Школа вежливости // Начальная школа. – 2008. – № 4.

  5. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. - М., 2002. 288 с.

  6. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: Издательство ИКАР, 2005. – 2-е издание. – 250 с.

Просмотров работы: 1986