ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Завьялова П.А. 1, Пшеничнова И.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начало обучения в высшем учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психолого-педагогической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения.

Термин «адаптация» происходит от латинского ad – «к»; aptus – «пригодный, удобный», aptatio – «приглаживание», adaрtatio – «приспособление». Адаптация – результат (процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей создаются возможности оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Различают два вида адаптации: биофизиологическую и социально-психологическую.

Социальная адаптация – это процесс вхождения личности в социально-ролевые связи и отношения, овладения ею социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями.

Социальная адаптация личности осуществляется в двух сферах:

  • социально-психологической сфере жизнедеятельности личности – системе общественно-психологических связей и отношений личности, возникающих при исполнении ею различных социально-психологических ролей, поэтому различают социально-психологическую адаптацию личности;

  • сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности, поэтому нужно говорить еще и о профессионально-деятельностной социальной адаптации личности.

Кроме этого можно говорить о следующих видах адаптации:

  • полной, генерализованной адаптации личности, когда происходит выстраивание функциональных структур и систем личности при определенной трансформации и среды ее жизни и деятельности. В таком случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями;

  • внешней поведенческой, приспособительской, когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. В результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности;

  • смешанной, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, в тоже время частично адаптируясь инструментально, поведенчески сохраняя и свое "Я", и свою самостоятельность.

Социально-психологическая адаптация бывает двух типов:

  •  
    1. прогрессивной, которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации и в ходе реализации которой достигается единство, с одной стороны, интересов, целей личности, и групп общества в целом - с другой;

    2. регрессивной, которая появляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности.

Адаптация в трактовке В.А. Якунина, это процесс взаимодействия «человек – окружающая среда», результатом которого является возникновение стратегии и модели поведения, адекватных условиям, меняющимся в этой среде. При адаптации личность путем перестройки или подбора стратегии поведения приспосабливается к изменениям в социальной среде. Д.В. Колесов использовал критерий оптимального соответствия, чтобы построить модель стадиальности адаптационного процесса. Она содержит следующие стадии:

Уравновешивание – это установление равновесия между индивидом и средой, с проявлением взаимного терпения к стереотипам поведения и системе ценностей.

Псевдоадаптация – сочетает в себе внешнюю приспособленность к обстановке и отрицательное отношение к ее требованиям и нормам.

Приноравливание – это принятие и признание основных ценностей в новой среде.

Уподобление – это психическая переориентация индивида, преобразование его прежних установок, ориентаций и взглядов.

Такая модель достаточно условна, ее стадии могут выступать одновременно или же взаимозаменяться.

Стадии адаптации личности студента первого курса, его учебной группы, к новой социокультурной среде, выделенные Е.В. Осипчуковой:

  1. Начальная стадия. Индивид (группа) осознает, как должен себя вести в новой социальной среде, но принять и признать новую систему ценностей ВУЗа еще не готов, поэтому стремится придерживаться привычной системы ценностей.

  2. Стадия терпимости. Между индивидом, группой и новой средой возникает взаимная терпимость к образцам поведения и системе ценностей.

  3. Аккомодация – принятие и признание индивидуумом системы ценностей в новой среде и одновременной признание группой новой социкультурной среды ценностей индивида.

  4. Ассимиляция – совпадение системы ценностей индивида (группы), среды.

Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, которое порождает своеобразный отрицательный эффект, называемый в педагогике «дидактическим барьером» между преподавателем и студентом.

Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность – определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации. Обеспечить достижение какого-либо уровня адаптированности позволяют стратегии адаптивного поведения, выбирая которые человек, взаимодействует с окружающей средой, достигает поставленного уровня или нет.

Адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в вузовскую систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требует от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.

С целью выявления трудностей в адаптации студентов первого курса нами после теоретического рассмотрения понятия адаптации было проведено анкетирование в студенческой группе (объем выборки – 15 студентов). Студентам была предложена анкета, выявляющая отношение к адаптации к студенческой жизни и уровень удовлетворенности вузовской жизнью, а также проведена методика «Адаптированность студентов в вузе».

Анализ результатов.

1 анкета «Трудно ли Вам было привыкать к студенческой жизни?»

40% студентов отметили, что процесс адаптации был трудным. Это связанно с переездом в другой город, знакомства с новыми людьми, новая система оценивания.

2 анкета «Удовлетворенность различными сторонами вузовской жизни»

20 % студентов не удовлетворены набором и содержанием учебных дисциплин.

26,7 % студентов недовольны своими результатами обучения, достигнутыми к зимней сессии.

13,3 % студентов не удовлетворены обеспеченностью учебно-методической литературой.

3 анкета была разделен на 5 блоков:

1 блок - «Отношение к ВУЗу»

6,7 % студентов поступили в ВУЗ не по собственному желанию.

26,7 % опрошенных хотели бы вернуться в школу.

6,7 % студентам не нравится учится в ВУЗе

2 блок « Отношения с преподавателями»

13,3% студентам не доступен материал, который объясняет преподаватель.

6,7 % студентам не нравится отношение преподавателей к учащимся.

3 блок «Отношения с куратором»

40 % студентов не обращаются за помощью к своему куратору

4 блок «Отношения с группой»

у 6,7 % студентов плохие отношения с группой.

у 26,7 % опрошенных студентов возникли проблемы в группе.

5 блок «Учеба в ВУЗе»

у 6,7 % студентов возникли проблемы во время обучения.

у 6,7 % студентов были подобные проблемы в школе.

Проанализировав результаты анкетирования можно сделать вывод о том, что у большинства опрошенных студентов-первокурсников период адаптации был нелегким. Первокурсники по-разному относятся к своей будущей профессии, к обучению в вузе, к поручениям, занятиям в системе дополнительного образования.

Проблемы, с которыми столкнулись студенты:

  • новая рейтинговая система оценивания;

  • требования к первокурсникам;

  • сессия;

  • проживание в общежитии;

  • знакомства с новыми людьми.

Поэтому основными направлениями работы со студентами в период их адаптации к условиям обучения в вузе должны быть формирование и актуализация у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологическая подготовленность студентов к сознательному выполнению учебной деятельности (вооружение студентов знаниями основ организации умственного труда). Хотелось бы пожелать первокурсникам и будущим студентам-первокурсникам, чтобы они активно участвовали в жизни университета – это помогает скорее привыкнуть к новой обстановке, находить общий язык не только со своими однокурсниками, но и со старшекурсниками. Студенческие годы – лучшие годы!

Просмотров работы: 1218