РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пугина К.А. 1
1Южный институт менеджмента
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно статье 7 Конституции РФ, Россия – это «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [2]. Составной частью социальной политики является обеспечение государственными пенсиями, пособиями и развитием социальных служб.

Современное российской общество характеризует такое явление, как старение населения, что приводит к изменению соотношения трудоспособного населения и людей пенсионного возраста, это влечет за собой рост пенсионных затрат и увеличение нагрузки на работающих граждан. Учитывая эту тенденцию, ряд политиков и общественных деятелей предлагают повысить пенсионный возраст, что, в свою очередь, вызывает негативную реакцию населения и споры среди ученых.

Обратимся к истокам формирования российской пенсионной системы.

Еще до начала 90-х годов XX века существовала советская пенсионная система. Размер пенсии граждан страны не зависел от заработной платы и стажа работы. Состояние данной системы ухудшалось и требовало реформирования. В период с 1990–2000 гг. был принят ряд законов, среди которых: закон «О государственных пенсиях в РСФСР».

В декабре 1990 года был создан Пенсионный фонд РСФСР, который предназначался для распределения средств пенсионной системы и реализации прав граждан на обеспечение пенсией. Пенсия формировалась за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. Стоит отметить, что в этот период изменилась и формула расчета пенсии, а также расширился перечень выплат. В трудовой стаж были включены «нестраховые» периоды, появилась возможность рассчитывать пенсию из заработка за любые 5 лет непрерывного стажа.

16 сентября 1992 года Президентом Российской Федерации был издан Указ «О негосударственных пенсионных фондах». Тяжелое состояние экономики приводит к кризису в пенсионном обеспечении. В 2000 году проблема пенсионного обеспечения вновь выходит на приоритетный уровень, и реформирование пенсионной системы продолжается. Формула расчета размера пенсии, по-прежнему, основывалась на принципе «солидарности поколений», иными словами, выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения.

В первом десятилетии 2000-х годов накопительные и условно-накопительные принципы обуславливают идею реформирования пенсионной системы.

В 2002 году пенсионная система стала смешанной, сочетая в себе распределительный и накопительный принципы. Новая формула расчета пенсии формировалась из трех составляющих: базовой части (фиксированная – устанавливается государством), страховой части (зависит от суммы уплаченных страховых взносов, отражаемых на индивидуальном счете гражданина), накопительной части (зависит от размера заработной платы и суммы уплаченных пенсионных взносов, накапливается в течение всей трудовой деятельности на индивидуальном лицевом счете гражданина в ПФР).

Реализация программ национальных проектов в Российской Федерации с 2006 года была направлена на радикальное реформирование системы здравоохранения, образования, аграрного сектора, обеспечения населения доступным жильем, а также пенсионной системы. В связи с этим, в 2007 году развивается программа, связанная с предоставлением материнского капитала. Использовать материнский капитал можно на строго определенные законодательством цели, среди которых предоставляется возможность направить все средства материнского капитала или его часть на формирование будущей пенсии матери.

С 1 октября 2008 года программа государственного финансирования позволяет гражданам увеличить размер своей будущей пенсии за счет государственных средств, то есть часть взносов в накопительную часть пенсии делает сам гражданин, другую – государство.

Отдельного внимания заслуживает закон, касающийся граждан 1967 года рождения и моложе, которые зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования. В 2015 году граждане имеют возможность выбора одного из вариантов пенсионного обеспечения, то есть предполагается формирование только страховой пенсии или же и страховой, и накопительной. Не позднее 31 декабря 2015 года необходимо было обратиться в Пенсионный фонд для сохранения отчислений работодателя в накопительную пенсию на уровне 6 % , граждане имели возможность предоставить заявление о переходе в негосударственный пенсионный фонд и заключить договор об обязательном пенсионном страховании с выбранным ими НПФ.

На сегодняшний день реформирование в области пенсионного обеспечения продолжается. 2015 год является переходным этапом. В основе формирования пенсии в будущем для работающего человека лежат страховые взносы работодателя в Пенсионный фонд Российской Федерации, являющиеся обязательными. Теперь для определения размера пенсии предложены баллы. Таким образом, с 2015 года пенсионные права граждан отражаются в пенсионных баллах, которые являются индивидуальными пенсионными коэффициентами.

Согласно данной реформе, все пенсионные права, которые были сформированы ранее, конвертируются в пенсионные баллы, и на их основе происходит назначение страховой пенсии. Сумма пенсионных баллов определяется в зависимости от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности трудового стажа.

Ряд исследователей и экономистов полагают, что затянувшаяся пенсионная реформа не имеет устойчивого долговременного развития в связи с недостатком научной разработки формирования новой пенсионной системы, соответствующей реальным рыночным механизмам социально-трудовых отношений. Причину проблемы они видят и в отсутствии правовых и экономических инструментов для грамотной реализации.

Однако, несмотря на эти проблемы, на сегодняшний день граждане Российской Федерации получили возможность влиять на формирование своей будущей пенсии и нести за это ответственность. Более того, гражданам предоставляется выбор, каким образом распорядиться своими пенсионными накоплениями: вверить сбережения негосударственному пенсионному фонду, государственной управляющей компании или же частной управляющей компании.

Проблема формирования гибкой, реалистичной и современной системы пенсионного обеспечения является важнейшей составляющей социально-экономической политикой государства. А что касается вопроса о повышении пенсионного возраста, то пока он остается открытым.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. М., 2015 г.

2. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (ред. от 12.03.2014).

3. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2014.

4. Официальный сайт Пенсионного фонда электроэнергетики [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.npfe.ru/about/system/, дата обращения 19.01.2016.

Просмотров работы: 2583