ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Фомина Н.Н. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический Университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ценностные ориентации занимают важное место в жизни общества, семьи и личности, так как именно они определяют судьбу, характеризуют образ жизни и уровень выделения человека из животного мира. Для того, чтобы изучить проблемы ценностных ориентаций, нужно разобраться в самой сущности и содержания понятий.

Имеется довольно много определений понятия "ценность", как в общем, так и в широком смысле этого слова, но все эти понятия сводятся к одному из явлений мотивационного процесса. Так, именно А.Г. Здравомыслов обусловливает ценность как деятельность целевого объекта, т.е. она на ровне с потребностью устанавливает нужность цели [2].

В широком смысле, определению понятия « ценность», может быть предписано несколько значений. В частности, в работе Франкла отмечается, что в его работе смысл этого понятия.мЭто, в большей степени, как отмечается в работе зависит от того, какой аспект рассматривается:

Ценность - как социальный идеал, который вырабатывается общественным разумом, содержащий в себе отдалённое изображение должного в многообразных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.

Ценности, которые представляются в объективной форме в виде трудов материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков.

Социальные ценности, проходя через индивидуальную жизнедеятельность, непосредственно являются частью в психологической структуре, в форме индивидуальных ценностей [6].

На основе анализа литературы, была уточнена сущность понятия «ценностные ориентации»:

Ценностные ориентации - это элемент направленности личности, делимые и принятые ею ценности, которые имеют предрасположенность к отношению окружающей её действительности и являются опорой для принятия различных решений и регуляции поведения [7].

В неблагополучных семьях, ребёнок постоянно подвержен психологическому насилию. Он становится невольным наблюдателем постоянных скандалов родителей, застолий, драк. Конечно же, такое воспитание, не несёт в себе правильных ценностных ориентаций. Он начинает курить, употреблять алкогольные напитки, участвует в грабежах и связывается с плохой компанией. Подростки очень часто выбирают не те ценностные ориентации, поэтому их поведение становится отклоняющимся, а также рушится связь между близкими людьми.

Участились случаи употребления алкогольных напитков подростками. Они стали более агрессивные и чаще совершают противоправные нарушения.

Именно поэтому, довольно необходимой частью в профилактике алкогольной зависимости и в корректировки дезадаптации молодых людей, считается исследование ценностных ориентаций юного поколения как особенной системы координат и жизненного пространства индивида.

Наше изучение направленно на то, чтобы выявить условия, в которых у ребёнка формируются ценностные ориентации. Предположение данного изучения заключается в том, Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что ценностные ориентации детей из неблагополучных семей отличается от системы ценностей социально благополучной семьи. Если у ребёнка будут неправильные ценностные ориентации, то это будет служить предупреждением его дезадаптации и предрасположенности к алкогольной зависимости.

По мнению психологов, дезадаптация считается почвой девиантного поведения. Как отмечает О.П. Мищенко, девиантное поведение, подразумевает единые мотивационно-целостные и операционные компоненты. Под такими психологическими проявлениями обычно понимают диструкции мотивационно-целостной области индивида [4].

Поведение подростков выступает составной частью статистики общей преступности, хотя подростковые правонарушения имеют и оцениваются своими критериями и имеют специфические своеобразия, которые проявляются в особых деформациях развития психических и нравственных личностных

В работе, Бобнева М.И. указывает, что стремление к достижению личного успеха, являясь показателем индивидуалистической ценности, обеспечивающей самореализацию личности, представлено в сознании молодого поколения в виде ориентации в первую очередь на материальное благополучие, трансформируясь в критическое отношение к сфере профессиональной деятельности при одновременном стремлении к высокому материальному достатку [1].

Среди подростков есть и такие, у кого нарушены ценностные ориентации. Они нарушают законы, ведут аморальный образ жизни. Очень частно такие подростки становятся преступниками.

Г.М. Миньковский отмечал, что личность выступает в качестве «кристаллизационного центра», когда изучается любая преступность и когда она изучается и делаются попытки ее скорректировать, этим самым подразумевается борьба с преступностью вообще [5].

Анализируя реальный мир преступности, И.И. Карпец указывает на то, что «истоки преступного поведения в начале жизненного пути, там, где только началось формирование личности». В связи с этим возникает необходимость научного анализа механизмов усвоения личностью культурных норм и ценностей, происходящих по мере социализации, которая предполагает включение человека в определенные социальные группы, овладение нормами поведения, формирование шкалы ценностей. По мере включения личности в различные социальные связи и контакты, идет процесс усвоения и овладения опыта социальных отношений. [3].

Однако, эти связи и отношения, в силу определенных неблагоприятных ситуаций приводят к социальной дезадаптации, овладения негативных форм поведения, что ведет к негативной социализации. Этот отрицательный опыт ведет к формированию негативного ценностного отношения несовершеннолетнего ко всем сферам жизни и деятельности.

Анализируя поведение подростков, можно заметить серьезные просчеты в различных видах воспитательной работы, это проявляется в социальном инфантилизме и незрелости. Все это, проявляется в различных отклонениях на социальном, докриминогенном и криминогенном уровнях.

Именно поэтому, многие исследователи проблемы ценностей приходят к выводу о том, что нужно не просто учитывать и изучать ценности, но их необходимо предлагать обществу, развивая ценностное сознание всех возрастных уровней.

Список используемой литературы

1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. /М.И. Бобнева - М.: Наука, 1979. -309 с.

2. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. / А.Г. Здравомыслов - М.: Политиздат, 2004. - 222 c.

3. Крапец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. / И.И.Крапец - М.: Российское право, 1992. - 432 с.

4. Мищенко О.П. Предпосылки девиантного поведения подростков, воспитывающихся в детских домах. / О.П.Мищенко // Социально-гуманитарные знания. -2006.- № 10 С. 143-150.

5.Миньковский. Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. / Г.М. Миньковский - М.: Госюриздат, 1959. 207 с.

6. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. / В.Франкл // Психология личности: сб. статей. – М.: МГУ, 2003. - С. 118-126.

7. Шашмаркина А.Е. Профилактика социально- негативных явлений среди детей и подростков. Алкогольная зависимость у подростков. /А.Е.Шашмаркина // Сб. информ.-справ. мат-лов. Часть 4. - Казань: Веда, 2010-103с.

Просмотров работы: 693