ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ

Мариненкова А.А. 1
1УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организация культурно - досуговой деятельности с молодыми инвалидами

Мариненкова А.А.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»

Ульяновск, Россия

Organization of cultural - leisure activities with young people with disabilities

Marinenkova AA

Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Ulyanovsk State Pedagogical University"

Ulyanovsk, Russia

В настоящее время люди с ограниченными возможностями здоровья принадлежат к наиболее не защищенной группе населения.

В сознании российского общества проблема инвалидов и инвалидности не заняла подобающего места, какое она занимает в других цивилизованных странах. Невостребованность обществом многих вопросов труда, досуга, быта, да и самого инвалида, как потенциальной творческой личности по-прежнему беспокоит только лишь самих инвалидов да узкий круг специалистов.

Методы решения данной задачи ждут ответа на многие вопросы, ждут достоверных исследований. Ориентация на становление нового социально-экономического уклада создает предпосылки для: изменения структуры свободного времени, расширения материальных основ социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, изменение структуры свободного времени, дифференциации и углубления индивидуальных потребностей.

При этом важно учитывать, что молодые инвалиды существенно отличаются от инвалидов зрелого возраста, также как инвалид с детства – от человека, ставшего инвалидом, будучи уже взрослым.

Для молодых инвалидов культурно-досуговая деятельность выступает процессом формирования условий для организации свободного времени, связанного с реализацией их потребностей и интересов, обладающего личностно-развивающим характером, социальной ориентацией и самореализацией [1, с.170].

Данная деятельность играет важную роль в жизни инвалидов, в особенности когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В настоящее время инвалиды занимают в обществе маргинальное социокультурное положение, т.к. происходит ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности, что сужает рамки их образа жизни.

Создание равных возможностей для инвалидов как направление социальной политики связано с обеспечением доступности для них в такой же степени, как и для остальной части общества не только образования и работы, но и различных форм культуры, культурной деятельности (социально-культурная реабилитация) [3, с. 13].

Таким образом, подготовив человека с ограниченными возможностями для участия в досуге, патронажные работники помогают ему интегрироваться в общественную жизнь. Проблема интегрирования людей с ограниченными возможностями в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики.

При организации культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию лиц с ограниченными возможностями, следует учитывать:

  • учет индивидуальных психофизиологических особенностей людей с ограниченными возможностями;

  • организация культурно-досугового пространства в процессе реабилитации людей с ограниченными возможностями;

Рассмотрим условия, которые способствуют восстановлению социальных и психологических и физических функций молодых инвалидов посредством организации культурно – досуговой деятельности:

  1. Создание щадящих условий (благоприятные условия труда, рациональный режим труда и отдыха; использовать гибкий режим рабочего времени), упрощенного режима;

  2. Использование коррекционно-воспитательной направленности работы специалистов;

  3. Использование методов, средств и приемов, с учетом возможностей молодых инвалидов;

  4. Разделение требований и индивидуализирование обучения, то есть модифицирование рабочей программы (зависит от деятельности учреждения);

  5. Создание особых кружков для молодых инвалидов, с целью повышения уровня развития инвалидов и побуждения интереса к совместной деятельности;

  6. Учет особенностей психического развития, причины трудного поведения при организации коррекционно-воспитательной работы.

Одной из наиболее острых проблем лиц с ограниченными возможностями на сегодня как в социуме, так и в условиях проживания в интернате является дефицит общения с родственниками, друзьями, младшим поколением. Одним из инструментов решения этой проблемы может стать совместное создание специальных центров – как в самом стационарном учреждении, так и за его пределами, на базе действующих учреждений культуры (филармоний, библиотек, музеев, культурно-информационных центров, домов культуры и т.д.).

К наиболее распространенным формам организации культурно – досуговой деятельности относят:

1 Создание кружков и клубов. Наличие на территории муниципального образования людей с ограниченными возможностями объединенных общностью интересов и способных к самостоятельному передвижению или с незначительной посторонней помощью.

2.Кружки прикладного творчества;

3.Кружки художественного самодеятельного творчества, в том числе литературного или творческого объединения со смешением жанров;

4. Клубы выходного дня для родителей детей-инвалидов.

5. Игровые программы (специально подготовленные, с учетом физических и умственных способностей людей с ограниченными возможностями).

6. Организация праздников, концертов.

7. Постановка спектаклей;

8. Организация информационно – просветительских программ.

9. Проведение различных реабилитационных программ, например арт – терапия, которая включает в себя группу лечебных и коррекционных методов, применяемых специалистами с соответствующейпрофессиональной подготовкой, на основе одной из экспрессивных модальностей – визуальных искусств, музыки, искусства театра и танца [2].

Данное исследование проводилось на базе МБУ ДО «ДЮЦ «Планета», которую посещают молодые инвалиды в возрасте от 18 до 30 лет, которые имеют задержку психического развития. Данная организация представлена такими направлениями, как социальная адаптация, социальная и психологическая реабилитация. Каждое направление состоит из комплекса мер, которые направлены на восстановление социальных навыков, компенсацию психофизиологических функций, организацию культурно – досуговой деятельности.

Таким образом, организация культурно-досуговой деятельности с молодыми инвалидами является важной, но одновременно и трудной задачей современных систем социальной помощи и социального облуживания. Молодые инвалиды, которые посещают организации клубного типа нуждаются во временной или постоянной посторонней помощи в связи с полной или частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, так как имеются ограничения способности к самообслуживанию. Восстановление способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности, посредством организации культурно – досуговой деятельности.

Библиографический список

1. Аргунова, Т.П. Интеграция детей-инвалидов в социум по средством социально-педагогической реабилитации / Т.П. Аргунова. - Наука и образование, 2009. - № 1. - 111с.

2. Бибикова Н.В. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями посредством арт-терапи // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы материалы III международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Ильина Н.А.. Ульяновск, 2014. С. 154-156.

3. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И.Г. Зайнышев. Учеб. для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 238 с.

4. Плохова И.А., Бибикова Н.В. Социальная реадаптация людей-инвалидов с умственной отсталостью посредством арт-терапии: учебно-методическое пособие / Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова . Ульяновск, 2014.- 69 с.

Просмотров работы: 2452