К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Горбашова А.В. 1, Баркунова О.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начало самостоятельной жизни – непростое время для молодого человека. Выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. У них возникает достаточно много трудностей, связанных с самостоятельной организацией своей жизни. И основной их них является проблема социальной адаптации выпускников детских домов. Исследованиями этого феномена занимались: К.Р. Мелконян, Г.В. Семья, Л.М. Шипицина и др. Много работ посвящено изучению организации образовательного процесса в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Т.И. Шульга и др.). Ученые выделяют следующие проблемы в социальной адаптации выпускников: отсутствие мотивации к саморазвитию и навыков принятия решений; ответственности за принятие решений; плохая ориентировка в социальном окружении; низкий уровень моральных правил и устоев; не сформированная система нравственных ценностей; проблемы установления контактов и взаимодействия. Это связано с особенностями социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях, с ограниченностью возможности приобретать социальный опыт и осваивать социальные нормы.

Как пишет А.И. Настенкова: «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских учреждений. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, формирует единственную социально-ролевую позицию – позицию сироты – которая проявляется в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений» [1].

В ОГКОУ «Шуйский детский дом-школа» Центр социальной адаптации выпускников функционирует с 2011 года. В центре работают педагог-психолог и социальный педагог. Задачи, которые решает центр следующие: оказание комплексной психолого-медико-педагогической, социальной и правовой помощи, осуществление индивидуальной и групповой реабилитации и социальной адаптации выпускников; обеспечение их проживания в Социальной гостинице; определение и периодическое предоставление конкретных видов социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг, а также поддержка выпускников в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудной жизненной ситуации.

Данные задачи реализуются в направлениях деятельности Центра: оказание социальной, психологической, педагогической, правовой, консультативной и иной помощи выпускникам в преодолении трудной жизненной ситуации; предоставление им временного или на разовой основе проживания; разработка и реализация индивидуальных программ социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации; участие в работе по профессиональной ориентации и устройстве на работу выпускников организаций для детей-сирот совместно с органами занятости; оказание содействия в обеспечении защиты прав и законных интересов выпускников организаций для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов и организаций (социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости и других), а также общественных и религиозных организация и объединений к решению вопросов социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот и координация их деятельности в этом направлении.

Направления реализуются в отделениях социальной и психологической помощи и стационарном отделении (социальная Гостиница) [2].

Центр социальной адаптации выпускников ОГКОУ «Шуйский детский дом-школа» предоставляет комплекс услуг по сопровождению выпускников по достижению ими 23-летия. На данный момент на постинтернатном сопровождении находится 92 выпускника, из них 19 - несовершеннолетние. Специалисты Центра оказывают социальную, психологическую, педагогическую, правовую, консультативную помощь и консультативную помощь, в том числе педагогам, работающим с ребятами. Совместно с выпускником составляется план коррекции его отклонений в социальном поведении, оказывается помощь в профессиональном определении, дальнейшем трудоустройстве. Специалистами регулярно осуществляются выезды в учреждения профессионального образования, где проходят обучение выпускники, ведется мониторинг его успешности.

В настоящее время идет работа над созданием поддерживающего социального окружения - «социальной сети», которая позволит вовремя скорректировать отклонения выпускника в социальном поведении, тем самым позволит ему успешно социализироваться в обществе.

Литература:

  1. Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность [Текст] / А. И. Настенкова // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 321-323.

  2. Приложение 1 к Приказу Департамента социальной защиты населения Ивановской области «Об организации работы Центров социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и консультационных пунктов для выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.08.2011г. №281-о.д. URL: http://szn.ivanovoobl.ru/departamenta/ (дата обращения: 17.01.16).

  3. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400с.

Просмотров работы: 701