МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Садреева Е.М. 1, Багаева и.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт» (филиал) «Казанский национальный исследовательский технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной России содержание государственной, региональной, а также и муниципальной социальной политики по защите детей находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране.

Одна из главных современных проблем детства - это резкая социальная дифференциация детского сообщества. Весьма актуальной остается проблема бедности, особенно многодетных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей. Согласно данным Госкомстата России, сегодня в стране 30 млн. (т.е. 20% населения) бедных, 9 млн. из них - дети; с учетом же общей тридцатимиллионной численности детей почти каждый третий ребенок - бедный. Растет число детей, проживающих в неполных семьях. Их в России примерно 5 млн. При относительной стабильности посемейной структуры населения число детей в неполных семьях в 2016г. составит примерно 3,8 млн. Наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей. Кроме того, значительный - 4,5 раза за последнее десятилетие - рост количества детей-инвалидов (в 2015г. их общее число достигло 620 тыс.).

Еще одна актуальная социальная проблема - маргинализация детей, образование детского «социального дна». В 2015г. совокупная численность этих групп составила 2163 тыс. Маргинальное детство продолжит свое бытие, и в 2016г. число беспризорных и безнадзорных детей может составить 1,5 млн. Число потребляющих наркотические вещества в возрасте 11-24 лет достигает 4 млн., а наркозависимых среди них, по разным оценкам, - 0,9-11 млн. В России, согласно официальным данным, - 3 млн. наркоманов, по неофициальным - вдвое больше; две трети из них (2 млн.) - в возрасте до 30 лет, т.е. это дети, подростки и молодежь.

По данным Минздрава России на профилактическом учете в наркологических учреждениях состоят 44,4 тыс. несовершеннолетних, зарегистрировано 140 тыс. преступлений и правонарушений несовершеннолетних при росте числа особо тяжких случаев.1

Сущность государственного, а отсюда и муниципального управления социальной защиты детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. С этой позиции социальная защита детства понимается гораздо шире понятий «правовая защита ребенка», «охрана прав ребенка», поскольку охватывает всю совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. Иначе говоря, социальная защита детства понимается как система.

В становлении системы социальной защиты детства можно проследить следующие моменты:

  • развитие системы социальной защиты детства происходит в неразрывной связи с развитием всех социальных институтов общества;

  • развитие социальных институтов общества определяется потребностями общества в обеспечении воспроизводства человеческого потенциала, существовании нации;

  • становление форм, методов, структуры социальной защиты детства детерминируется уровнем социально-экономического развития, социокультурными особенностями развития общества.

В России наблюдался рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последние пять лет абсолютные показатели численности детей-сирот стали снижаться, но удельный вес сирот в общей численности детского населения продолжает расти. Важной особенностью российской ситуации является высокая и постоянно растущая доля социальных

сирот (сирот, родители которых живы) в общей их численности.

С 2010 г.  положение детей стало основной темой ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В Послании обозначены следующие приоритеты: рост доступности и качества услуг здравоохранения для матерей и детей; улучшение условий жизни многодетных семей (семей с тремя и более детьми); разработка мер по улучшению ситуации с доступностью дошкольных учреждений и последующей социальной адаптации детей.

В новейшей российской истории подобный поворот политики в сторону проблем семей с детьми не имеет аналогов. Впервые она носит явно выраженный пронаталистский характер: государство стимулирует рождение детей, и особенно вторых и последующих.

На фоне позитивной динамики показателей младенческой и материнской смертности, критической остается ситуация со смертностью подростков. Во второй половине 2000 х гг. подростковая смертность в России находилась в пределах 108–120 на 100 тыс. населения данного возраста.2 Эта цифра в 3–5 раз превышает аналогичные показатели большинства стран Европейского региона. Основной причиной смертности (75% всех случаев) являются несчастные случаи — травмы и отравления. На протяжении 2000 х гг. Россия входила в тройку стран с самыми высокими показателями завершенных подростковых суицидов: если в мире подростки 15 19 лет совершают в среднем 10 случаев суицида на 100 000 населения в год, то в России показатель самоубийств для юношей находится на уровне 30 31 случаев в год.3

По итогам всероссийской диспансеризации детей 2014 г. доля здоровых детей составляла 33,9%.4 В России фиксируется рост заболеваемости детей и подростков психическими расстройствами и расстройствами поведения. В 2013 г. заболеваемость психическими расстройствами среди детей в расчете на 100 тыс. человек была в 2,3 раза выше, чем в целом по населению, а среди подростков — в 1,7 раза выше. Эксперты оценивают уровень депрессии среди подростков в России приблизительно в 20%, тогда как в западных странах он не превышает 5%127. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, в 2013 г. численность детей-инвалидов несколько увеличилась.

В Нижнекамском муниципальном районе также как и во всей российской Федерации ведется целенаправленная работа по поддержке детства. Это, прежде всего, работа психолого-педагогического реабилитационного центра «Надежда». В условиях центра воспитываются и обучаются дети с тяжёлыми и множественными нарушениями, обучение которых в массовых школах и детских садах на сегодняшний день невозможно. Таким образом, они получают равные с другими конституционные права на образование.

В специализированном детском саду развернуто 6 групп для детей-инвалидов дошкольного возраста. Из них: 5 групп – с полустационарной и стационарной формами пребывания (12 и 24 часовое пребывание), 1группа – группа кратковременного пребывания (от 2-х до 6-ти часов).

В решении проблем по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых как несовершеннолетними, так и в отношении их, а также профилактики детской безнадзорности, координирующую роль играет Нижнекамская Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

За 12 месяцев 2014 года было зарегистрировано значительное снижение количества преступлений, совершенных подростками, до 108 против 127, что меньше АППГ на 19 фактов или 15% (по РТ 13,7%). В Нижнекамском районе проводится целенаправленная работа учреждений системы профилактики с семьями, находящимися в социально опасном положении. На патронаже состоит 121 семья, которые находятся в социально-опасном положении, в них проживает 199 несовершеннолетних. В НМР ведется постоянная работа по профилактике наркотизации, употребления спиртосодержащих напитков, табакокурения среди несовершеннолетних с приглашением специалистов органов здравоохранения, наркологического диспансера, органов внутренних дел, прокуратуры.

Работа по сохранению и развитию системы отдыха, оздоровления детей и молодежи ведется в Нижнекамском муниципальном районе в течение многих лет и является одним из приоритетных направлений социальной политики. Еще одно направление социальной муниципальной политики детства - это оказание медицинской помощи детям.

В 2014 году по Программе модернизации здравоохранения с целью сохранения репродуктивного здоровья подростков проведена диспансеризация 2.647 подростков 14-ти лет. Совместно с Управлением здравоохранения разработана программа по снижению младенческой смертности в НМР на 2015- – 2017 годы. В Нижнекамском муниципальном районе действует Детский центр здоровья. Таким образом, можно констатировать, что в Нижнекамском муниципальном районе осуществляется целенаправленная политика в области поддержки детства.

Для усиления и поддержания мер социальной защиты детей и подростков Нижнекамского муниципального района следует разработать и внедрить в жизнь муниципальную Программу по защите детства. Элементами данной Программы может быть следующее: программа определяет шаги по созданию системы местного самоуправления, призванной способствовать реализации прав детей. Город, доброжелательный к детям, призван способствовать наиболее полной реализации Конвенции о правах ребенка. Следовательно, город, доброжелательный к детям, гарантирует право каждого молодого гражданина:

  • оказывать влияние на принятие решений, касающихся их города;

  • высказывать свое мнение относительно того, каким бы они хотели видеть свой город;

  • участвовать в жизни семьи, сообщества и в социальной жизни города;

  • иметь доступ к основным услугам, таким как медицинское обслуживание, образование и жилье;

  • пользоваться безопасной питьевой водой и иметь доступ к надлежащим санитарно-гигиеническим условиям;

  • быть защищенным от эксплуатации, насилия и жестокого обращения;

  • иметь озелененные территории для растений и животных;

  • самостоятельно передвигаться по улицам города без риска для жизни;

  • встречаться и играть со своими друзьями;

  • жить в городе с незагрязненной окружающей средой;

  • участвовать в культурной и социальной жизни города;

  • быть равноправным гражданином своего города и пользоваться всеми его услугами независимо от этнического происхождения, религиозной принадлежности, уровня дохода, пола или ограничений дееспособности.

Литература

  1. Альбицкий В. Ю., Иванова А. Е., Ильин А. Г., Терлецкая Р. Н. Смертность подростков в Российской Федерации. М.: ЮНИСЕФ, 2010. С. 5.

  2. Анализ положения детей в Российской Федерации. Совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) [Электронный ресурс] // URL: http://www.unicef.ru/ (дата обращения 19.01.2016).

  3. Римашевская Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал. 2014. №9-10. С.22-40.

  4. Смертность российских подростков от самоубийств / Министерство здравоохранения и социального развития, ФБГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения». М.: 2011.

1 Римашевская Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал. 2014. №9-10. С.22-40.

2 Альбицкий В. Ю., Иванова А. Е., Ильин А. Г., Терлецкая Р. Н. Смертность подростков в Российской Федерации. М.: ЮНИСЕФ, 2010. С. 5.

3 Смертность российских подростков от самоубийств / Министерство здравоохранения и социального развития, ФБГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения». М.: 2011.

4 Анализ положения детей в Российской Федерации. Совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) [Электронный ресурс] // URL: http://www.unicef.ru/ (дата обращения 19.01.2016).

Просмотров работы: 787