РОЛЬ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА.

Ахметова Е.И. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Получая высшее образование, будущий специалист в той или иной профессиональной области, если он намерен трудоустроиться по специальности, надеется приобрести в ходе обучения не только набор методов и способов качественного выполнения работы, знаний, умений и представлений о трудовой деятельности, которую ему предстоит осуществлять. Не менее важными для него являются сведения о том, как стимулировать свой профессиональный рост, совершенствоваться в рамках практического овладения профессиональными навыками, создавать и внедрять новые технологии работы, направленные на повышение качества результатов труда и оптимизацию условий его выполнения, как модифицировать уже имеющийся профессиональный инструментарий с целью его адекватного применения к поставленным перед специалистом задачам с возрастающим уровнем сложности. Современный выпускник вуза должен быть не только осведомленным в области своей профессии, смежных областях, умеющим применить полученные знания на практике, но также ориентированным на поиск, формирование и применение инновационных методов работы, т. е. творчески направленным, креативным.

Высокая значимость творческих проявлений специалиста в какой-либо профессиональной деятельности для компетентного выполнения работы заключается в том, что креативность как способность человека к творчеству и творческая деятельность как процесс создания качественно новых материальных и духовных продуктов (А. Маслоу, Дж. Гилфорд, П. Торренс) обеспечивают планомерное развитие профессии, появление новых, прогрессивных идей, влекущих за собой оптимизацию условий и методов выполнения работ, предотвращают возникновение ситуаций застоя. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства, ремесленничества, воспроизведения чего-либо по известным образцам и канонам), – уникальность его результата. Если работник, осуществляющий деятельность исполнительного характера, в качестве своей цели представляет решение поставленной задачи по изначально заданному алгоритму, то творческий работник не только решает задачу, но и создает неизвестные ранее алгоритмы действий. Именно поэтому настоящий прогресс возможен только в случае использования в рамках основной профессиональной деятельности творческих способностей [2].

Значимость творческих проявлений наиболее высока в сферах, характеризуемых составителями профессиограмм как профессии творческого класса, которые связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений и т. д. [1]. Особое место среди них занимает на сегодняшний день социальная работа– профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. Благополучие граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства и общественности, являющейся показателем здорового общества, зависит от высокопродуктивного функционирования всей системы социальной работы в России и отдельно взятого социального работника. Соответственно, на каждого конкретного социального работника, занятого оказанием различных видов помощи нуждающимся, ложится большая ответственность по разрешению их трудных жизненных ситуаций, в связи с чем к его профессиональной компетентности предъявляются серьезные требования.

Так, авторами различных учебных пособий по социальной работе для студентов вузов (Г.П. Медведева, Е.И. Холостова, Л.В. Топ-чий и др.) помимо таких профессиональных требований и личностно-нравственных качеств, необходимых социальному работнику, как знания в различных областях психологии, физиологии, педагогики, экономики и законодательства, осведомленность о различных социальных явлениях и процессах, эмоциональная устойчивость, объективность, тактичность, коммуникабельность, эмпатия, доброта и т. д., как неотъемлемая характеристика социального работника выделяется также творческое мышление. При отсутствии творческого мышления, как отмечает Г.П. Медведева, специалист будет действовать по раз и навсегда принятой им схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффективность его работы и может отрицательно сказаться на клиенте, поскольку в социальной работе готовых рецептов, применяемых в абсолютно любых обстоятельствах и ситуациях, просто не существует [5].

Проиллюстрировать значимость и высокую результативность творческих проявлений в социальной работе можно исходя из рассмотрения их применения при выполнении специалистом универсальных и частных технологий социальной работы. Так, при осуществлении социальной диагностики, направленной на объективное описание наличествующей ситуации клиента, специалист должен не только уметь сопоставить факты, выявить причины того или иного явления и отделить второстепенное от основного (что само по себе уже требует определенных творческих решений), но и, при противоречивых запросах и показаниях клиента, вскрыть реальные причины проблемы, сопоставить внешние проявления неблагополучной ситуации с ее латентными детерминантами, определить возможные последствия, перспективы сложившейся ситуации, что достигается творческими способностями специалиста (Е.И. Холостова, Г.П. Медведева, И.А. Зимняя и др.).

В процессе осуществления профессионалом или группой специалистов социальной терапии, сущность которой заключается в исправлении, коррекции поведения и деятельности субъекта, предупреждении дисфункций, обеспечении нормального развития субъекта и самоутверждения его личности, влияние творческого фактора не менее значимо, чем при диагностике. Воздействие в рамках социальной терапии на систему взаимоотношений в группе, на внутренний мир человека, систему его ориентаций и идеалов требует от социального работника умения нестандартно видеть ситуацию, применять свои творческие способности для максимального задействования творческого потенциала клиента терапии.

Социальная профилактика как универсальная социальная технология, применяемая в социальной работе, – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем клиента. Объекты профилактики нуждаются в таких креативных проявлениях профессионализма социального работника, как способность индивидуально подойти к проблеме, умение увлечь и заинтересовать конструктивной творческой деятельностью, вселить уверенность в своих силах и способностях, умение объединить разнонаправленных индивидуумов, заинтересовав их какой-либо деятельностью, и т. д.

Социальная реабилитация как универсальная социальная технология– это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. При социальной реабилитации в клиенте формируются новые социальные навыки, качества, новые ценностные структуры. Творческие проявления специалиста, осуществляющего реабилитацию, способствуют работе по преодолению сопротивления клиента по отношению ко всему новому, непривычному, возникающего как результат утраты имеющегося социального статуса.

Лучшим способом убедить клиента в действенности и потенциальной результативности обучения его новым знаниям, умениям и навыкам, новым способам социального функционирования является обращение к творческому началу клиента, к его нерастраченному потенциалу, к его креативным способностям. При содействии в социальной адаптации клиента, направленной в широком смысле на согласование требований и ожиданий социального субъекта и среды, социальный работник учит клиента активизировать собственные творческие способности и возможности (активность воображения в планировании действий и их осуществлении), обращается к творческим способностям и резервам клиента, к его воображению и желанию креативного познания новой ситуации.

Наконец, при социальном консультировании от социального работника требуются такие творческие проявления, как креативный поиск, умение «видеть мир глазами другого человека», воображение, неконформное мышление, безбоязненное отношение к изменениям и инновациям, творческая работа по определению потенциала и резервов клиента, построение в воображении идеального образа действий и их результата, умение «подняться над нынешним состоянием ситуации» и видеть скрытые возможности развития как позитивного, так и негативного характера.

Что же касается частных социальных технологий, таких как социальная работа с бедными и малоимущими, социальная работа с мигрантами, социальная работа с инвалидами, социальная работа с пожилыми людьми, социальная работа с детьми и т. д., то значение творческого компонента в профессиональной деятельности социального работника при реализации данных технологий также весьма велико. Хотя использование данных технологий основано на системе традиционных представлений об объектах общественного попечения и заботы, их системное применение на практике в современных условиях развития общества предполагает опору на новейшие научные знания о социальных процессах, на использование инновационных, нестандартных подходов. Каждая конкретная технология направлена на оказание социальной помощи определенной категории нуждающихся и предполагает четкую последовательность действий и решений, но это все является лишь обобщенным отражением проблем социума. В действительности же не существует абсолютно идентичных проблем и затруднений в социальном функционировании. Поскольку каждый конкретный нуждающийся объект социальной работы характеризуется индивидуальностью и собственной уникальностью, то и каждая ситуация, с которой сталкивается социальный работник, уникальна и неповторима. Следовательно, некоторая творческая автономия специалиста при использовании в рамках любой из частных социальных технологий проверенных временем и опытом методов работы не только желательна, но и необходима для своевременного принятия решений, мобильного воздействия на проблемную ситуацию клиента, выполнение профессиональных обязанностей вообще [6].

Учитывая все вышесказанное, поиску и применению адекватного конкретной проблемной ситуации клиента варианта действий при недостаточной результативности или отсутствии положительных тенденций способствует использование в социальной работе творчества и задействование креативных способностей социального работника. Поэтому на сегодняшний день при обучении специалистов по социальной работе в рамках вузовского образования необходимо, помимо реализации уже существующих образовательных государственных стандартов по данной специальности, делать упор на развитие творческих качеств, что, в конечном счете, будет способствовать формированию высокопрофессиональных компетентных кадров, а также общему прогрессу в социальной работе(включая научную и практическую деятельность).

Литература:

1. Бибикова Н.В. Развитие креативности личности социального работника // Современное образование: приоритетные направления в теории и практике. Материалы VI международной научно-практической конференции. 2014. С. 45-49

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. – 439 с.

3. Дружинин В.Н. Психология – учебник для гуманитарных вузов. СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

4. В мире профессий: сборник профессиограмм. URL: www.rabota-enisey.ru/doc/sbornik1.doc (дата обращения: 17.01.2016).

5. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 1999. – 208 с.

6. Технологии социальной работы: Учебник под общ. пред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с.

7. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

Просмотров работы: 2214