ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РФ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РФ

Гаджиева М.Г. 1, Алёшина А.Ю. 1
1Филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в г. Великом Новгороде
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Предпринимательская деятельность - это прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея какими-либо материальными ценностями использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя предприниматель действует на благо общества.

Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и особенно, по содержанию операций и способам их осуществления. Но характер бизнеса накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает.

Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только быть связующим звеном между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Отдельные виды бизнеса различаются также формами собственности на используемые факторы предпринимательства.

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства:

  • производственное,

  • коммерческо-торговое,

  • финансово-кредитное,

  • посредническое,

  • страховое.

Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.

Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

Коммерческое предпринимательство привлекает видимой возможностью продать товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым в карман весомую прибыль. Такая возможность действительно существует, однако на практике ее реализовать значительно сложнее, чем кажется. В условиях разницы внутренних и мировых цен, а также цен в разных регионах России при неповоротливости умирающей государственной торговли удачливым коммерсантам, "челнокам" удается "купить подешевле - продать подороже". За этой видимой легкостью скрывается не всеми видимый труд коммерсантов-предпринимателей, затраченный для достижения успеха.

Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, другие учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возросла материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.

Для успешного занятия торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основные условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.

Предприятия в основном занимаются оптовым товарооборотом, потому как по оптовой цене и количеству продукции организации выгоднее приобретать товар, нежели чем по розничной. Данный вид товарооборота имеет ряд особенностей.

Оптовый товарооборот – объем продаж товаров крупными партиями предприятиями-производителями или их торговыми предстателями покупателям для дальнейшей их продажи или переработки. Различают складской и транзитный оптовые товарообороты.

Складской товарооборот производится через оптовые склады торговых баз. А транзитный товарооборот происходит без участия оптовых баз. В данном случае оптовые базы участвуют только в оформлении документации на продукцию. Транзитный товарооборот имеет ряд преимуществ: значительно ускоряется оборачиваемость товаров, снижается количество участников в цепочке от предприятия-производителя до покупателя, уменьшается потребность в складских площадках и в транспортных средствах для доставки товаров.

На практике нами были рассмотрены данные по основным показателям оптовой торговли в Новгородской области, которые мы отобразили в таблице.

Основные показатели оптовой торговли в Новгородской области за 2009-2015гг.

Показатели

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Абсолютное изменение

Относительное изменение

Число организаций, единиц

1045

1280

1262

1209

1291

1307

1345

+300

128,7

Оборот оптовой торговли( в фактически действоваших ценах), млн.руб

31239,9

37548,6

43551,7

48221,7

52931,2

54123,7

59787,4

+28547,5

191,4

В том числе оборот организаций оптовой торговли, млн.руб

21102,8

24103,5

26094,7

32284,5

37449,1

42587,6

45213,9

+24111,1

214,3

Среднесписочная численность работников, тыс.чел.

8,7

8,4

8,0

7,9

6,2

5,7

5,2

-3,5

59,8

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что оборот оптовой торговли в фактически действовавших ценах в 2015 году увеличился на 28547,5 млн. руб.(91,4%) и составил 59787,4 млн. руб., по сравнению с 2009 г. В том числе оборот организаций оптовой торговли в 2015 г. увеличился в два раза ( на 24111,1 млн. руб.) и составил 45213,9 млн. руб., по сравнению с 2009 г. Рост оборота говорит о том, что предприятия расширяют свою деятельность, их экономическое состояние улучшается.

Среднесписочная численность работников с 2009 года (8,7 тыс. чел.) уменьшилась до 5,2 тыс. чел в 2015 году, что может быть связано с реорганизацией производства, с изменением ее профиля.

Таким образом, число организаций в 2015 году увеличилось на 300 единиц (28,7 %) и составило 1354, по сравнению с 2009 годом. С 2010 года по 2012 год наблюдался спад числа организаций оптовой торговли, однако с 2013 года по 2015 год начался рост данного показателя в Новгородской области. Отобразим данные на графике.

На графике хорошо видно, что с 2009 года по 2010 год в Новгородской области был резкий рост числа оптовых организаций, с 2010 года по 2012 год был спад числа организаций и с 2013 года наблюдается постепенная тенденция к увеличению числа оптовых организаций.

Таким образом, в Новгородской области наблюдается увеличение численности организаций оптовой торговли и улучшение их финансового состояния.

Список литературы

  1. Предпринимательство: Учебник/ Под ред. М.Г. Лапусты - 4- изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015 (Высшее образование). [http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=39347]

  2. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие/ Под ред. А.С. Пелиха - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МарТ, 2013.

  3. Организация предпринимательской деятельности/ Под ред. С.И. Градова - М.: Колос-С, 2013.

  4. Малое предпринимательство в России, 2015. Стат. сб./Росстат. - М.: 2015

  5. Асаул. А.Н., Песоцкая Е.В., Томилов В.В. Оценка эффективности предпринимательской деятельности // Гуманитарные науки, 2013, № 2 [http://polbu.ru/bagiev_orgenterpr/ch20_all.html].

  6. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учебник под общ. ред. Багиева Г.Л., М.: Экономика, 2015.

  7. Томилов В.В. Организационная культура предпринимательства: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ,2014.

Просмотров работы: 1228