ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЯМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО ДЕТСКОГО САДА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЯМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО ДЕТСКОГО САДА

Горчакова Т.В. 1
1Мурманский арктический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью впервые был описан почти сто лет назад и до сих пор продолжает привлекать внимание теоретиков и практиков. Медики, психологи, педагоги и другие специалисты часто обращаются к этой теме, которая еще недостаточна изучена по причине отсутствия комплексного подхода среди специалистов разных областей1.

Термин «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» начал использоваться в медицине, который характеризуется средним или близким к среднему интеллектуальным уровнем, нарушением поведения от лёгкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в развитии центральной нервной системы, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательных функций2. СДВГ в медицине рассматривается как психиатрическое расстройство в основе которого лежат особенности строения и функционирования головного мозга, а не плохое воспитание или другие факторы психологического или социального происхождения.

СДВГ – это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность3.

В научной литературе освещено много аспектов проблемы СДВГ: происхождение и проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью на различных этапах онтогенеза человека (О.И. Романчук), в детском дошкольном возрасте (И.П. Брязгунов, Л.Т. Журба, Е.В. Касатикова, Е.К. Лютова-Робертс, А.В. Миролюбов, Г.Б. Монина, К. Скродцки); причины и механизмы возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью с медицинской точки зрения (Ю.И. Барашнева, В.И. Гузева, Л.Т. Журба, А. Траусс, В.М. Трошина, Т.Н. Осипенко); причины и механизмы возникновения СДВГ с точки зрения наличия генетического фактора (И.П. Брязгунов, Е.Л. Григоренко, В.Р. Кучма); причины и механизмы возникновения СДВГ как социальный фактор (Л.С. Алексеева, О.В. Ефименко, И. Лангмейер, М.И. Лисина, А.Э. Лицев, А.Д. Кошелева). Имеются работы, где авторы указывают на взаимосвязь и взаимовлияние генетических факторов и факторов среды, воспитания в развитии рассматриваемого синдрома (Н.Н. Заваденко, Е.Л. Григоренко, Т.В. Корнилова, Т.М. Марютина, Д. Маттнер, О.И. Политика, С.Д. Смирнова). Исследования, раскрывающие необходимость раннего, комплексного и систематического подхода в организации коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (И.П. Брязгунов, А.В. Запорожец, Е.В. Касатикова).

Наличие разных точек зрения о причинах возникновения и подходов в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности и мысли психолога А.В.Запорожца о необходимости организации комплексных исследований, преодоление существующей обособленности разных наук, разобщенности в деятельности представителей педагогической и медицинской наук обусловили актуальной данной проблемы4.

Проявления симптомов нарушения начинают наблюдаться в возрасте 3-х лет. В этот период детям с СДВГ свойственно: постоянная двигательная активность, нарушения внимания, эмоциональная лабильность, неспособность выполнить задание до конца, вспыльчивость, непереносимость стресса, импульсивность. Такие дети много задают вопросов, но не слушают ответ, не доводят начатое дело до конца, не могут дождаться своей очереди в игре, выкрикивают ответы, не отвечая на вопросы полностью, приступает к заданию недослушав инструкцию, делает ошибки, не прерывают педагогов или своих сверстников, с трудом выполняет правила, инструкции, часто провоцируют конфликты между сверстниками из-за неспособности управлять своим поведением, которое сопровождается агрессивными действиями. Наблюдаются нарушения пространственной координации, проявляющиеся в неловкости и неуклюжести, а также в неопрятном внешнем виде. Ребенок ведет себя одинаково в любой обстановке: дома, в детском саду, в гостях, на улице.

Гиперактивные дети всегда находятся в движении независимо какой деятельностью они занимаются. Ребенок с СДВГ - это «вечный двигатель», который доставляет много проблем воспитателю детского сада той группы, которую посещает такой дошкольник. Воспитатели часто не понимают причин такого поведения, не стремятся разобраться в его эмоциональном состоянии, а постоянно укоряют, стыдят, наказывают, повышают голос, одергивают «непослушного ребенка». Порой недостаточная профессиональная компетентность воспитателей и отрицательное отношение к таким детям в группе мешают эффективному коррекционно-развивающему процессу, а также усугубляют отношения между воспитателями, детьми и их родителями. Для родителей это «трудные дети», которые досаждают взрослым и детям, встревают в разговоры взрослых, мешает им, старается привлечь свое внимание. Такие неадекватные реакции воспитателей и родителей могут привести к ожесточению ребенка, развитию защитной отрицательной агрессивной реакции на окружающих, ребенок становится действительно «неуправляемым». В связи с этим очень важно провести раннюю диагностику и начать коррекционно-развивающие занятия не только с детьми, но и с воспитателями и родителями.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности должно быть комплексным и систематическим, включать медикаментозную терапию и психотерапевтичекие методы, а также своевременным и начинаться в дошкольном возрасте. Психокоррекционная программа должна разрабатываться с учетом особенностей индивидуального развития ребенка. Усилия специалиста следует направить на выявление сильных сторон дошкольника с СДВГ (умений, навыков, способностей), что поможет ребенку ощутить себя успешным, повысить самооценку, мотивацию достижений в других видах деятельности. Выбор методов психологической коррекции зависит от потребностей ребенка, индивидуальных особенностей и возможностей специалиста. При работе с детьми данной категории необходимо акцентировать внимание на развитие следующих моментов:

  • Концентрации внимания;

  • Обучению приемов саморегуляции через использование способов релаксации, визуализации;

  • Доводить начатое дело до конца;

  • Снимать мышечное напряжение;

  • Контролировать свои эмоциональные проявления;

  • Расширять поведенческий стиль во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

  • Развивать быстроту реакции, координацию движений;

  • Развивать тактильное взаимодействие.

Перед тем как выбрать метод психологической коррекции необходимо собрать сведения о ребенке: узнать его медицинский диагноз, узнать методы медикаметнозного лечения, рекомендации специалистов, ранее работавших с ребенком. Возможно использование элементов игровой, песочной, изобразительной, музыкальной терапии.

Помимо коррекционно-развивающей работы с дошкольниками психолог оказывает просветительскую работу с воспитателями. Совместно с ними разрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с «шустриками» группы, составляют индивидуальную программу развития каждого ребенка. При разработке стратегии взаимодействия необходимо учитывать следующие рекомендации5:

  • Введение знаковой системы оценивания;

  • Использование минуток физической разгрузки и релаксационные паузы;

  • Стремится избегать большого количества отвлекающих предметов;

  • Ребенок должен сидеть в центральном ряду перед глазами воспитателя;

  • Направлять излишнюю энергию в полезное русло, например, разложить какие-нибудь шаблоны, листы или др. дидактические материалы на столы;

  • Применять частую смену заданий с использование элементов соревнований;

  • Инструкцию необходимо повторять несколько раз сопровождая иллюстрациями;

  • На определенное время давать только 1 задание;

  • Создавать ситуации успеха, где ребенок смог проявить свои способности;

  • Иметь ровное отношение ко всем детям;

  • Стараться быть всегда в позитивном настроении, говорить спокойно, сдержанно, мягко;

  • Необходимо договариваться, а не пытаться сломить ребенка;

  • Понимать эмоциональное состояние ребенка;

  • Следить за динамикой проявлений СДВГ у ребенка;

  • Создавать спокойную, доброжелательную атмосферу сотрудничества;

  • Чередовать активные и спокойные игры;

  • Поддерживать постоянный контакт с родителями, держать их в курсе дел.

Гиперактивные дети доставляют много проблем не только родителям и педагогам, это еще и серьезная социальная проблема, поэтому чем раньше будет выявлено и начато психокоррекционное воздействие, тем больших положительных результатов достигнут, в первую очередь, дети, а затем специалисты, воспитатели, родители.

Литература:

  1. Афонькина, Ю.А. Технология комплексного сопровождения детей [текст] / Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова.- Волгоград: Учитель, 2012.- 67с.

  2. Брязгунов, И.П., Касатикова, Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях [текст] / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии , 2003. - 96 с.

  3. Мазина, А.К. особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в ситуации смысловых инициаций [текст] : дис….канд. псх. наук : 19.00.13 .- Ростов-на-Дону, 2015.- 175 с.

  4. Монина, Г. Б., Лютова-Робертс, Е. К., Чутко, Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь [текст] / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. — СПб.: Речь, 2007. —186 с.

  5. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в ХХI веке: вызовы и возможности : материалы Виртуальной межвуз. науч.-практ. конф., 1-30 нояб. 2014 г. [текст] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [редкол.: Ю. А. Афонькина (отв. ред.),Т. В. Кузьмичева, Е. И. Голишникова]. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 134 с.

  6. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийской виртуальной научно-практической конференции студентов и аспирантов, 1 марта-3- апреля 2012г. [текст]/ М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [редкол.: Т. В. Кузьмичева (отв. ред.),, Е. И. Голишникова, О.В. Кобзева, О.В.Санташова]. - Мурманск : МГГУ, 2013. - 96 с.

1 Монина, Г. Б., Лютова-Робертс, Е. К., Чутко, Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь [текст] / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. — СПб.: Речь, 2007. —186 с.

2 Мазина, А.К. особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в ситуации смысловых инициаций [текст] : дис….канд. псх. наук : 19.00.13 .- Ростов-на-Дону, 2015.- 175 с.

3 Мазина, А.К. особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в ситуации смысловых инициаций [текст] : дис….канд. псх. наук : 19.00.13 .- Ростов-на-Дону, 2015.- 175 с.

4 Мазина, А.К. особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в ситуации смысловых инициаций [текст] : дис….канд. псх. наук : 19.00.13 .- Ростов-на-Дону, 2015.- 175 с.

5 Брязгунов, И.П., Касатикова, Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях [текст] / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии , 2003. - 96 с.

Просмотров работы: 1240