ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

Шарафутдинова А.А. 1
1ФГБОУ ВПО Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития социального страхования в России. Уточняется понятие «социальное страхование». Определяется место и роль ФСС, уделяется особое внимание видам системы социального страхования в современной России. Описываются базовые условия формирования и функционирования цивилизованной системы социального страхования и акцентируются институциональных признаков, которые отличают ее от других институтов социальной защиты. В статье приведены данные анализа состояния сектора социального страхования и обозначены базовые проблемы и недостатки развития социального страхования в современных российских условиях.

Abstract

The article discusses the development of social insurance in Russia. The concept of "social insurance". Define the place and role of the FSS, special attention is paid to types of social insurance in modern Russia. Describes the basic conditions of formation and functioning of a civilized social security system and accentuated the institutional characteristics that distinguish it from other social security institutions. The article presents the data of analysis of the sector of social insurance and identifies basic problems and shortcomings in the development of social insurance in modern Russia.

Ключевые слова: социальное страхование, институциональные признаки, Фонд социального страхования, история становления системы социального страхования.

Любое развивающееся государство должно обеспечивать защищенность своего населения. Это экономическая, правовая, политическая, в том числе и социальная защищенность граждан. В связи с этим следует выяснить ее развитие и формирование в России. Нами была предпринята попытка определения картины становления системы социального страхования в России от истории и до современности. В ходе исследования был обоснован объект: механизм формирования государственного социального страхования. Актуальным является то, что расширяется проблема развития социального обеспечения населения. В связи с этим требуется разработать новую разветвленную систему внебюджетных фондов социального страхования: пенсионного, социального, медицинского, занятости, которая урегулирует стоящую проблему защиты населения.

Уточним понятия «социальная защита» и «социальное страхование», что позволит нам выявить различия выбранных нами систем. Социальная защита населения, в широком смысле слова, представляет собой множество социально-экономических мероприятий, которые проводятся государством и обществом, и обеспечивается предоставление приемлемых условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание стабильного осуществления жизни и деятельного существования личности различным социальным категориям, а также комплекс мер, направленных на предотвращение ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет группу мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения во время экономических преобразований. Система социальной защиты населения на современной стадии включает в себя:

- социальное обеспечение;

- социальное страхование;

- социальную поддержку (помощь)

Реализовывается социальная защита граждан за средства государственного и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Социальное страхование является объективной необходимостью. На определенной ступени развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут позаботиться о себе в пропитании и в материальных средствах. Система социального страхования выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения[5].

Нам следует обратиться к понятию. Страхование (insurance) — это финансовая форма защиты от событий, которые рано или поздно обязательно произойдут, например смерть, а поэтому люди применяют различные виды материальной поддержки; например, используют такой вид, как страхование жизни[1, с. 41].

По утверждению Роика В.Д., социальное страхование представляет собой фундаментальный, базовый институт социальной защиты работающего населения в странах с рыночной экономикой. Его предначертание состоит в выполнении одной из ключевых функций общественного производства - воспроизводственной - в сфере трудовых отношений, осуществление которой организуется посредством формирования и распределения страховых ресурсов для защиты работников от массовых видов социальных рисков утраты трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость) или места работы (безработица) [3, с. 9].

Главной из них является ФСС- Фонд социального страхования[5].

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только стационарное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллегиальной основе. Индивидуальным образцом фондов выступали страховые кассы. При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом образования первой фондовой организации в этой сфере. ФСС был единственной внебюджетной организацией в тот период. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС. В эпоху перестройки система социального страхования значительно преобразовалась и обрела всем знакомые западноевропейские формы. Первыми в новой истории Российского государства были созданы: ПФ (середина декабря 1990 года); ФСС (декабрь 1990 года). На тот момент система здравоохранения пребывала в скорбном состоянии, а уровень безработицы был чрезвычайно высок. Это и стало коренной причиной принятия в 1991 году ряда законов касательно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их осуществление стартовало только с 1992 года. В итоге возникли: фонд занятости населения; ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями). Вначале 2000-х ГФЗ был упразднен. Основанием тому стала его малоэффективность в решении поставленных правительством задач. Период тотальной безработицы прошла и вместе с ней исчезла необходимость в содержании ГФЗ. Социальные права безработных не остались без внимания. Все выплаты, которые им установлены, осуществлялись из федерального бюджета. Схожая схема функционирует в наше время. Проблемы безработицы были признаны общегосударственными. Страна и по сей день решает их за свои средства. Обязательное страхование от несчастных случаев было введено с 2000 года. Оно осуществляется ФСС. На данном этапе социальное страхование представляется главным компонентом государственной защиты населения[5].

Приведем краткую характеристику систем социального страхования в современной России, раскрытую Савином А.Н.:

- Фонд занятости — государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости. Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи.

- Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

- Фонды социальной поддержки населения — это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения. Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.

- Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обязанности производить обязательные отчисления в государственный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды. Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем[2, с. 5-7].

Необходимо обратить внимание на базовое условие развития и работы просвещенной системы социального страхования. С конца первой половины ХХ в. амплуа социального страхования в национальных системах социальной защиты выступает базовой. В странах Европейского Сообщества (ЕС) мера финансирования социального страхования к концу ХХ в.составил величину в интервале 16-25% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в расходовании на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45-55% ВНП).

Такой крупный финансовый ресурс социального страхования позволяет обеспечивать высокие жизненные эталлоны и уровни защиты для застрахованных. Так, размер пенсий и других выплат составляет в развитых странах в среднем 65-75% от заработной платы для большинства получателей страховых возмещений.

В России резерв социального страхования еще только формируется. Совокупное количество страховых финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 8% ВВП.

В такой мере низкая доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных (в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС) предоставляет выплачивать пенсии, составляющие в основной своей массе всего 30-35%.

Наиболее острой является проблема крайне низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения. Минимальные размеры трудовой пенсии по старости на начало 2010 года составили всего 75% прожиточного минимума пенсионера. Средний размер пенсии хотя и несколько превосходит прожиточный минимум и составляет 128% его размеры, но абсолютные размеры пенсий более 50 % пенсионеров находятся на уровне их прожиточного минимума[3, с. 6-8].

По мнению В.Д. Роика, наиважнейшим показателем развития страхования являются институциональные признаки, которые отличают его от других институтов социальной защиты (государственной социальной помощи или личного страхования):

-застрахованные защищаются от утраты заработной платы, а размер страховых взносов и компенсационных выплат увязан именно с заработной платой, для сравнения — социальная помощь и личное страхование такой зависимости не обеспечивают;

-получателями страховых выплат могут быть только застрахованные лица, как правило, наемные работники, которые своими личными страховыми взносами и взносами в их пользу работодателей приобрели право на данный вид социальной защиты;

-размер выплат учитывает наличие нетрудоспособных лиц, содержащихся у застрахованных лиц на иждивении

-финансовой основой социального страхования является страховой механизм целевых финансовых накоплений (фондов), формируемых из взносов работников и работодателей; средства фондов распределяются между застрахованными лицами, для которых наступают страховые события, а в тех случаях, когда страховое событие не наступает, ресурсы используются в пользу тех работников, для которых страховые события наступают, что делает социальное страхование наиболее дешевым по сравнению с другими страховыми институтами[4, с. 21-22].

Кроме того, выявляются и сильные стороны института социального страхования, который рентабельно отличаются от других институтов страховой защиты:

- социальное страхование более достоверно и устойчиво совершает работу по основанию масштабности страхового поля и всесторонней поддержки государством;

- общая финансовая нагрузка не так затруднительна, так как

неизбежный по закону характер гарантирует постоянное и массовое количество страховых поступлений;

- стандарты страховой защиты предоставляет большой круг профилактических и реабилитационных услуг[3, с. 11].

Таким образом, совокупность существующих проблем в области пенсионного, медицинского и других видов социального страхования в ХХI веке для многих стран будет представляться одним из всемирных предписаний, ответ на который потребует затруднительных решений и больших по объему финансовых средств. С этой целью всё чаще вносятся предложения об увеличении возраста выхода на пенсию, снижении расходов на государственное социальное обеспечение, передаче некоторых функций в области социального страхования частным структурам. В выработанных условиях государственное социальное страхование, выдающие небольшие по размеру пенсии и пособия, а также дефицитные по количеству и качеству медицинские услуги, требует серьезной и настоятельной модернизации. Требуются системные меры по созданию всей совокупности условий, обеспечивающих организации развитой системы институтов социального страхования в Российской Федерации. При этом следует подразумевать, что довольно многое будет зависеть от политики властей, от того, какие меры предпримет правительство для форсирования страховых отношений, поскольку проведенные в предыдущие годы реформы пенсионной и налоговой системы, здравоохранения и межбюджетных отношений все еще не дали возможность выработать эффективные институты пенсионного, медицинского и других видов социального страхования

Библиографический список:

  1. Бизнес: Оксфордский толковый словарь. Англо-русский.— М.: Изд-во «Прогресс — Академия», Изд-во РГГУ, 1995.-752с.

  2. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования /А.Н.Савинов, Т. Ф. Зарембо. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.

  3. Роик В.Д. Концептуальные подходы совершенствования пенсионного и других видов социального страхования в меняющемся мире социально-трудовых отношений / В.Д. Роик С. 32

  4. Роик В.Д. Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы / В.Д. Роик. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 258 с.

  5. Ульяновская область [Электронный ресурс]: URL: http://prostrahovanie24.ru/soc/sistema.html ( дата обращения 09.11.2015)

Просмотров работы: 2514