ДИСКРЕТНО-СОБЫТИЙНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИСКРЕТНО-СОБЫТИЙНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Комаревцева О.О. 1
1Орловский филиал ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дискретно-событийное моделирование осуществим по средствам динамической программы имитационного моделирования AnyLogic. Программа имитационного моделирования AnyLogic позволяет сформировать непрерывную дискретную модель, состоящую из потоковых элементов. Элементами нашей модели выступают макроэкономические (национальные), мезоэкономические (региональные и муниципальные) микроэкономические (бизнес) и домохозяйственные системы (с учетом низкого взаимодействия муниципальных образований и международных отношений, уровень изменений мегоэкономики (мировой экономики) отражается на изменениях макроэкономических процессов). Каждая из данных систем, которая является накапливающей, имеет вспомогательные переменные: внутренние и внешние, которые в свою очередь определяются фиксированными константами (табл. 1).

Таблица 1 - Вспомогательные переменные с фиксированными константами

Экономическая система

Внутренние изменения

Внешние изменения

Макроэкономика

- управленческие;

- нормативные;

- плановые;

- трансфертно-инфляционные;

- инновационно-технологические.

- коммуникационные;

- валютные;

- санкционные;

- инвестиционные.

Мезоэкономика

- демографические;

- научно-интеллектуальные;

- ресурсные;

- экологические;

- рыночно-институциональные.

- рационализация внешних потоков;

- долговые;

- кредитные;

- торгово-экономические.

Микроэкономика (бизнес)

- бизнес-процессов;

- проектные;

- ориентационные.

- финансовые потоки;

- финансово-кредитные;

- налоговые.

Домохозяйства

- психологические;

- социальные.

- финансовые потоки;

- финансово-кредитные;

- продовольственные.

Представленные в данной таблице фиксированные константы оцениваются как качественные и количественные переменные [1,c.95]. Плановые, трансфертно-инфляционные, валютные, санкционные, инвестиционные, ресурсные, рыночно-институциональные, рационализация внешних потоков, долговые, кредитные, торгово-экономические, бизнес-процессы, проектные, финансовые потоки бизнеса и домохозяйств, финансово-кредитные, налоговые и продовольственные изменения измеряются в тысячах рублей. При этом остальные вспомогательные-переменные, имеющие качественный характер будут рассчитаны в потенциальных значениях по степени важности (от 0,01 – менее значимые до 1 – более значимые). Кроме того, необходимо отметить, что связь между качественными и количественными фиксированными константами является прямой, что свидетельствует о влиянии их на все экономические системы муниципального образования г. Орел.

Качественные фиксированные константы рассчитаем при помощи форсайт-анкетирования 45 экспертов (период июль-декабрь 2014, январь-июль 2015), которые по степени значимости (рассчитывая удельный вес) отдают предпочтения той или иной вспомогательной переменной. Применив уравнение парной линейной регрессии с постоянным шагом измерим значение каждой качественной фиксированной константы. Показатели экспертных оценок качественных констант представлены на рисунках 1.

Значения качественных констант показали, что наибольшее предпочения эксперты предают демографическим изменениям (demo), присвоив им удельный вес равный 0, 77. Остальные значения качественных констант имеют следуещие значения: управленческие изменения (uprav) – 0,32; нормативные изменения (norm) – 0,24; инновационно-технологические изменения (inov) – 0,51; коммуникационные изменения (komun) – 0,42; интеллектуальные изменения (intel) – 0,44; экологические изменения (ekol) – 0,30; ориентационные изменения (orient) – 0,20; психологические изменения (psicho) – 0,48; социологические изменения (social) – 0,50.

Степень значимости большинства качественных констант возрасла (например, значимость инновационно-технологических изменений вырасла на 7%), при этом, по мнению экспертов, психологические и ориентационные изменения стали иметь наименьшие значение.

При расчете коэффициента корреляции используем формулу Пирсона: , где — значения переменной X; — значения переменной Y; — среднее арифметическое для переменной X; -среднее арифметическое для переменной Y.

Используя данные, полученные методом экспертных оценок, вычисляем значения корреляции. Уравнение парной линейной регрессии:. Подставив в данное уравнение ответы экспертов за январь-июль 2015 года, получим уточненные значения качественных переменных дискретно-событийной модели управления изменениями в экономических системах муниципального образования г. Орел.

Рисунок 1 - Качественные константы дискретно-событийном моделировании изменений экономических систем города Орла, полученные на основе уравнения парной линейной регрессии

Полученные значения расходятся с экспертными оценками примерно на 0,09-0,12%, что свидетельствует о незначительной погрешности при построении дискретно-событийной модели [2,c.77].

Параметры потока изменений в дискретно-событийной модели на основе муниципального образования г. Орла иерархичны, масштабируемы, расширяемы и объективно-ориентированны, что позволяет смоделировать систему от начала появления изменений до их устранения.

Схема является базисной, состоящей из пяти основных элементов, которые выступают в качестве критериев при организации данного процесса:

  1. Критерий ismenenie генерирует изменения в экономике муниципального образования г. Орел (макроэкономика, мезоэкономика, микроэкономика (бизнес), домохозяйства). Данный объект используется в качестве начальной точки диаграммы процесса, формализующей движение изменений.

  2. Критерий kolichestv_konst и kachestv_konst моделирует очередь второстепенных изменений, которые следует только за первичными изменениями. Например, макроэкономические изменения – будут являться первичными, а изменения, которые в них входят – второстепенными.

  3. Критерий vremja задерживает изменения на заданном периоде времени.

  4. Критерий unichtogenie уничтожает поступившие изменения, после того когда на их место приходят новые изменения или они переходят в ранг «учтенные».

Рисунок 2 - Запуск базисной модели по управлению изменениями в экономических системах муниципального образования г. Орел

При формировании данной модели учитываются следующие факторы: интенсивность внедрения изменений – не больше 1-3 недель, учет изменений в год – 49 (из них 35 – количественных, 14 - качественных), время задержки изменений – минимальное 1 неделя, среднее 3-4 недели, максимальное 1 месяц (просрочка изменения на 1 месяц 1 день – неучтенное изменение).

Вследствие этого, все выявленные за год изменения в экономических системах муниципального образования г. Орел в конце года становятся учтенными, имея при этом алгоритм решения.

Для определения движения изменений в экономических системах используем функцию моделирования size, которая позволяет при помощи цвета определить учтены ли изменения или нет. Тем самым, если время для учета изменений истекает, то цвет кружка в потоке будет красным, в противном случае зеленым (рисунок 3).

Рисунок 3 - Учет изменений в потоки организации управления изменениями экономическими система муниципального образования города Орел

В качестве этапов управления изменениями в экономических системах муниципального образования города Орел используем поступление «извне» (2 минуты), поиск информации (5 дней), обработка информации (1 день), учет изменения (2 дня), решение (1,5 дня), отчет об изменении (2 часа). Построим 3 D модель организации управления трансфертно-инфляционными изменениями в муниципальном образовании г. Орле.

Трансфертно-инфляционные изменения представлены в виде дорожного знака, уничтожение изменений – зданием. В целом, учет транфертно-инфляционных изменений происходит 3 раза в квартал, включая при этом: ежемесячный уровень инфляции и распределение трансфертных выплат муниципального бюджета. Встроенные значения данных показателей в имитационную дискретно-событийную модель представлены на рисунках 4-5.

Рисунок 4 - Инфляционные изменения в г. Орле за 2014-2015 годы в дискретно-событийной модели

Рисунок 5 - Межбюджетные трансфертные изменения в г. Орле за 2014-2015 годы в дискретно-событийной модели

Усложнив данную модель, добавим субъект, обслуживающий изменения. В каждый момент времени субъект может быть занят только одним изменением (рисунок 6).

При этом, все субъекты (служащие) будут иметь одинаковый поток изменений (максимальное количество изменений 49 в год); время учета изменений остается прежним. Продемонстрируем усложненную модель организации управления трансфертно-инфляционными изменениями экономическими системами муниципального образования города Орла.

Рисунок 6 - Усложненная дискретно-событийная модель организации управления трансфертно-инфляционными изменениями муниципального образования города Орел

В качестве субъектов учитывающих изменения в экономике муниципального образования выбраны органы региональной власти, органы местного самоуправления, Казначейство Орловской области, специализированные помощники [3, c.290]. На рисунке 6 отражены три основные площадки движения изменений – страна, регион и муниципальное образование. Основной учет изменений происходит на местном уровне, при этом только три субъекта данной модели могут единовременно осуществлять весь процесс управления изменениями (поступление «извне», поиск информации, обработка информации, учет изменения, решение). Казначейство Орловской области представляет лишь отчет об изменениях.

Наличие элемента сбора статистики по времени предполагает добавление элемента «waitTime», который учитывает время обработки изменения каждого из субъектов и элемент «Timesystem» - определяющий время самого процесса движения изменения. Данные элементы запоминают соответствующие значение времени для каждого изменения, представляя при этом стандартную статистическую информацию: среднее, минимальное, максимальное значение, среднеквадратическое отклонение и т.д (рисунок 7).

Рисунок 7 - Конечная модель организации процесса управления изменениями в экономических системах муниципального образования города Орла

На основе построенной модели было выявлено, что среднее время уничтожения изменений составляет 8 месяцев и 8 дней, средняя продолжительность обработки – 2 месяца 7 дней, весь процесс управления изменением – 18 месяцев 1 день, что говорит о неэффективной системе управления, созданной в муниципальном образовании городе Орел. При этом в данном процессе на сегодняшний день задействован только один субъект – органы местного самоуправления.

Таким образом, для организации управления изменениями в экономических системах города Орла, считаем необходимым:

  1. Задействовать всех субъектов, указанных в дискретно-событийной модели.

  2. Производить учет времени по управлению изменениями.

  3. Применить индикаторы учета изменений (зеленый – изменения учтены красный – изменения не учтены).

  4. Ежегодно формировать новую дискретно-событийную модель по управлению изменениями в экономических системах муниципального образования города Орел.

Библиографический список

1. Кыштымова, Е.А., Лытнева, Н.А. Стратегический анализ как метод формирования информационно-аналитического обеспечения прогнозирования элементов собственного капитала // Научные записки ОрелГИЭТ. -2014. -№ 2 (10). -С. 95-100.

2. Илюхина Н.А., Комаревцева О.О. Дискретно-событийное моделирование в управлении экономической системы муниципального образования // Современные наукоемкие технологии. - №7. - 2015. – С. 77-80.

3. Лытнева Н.А., Комаревцева О.О. Алгоритм финансово-инвестиционной оценки муниципального образования для исследования эффективности экономических систем // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 11-2. С. 290-295.

Просмотров работы: 675