НЕОБХОДИМОСТЬ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НЕОБХОДИМОСТЬ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кормильцина Т.В. 1
1Южный институт менеджмента
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Разговоры об импортозамещении в нашей стране ведутся не первый год и, конечно, не потеряли своей актуальности, особенно в моменты кризисов. После введения Россией специальных экономических мер, ограничивающих ввоз в страну многих продовольственных товаров из ряда западных стран, появилась необходимость в импортозамещении. Оно предполагает частичную или полную замену импортных товаров отечественными.

В соответствии с экономическими законами рационального использования потенциала национальной экономики, а также из соображений политической и экономической безопасности, государство старается заменить товары, которые приходится импортировать, товарами собственного производства. В.В. Путин в статусе Председателя Правительства РФ говорил: «Импортозамещение не является для нас самоцелью, и далеко не всегда мы должны стремиться к импортозамещению. Но как отдельная тема она тоже имеет право на существование. …Иногда выгоднее эффективно функционировать в рамках международного разделения труда, получать дешевый качественный продукт от наших партнеров за границей. Но в некоторых случаях мы, конечно, должны уделять внимание импортозамещению».

Экономическая целесообразность импортозамещения заключается в основном в следующем.

Во-первых, сохраняется в границах государства прибавочная стоимость, которая не сможет попасть в страну, если приобретать нужную продукцию за рубежом.

Во-вторых, рост отечественного производства позволяет не только сохранить рабочие места, но и создать новые, совершенствовать подготовку кадров.

В-третьих, важнейшим направлением развития импортозамещения становится размещение производства импортозамещающей продукции на базе уже существующих предприятий, ибо организация импортозамещающих производств с нуля в нынешних экономических и политических условиях осложнена не только недостатком инвестиционных ресурсов, но и лимитом времени. Подобное развитие импортозамещения дает возможность в значительной мере использовать накопленный производственный потенциал отрасли, перерабатывающей промышленности, корпорации, более эффективно распорядиться собственными ресурсами, разнообразно и оперативно удовлетворять потребности населения, способно пополнить бюджетную систему предприятий, регионов и государства в целом, а также повысить уровень доходов населения.

В-четвертых, активное импортозамещение, базирующееся на создании новых конкурентоспособных производств, способствует структурным преобразованиям в экономике, позволяя формировать новые производства и отрасли, создавать дополнительный спрос на собственное оборудование, сырье, материалы, развивать научные исследования, переходить на мировой уровень НИОКР. Причем новые производства, и в первую очередь высокотехнологичные импортозамещающие, не могут ориентироваться только на потребителей внутреннего рынка, а должны выходить и успешно конкурировать на рынках ближнего и дальнего зарубежья.

В-пятых, импортозамещающая продукция обычно обходится дешевле, чем привезенная из-за рубежа, за счет отсутствия таможенных пошлин, более низких издержек и щадящей налоговой нагрузки. В развитии импортозамещающих производств ключевая роль принадлежит активизации внутренних стимулов.

В-шестых, местные компании лучше знают требования и предпочтения своего потребительского рынка, национальные, культурные, образовательные и экономические особенности.

В-седьмых, импортозамещение призвано обеспечить непрерывность поставок стратегической продукции, которая должна производиться внутри страны во избежание разрыва технологической цепочки из-за форс-мажорных обстоятельств. В связи с тем, что данный аспект импортозамещения носит политический характер, вопрос экономической целесообразности может выходить на второй план. Можно констатировать, что политика импортозамещения способствует складыванию стабильной экономической и социально-политической ситуации в стране, позволяет и дальше развивать рыночные отношения.

Но мнения о необходимости импортозамещения разделяются. Одни считают текущую ситуацию в стране шансом для отечественных предприятий вытеснить импортные товары с рынка, а другие критически относятся к импортозамещению в принципе.

Стратегия импортозамещения сыграла важную роль в формировании экономик многих развивающихся стран. Но при этом известно, что эффективная стадия процесса, как правило, длится не очень долго. После чего во всех странах, которые делают ставку на эту модель, неизбежно наступает кризис.

Так произошло и в Латинской Америке, где с 1960-х гг. страны этого региона стали развиваться очень динамично. Но уже с середины 1970-х экономический рост стал замедляться, а в 1980-х наступил глубокий социально-экономический кризис, ставший началом так называемого «потерянного десятилетия», отбросившего далеко назад экономику стран этого региона. В 1990-х гг. Латинской Америке удалось преодолеть кризис – экономический спад сменился подъёмом. Одним из факторов роста стала новая, экспортно-ориентированная, открытая модель экономического развития.

С другой стороны, существуют позитивные примеры реализации программ импортозамещения среди азиатских стран. В Восточной и Юго-Восточной Азии (Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд и др.) преобладала политика импортозамещения. В начале реализации своих программ страны региона действовали по аналогии со странами Латинской Америки. Но на последующих этапах они не стали замыкаться на внутренний рынок, а переориентировали производство на экспорт, стали активно осваивать мировые рынки, инвестировать в собственные исследования и разработки.

Осуществление процессов импортозамещения в нынешних непростых геополитических условиях неизбежна. Но сомнений в том, что Россия способна последовательно реализовать стратегию импортозамещения, нет. Просто нельзя превращать внутренний рынок в замкнутую систему, которая будет сама себя обеспечивать. Надо пытаться сохранить то, что мы выстраивали более 20 лет. Нельзя замыкаться на одном лишь импортозамещении, а необходимо развивать национальную экономику, в том числе с ориентацией на экспорт.

Россия обладает очень ёмким внутренним рынком, что делает необоснованными попытки отмахнуться от задач импортозамещения под предлогом его принципиальной неэффективности. При наличии ёмкого внутреннего рынка политика импортозамещения может проводиться не только ограничительными методами, но и методами стимулирования, как в случае с поддержкой экспорта.

На уровне экономики в целом в последние месяцы активизировались факторы, в некоторой степени облегчающие процесс импортозамещения, такие как ослабление рубля и "война санкций". Также в российской экономике существует целый ряд отраслей, импортозависимость которых существенно превышает среднемировой уровень. Но как отмечал Сергей Цыб, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 г. можно ожидать снижения импортозависимости по разным отраслям промышленности с 70–90 до 50–60 %, а в ряде отраслей эти показатели могут быть гораздо ниже.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для экономического и политического благосостояния нашей страны импортозамещение крайне необходимо.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Анимица Е.Г., Анимица П. Е., Глумов А. А. Импортозамещение в промышленном производстве региона: концептуально-теоретические и прикладные аспекты // Экономика региона. — 2015. — № 3. — С. 161-169.

  2. Пичурин И.И., Блинов Д.В. Обеспечение импортозамещения после вступления России в ВТО. — Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2014. — 144 с.

  3. Кричевский Н.А. Россия. Сквозь санкции – к процветанию! – М.: Дашков и К, 2015. — 216 c.

  4. http://businessofrussia.com/dec-2014/item/975-kondratyev.html

  5. http://tass.ru/opinions/1597499

Просмотров работы: 2829